Чьей горячей водой будет пользоваться Киев. Как пересеклись интересы Ахметова и Порошенко — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Чьей горячей водой будет пользоваться Киев. Как пересеклись интересы Ахметова и Порошенко

Казна и Политика
1486
Взаимные долги государства, киевлян, Киевэнерго и Нафтогаза оставили многих жителей столицы без горячей воды. Поставки возобновятся, но рынок коммунальных услуг замер в предчувствии нового передела.
Нынешним летом киевляне в очередной раз стали заложниками борьбы бизнес-групп за столичный рынок коммунальных услуг. Утром 8 июля пресс-служба “Киевэнерго” – принадлежащего миллиардеру Ринату Ахметову монопольного поставщика электричества и тепла – сообщила, что из-за ареста своих счетов компания приостанавливает гидравлические испытания и ремонт теплосетей.
Для киевлян, которые давно привыкли к двум неделям каждым летом без горячей воды, это означало, что горячей воды может не быть очень долго.
Сотрудники “Киевэнерго” развесили на входах в многоэтажки объявления, в которых, ссылаясь на арест счетов по инициативе “Нафтогаза”, не обещали возобновления поставок горячей воды в ближайшем будущем.
Задолженность компании Ахметова перед “Нафтогазом” за поставленное голубое топливо превышает 260 млн грн, однако не этот долг стал причиной блокирования денег, которое произошло по решению суда 4 июня. Энергетический госгигант выставил к “Киевэнерго” санкции на 1,5 млрд грн – это штрафы за газовые долги 2014-2015 годов. Сами долги при этом были погашены.
“Нафтогаз” предъявил претензии не только к “Киевэнерго”, а и еще к 103 аналогичным компаниям в других регионах Украины. В ответ на заявления ахметовской компании и развешенные ею объявления, госмонополия обвинила ее в шантаже.
«Киевэнерго” не должно шантажировать киевлян собственными долгами, – говорилось в пресс-релизе “Нафтогаза”. – Очевидно, что “Киевэнерго” пытается сделать своих клиентов заложниками в борьбе за возможность не возвращать долги».
Журналисты поинтересовались, можно ли считать действия “Киевэнерго” шантажом, у Тараса Галайды, эксперта по коммунальной тематике организации “Публичный аудит”. «Это популизм с их стороны, – сказал Галайда. – Они хотели привлечь внимание прессы».
Хорошо понимают необходимость внимания прессы и в “Нафтогазе”. Госкомпания подчеркнула, что на протяжении последних лет она фактически бесплатно кредитовала “Киевэнерго” на миллиарды. У Ахметова не оставили это заявление без ответа и напомнили, что киевляне не заплатили им только лишь за поставленную электроэнергию 895 млн грн.
В “Нафтогазе” поняли, что могут оказаться крайними, и наверняка приготовились к компромиссу с “Киевэнерго”, комментирует Алексей Кучеренко, экс-министр жилищно-коммунального хозяйства.
Порошенко имеет свои методы решения проблем
Однако крайним ощутил себя не один “Нафтогаз”. Мэр Киева Виталий Кличко, союзник Петра Порошенко, почувствовал, что ситуация может сказаться на его рейтинге накануне возможных в 2017 году местных выборов, которые предусмотрены принятыми в первом чтении поправками к Конституции о децентрализации. В итоге, Кличко 16 июня обратился к президенту с просьбой помочь разобраться с проблемой, из-за которой жители города неделю за неделей довольствуются холодным душем.
Вмешательство Порошенко не заставило себя ждать. Верховная Рада, контролируемая фракцией Блока Петра Порошенко, 7 июля приняла закон, которым ввела мораторий на начисление и взыскание штрафов с компаний, оказывающих коммунальные услуги, за долги по газу и электроэнергии, если они не получили от государства компенсацию разницы между тарифами и реальным расходами. Под действие этого закона, который на данный момент находится на подписи у президента, подпадает и “Киевэнерго”.
В ответ на запрос НВ компания Ахметова очень положительно высказалась о принятом законе и сказала, что очень ждет его вступления в силу, поскольку это поможет разблокировать ее банковские счета. Нафтогаз при помощи исполнительной службы уже списал с них 51,5 млн грн санкций. Уже 13 июля появились очередные новости от “Киевэнерго”: компания, удовлетворенная новым законом, возобновила испытания труб и сетей в преддверии грядущего осенью отопительного сезона.
В отличие от Ахметова, законом очень недоволен министр финансов Александр Данилюк. Мало того, что Рада не приняла законы, которые нужны для продолжения получения денег от Международного валютного фонда, так она еще и проголосовала за документ, который фонду явно не понравится. «МВФ будет требовать, чтобы его ветировали, – предположил министр. – Это конкретное нарушение. Нам нужно очень аккуратно сейчас работать с парламентом, потому что перед заседанием совета директоров МВФ это очень плохой сигнал».
Если от бизнеса столько проблем, зачем он собственнику?
Пока неясно, как подобные ситуации скажутся на желании Ахметова продолжать управлять киевскими теплосетями и теплоэлектроцентралями, контроль над которыми он, согласно договору, потеряет в конце 2017 года. Киевская мэрия так никогда и не сделала этот договор публично доступным.
