Законодательные изменения и инвестиции в инфраструктуру подняли популярность электромобилей в Украине — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Законодательные изменения и инвестиции в инфраструктуру подняли популярность электромобилей в Украине

Технологии&Авто
701
Электрокары перестали быть в Украине штучным товаром — машины с электрическим двигателем вместо бензинового или дизельного мотора все чаще покупают обычные украинцы.
По подсчетам НВ, сегодня украинцы в среднем приобретают по два электрокара в день. И хотя по сравнению с общим количеством машин в стране подобных автомобилей в стране все еще немного, именно электросегмент стал одним из самых быстрорастущих: за полгода число машин на электротяге, по данным МВД, выросло почти втрое — с 272 зарегистрированных по состоянию на август 2015‑го до 693 на середину февраля 2016‑го. Более свежую статистику министерство не предоставляет. Однако, по оценке Евгения Муджири, основателя сайта autogeek.com.ua, сейчас по дорогам Украины ездит не менее 1 тыс. электромобилей.
Параллельно развивается и инфраструктура. В городах-миллионниках и на популярных трассах национальные сети автозаправок активно открывают пункты зарядки. Благодаря этому на электромобиле уже можно без проблем доехать из Киева в Одессу или во Львов.
Законодательные изменения и инвестиции в инфраструктуру подняли популярность электромобилей в Украине
Нефтенезависимые
Мода на электромобили в Украине началась два года назад. Одним из первых подобную машину — суперкар Tesla Model S от Илона Маска — купил известный киевский ресторатор Дмитрий Борисов. Теперь у него уже две Tesla. “Это рациональный и экономичный выбор”,— говорит Борисов, отмечая, что благодаря электрокарам экономит семейный бюджет: ему не нужно тратить деньги на техобслуживание и бензин.
Еще один известный владелец Tesla, львовский ресторатор Андрей Худо, сравнивая свой нынешний электрокар с предыдущим авто — бензиновым Mercedes-Benz G500,— уверяет: в прошлом году он сэкономил на топливе 200 тыс. грн при пробеге 35 тыс. км.
В среднем заряд электромобиля на 150 км обходится около 10–15 грн, подсчитал Муджири. В то время как бензиновое транспортное средство со средним расходом топлива в 10 л на сотню на те же 150 км пути потребует заправки на сумму в 335 грн. Автомобиль с газовой установкой более экономен: для него этот показатель составит примерно 150 грн.
При этом ископаемое топливо постоянно дорожает. Так, по данным консалтинговой компании UPECO, в январе 2016 года средняя стоимость бензина марки А-95 составляла 19,37 грн / л, дизеля — 16,95 грн / л. К июню обе цифры выросли на 15%.
Улавливая новые веяния, крупные сетевые АЗС взялись открывать все новые и новые электрозаправки. Например, постоянно увеличивает количество таких станций сеть ОККО. “Востребованность электрозаправок в начале текущего года увеличилась в 4–6 раз по сравнению с аналогичным периодом 2015‑го”,— говорит Александр Гегедыш, вице-президент Концерн Галнафтогаз (сеть АЗК ОККО). Если полтора года назад услугами электрозарядки на АЗС этого бренда пользовались в среднем 20–30 раз в месяц, то нынешней весной — уже 120 раз в месяц.
Сегодня в Украине насчитывается уже порядка 200 электрозаправок — полтора года назад их было около полусотни. Львиная доля действующих станций — порядка 130 — рассчитаны на 7–22 кВт и могут восполнить заряд батареи электрокара Nissan Leaf за 3 часа. На рынке вдвое меньше обычных розеток на 3,3 кВт — это 7 часов до полного заряда Leaf. И есть лишь две скоростные станции “суперчарджер”, принадлежащие Oxygen Group, способные зарядить электромобиль за полчаса.
Хиты и новички
Расчет скорости заряда станций с помощью Nissan Leaf неслучаен — на сегодня это самый популярный электрокар в стране: эффектный переднеприводный пятиместный хетчбэк длиной почти 4,5 м, проезжающий на полной зарядке порядка 150 км. Не стоит его недооценивать: этот “зеленый” автомобиль разгоняется до 100 км / ч за 9 секунд, то есть способен потягаться по динамике с большинством современных легковых автомобилей.
Leaf в Украине продают неофициалы, которые, как правило, завозят хетчбэки с пробегом. Стоимость бывшего в употреблении электрокара начинается от $15 тыс. Новые стоят $43 тыс.
На втором месте по популярности среди украинцев находится детище Маска — Tesla Model S. Как правило, это новые машины из Европы. Подобные автомобили в разы быстрее, технологичнее и дороже Leaf.
В борьбу за растущее число клиентов теперь готова ввязаться и компания АВТ Бавария, официальный импортер BMW в Украине: в середине июня там объявили о старте продаж электромобилей и гибридных машин суббренда BMW i. Александр Тимофеев, гендиректор АВТ Бавария, полагает: если украинцы так любят Tesla, то им по вкусу придутся новые модели BMW i-серии.
Для рынка, на котором официальные дилеры пока заняли выжидательную позицию, даже имея за плечами опыт продаж новых электромашин, новация от Тимофеева может стать знаковой.
Сейчас линейка серии включает в себя BMW i3 и BMW i8. Цены