Из офиса Кличко поступали неоднократные сигналы, что мэрия хочет вернуть контроль над активами себе. Ахметовский “ДТЭК” занял позицию, что поставки тепла не очень-то и выгодный бизнес, сражаться за который холдинг любой ценой не намерен.
При этом, одновременно с существенным ростом тарифов, к киевским поставщикам коммунальных услуг растет интерес бизнес-группы президента. Источник, близкий к координатору этой группы и депутату Игорю Кононенко, передал НВ слова правой руки Порошенко, что управляемые “Киевэнерго” активы вернутся в собственность города и сомнений в этом нет никаких.
Интерес Порошенко и Кононенко к коммунальному бизнесу подтверждает Владимир Бондаренко, глава комиссии Киевсовета по жилищно-коммунальному хозяйству. Эти интересы не ограничиваются “Киевэнерго” – смотрят управляющие активами Порошенко и на “Киевводоканал”.
Прибыль приносит не только горячая вода, но и холодная
На сегодня городу прямо принадлежат 25% “Киевводоканала”. Кроме того, через мажоритарный пакет “Киевэнергохолдинга” город оставил за собой контроль над поставщиком воды для столицы. Однако в акционерах “Киевэнергохолдинга” числятся и офшоры – кипрский Densec Limited и британский Artio Global Investors LTD.
Бондаренко из Киевсовета рассказывает, что ранее конечным бенефициаром этих офшоров был Сергей Курченко, олигарх из обоймы Виктора Януковича. Позже он их якобы уступил Кононенко. Однако проверить это не удалось. Сам Кононенко на запрос НВ не ответил.
“Киевводоканал” интересен не только как отдельный бизнес, но и как ресурс для основного актива президента – кондитерской компании Roshen. Так, в середине июня комиссия Киевсовета по жилищно-коммунальному хозяйству получила пакет с предложениями о бесплатной передаче принадлежащих “Киевводоканалу” артезианских скважин.
На скважину, в частности, претендовала государственная больница для топ-чиновников в Феофании. Но если бесплатную передачу коммунальных активов в госсобственность еще можно как-то аргументировать, то аналогичная просьба компании Roshen вызвала у комиссии вопросы. Кондитерская империя президента хотела бесплатно получить две скважины на территории своих производственных мощностей в Голосеевском районе. Они бы обеспечили производство водой в промышленных масштабах. Бондаренко оценил потери “Киевводоканала” от проекта на уровне 30 млн грн в год. Получить скважины Roshen не удалось.
Связи бизнес-группы Порошенко и “Киевводоканала” прослеживались и раньше. За день до банкротства банка “Хрещатик”, которое произошло 5 апреля, “Киевводоканал” перевел свои деньги оттуда в “Международный инвестиционный банк”, принадлежащий Порошенко и Кононенко. Среди миноритарных акционеров банка есть дети Константина Ворушилина, который возглавляет Фонд гарантирования вкладов физических лиц и прямо занимается вопросами банкротства.
НВ поинтересовалось у Кучеренко, экс-министра ЖКХ, известно ли ему про интересы группы Порошенко в “Киевэнерго” и “Киевводоканале”. «Я допускаю, что там есть его интересы», – ответил эксперт. По его данным, Кононенко хочет получить контроль над киевскими ТЭЦ-5 и ТЭЦ-6, а требующие ремонта теплосети отдать городу. «Я не удивляюсь присутствию Кононенко и в Киевводоканале, учитывая хаос в тарифообразовании и то, какие потоки вымываются из киевлян», – добавляет Кучеренко.
Прибыльная непрозрачность тарифов
К тарифам “Киевэнерго” у знатоков коммунального рынка вопросов много. «Они не раскрывают свои затраты, которые подают в Нацкомиссию по регулированию энергетики и рынка коммунальных услуг (НКРЭ), для получения тарифа, – жалуется Галайда из “Публичного аудита”. – НКРЭ эти данные тоже не раскрывает». На сайте “Киевэнерго” опубликована инфографика с разбивкой составляющих тарифа, однако эксперт объясняет, что все эти данные нужно хорошенько проверить.
Тариф, полученный компанией Ахметова от НКРЭ на электроэнергию для населения, составляет 0,57-1,56 грн за 1 кВт-час. Точно такой же тариф, для примера, у “Житомироблэнерго”. «Этого просто не может быть», – сокрушается Кучеренко. Мощности по производству электроэнергии, которую “Киевэнерго” поставляет киевлянам, находятся либо в самой столице, либо в Киевской области, в то время как “Житомироблэнерго” получает электрику из других областей, так что и затраты у нее больше.
Передел столичного рынка коммунальных услуг – результат конкуренции олигархических групп, в то время как улучшить качество этих услуг могла бы конкуренция профильных инвесторов. В мэрии много раз говорили, что ищут таких инвесторов, но пока их не нашли. Так что умение довольствоваться холодным душем или обходиться без водопровода вообще киевлянам еще пригодится.
Иван Верстюк
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас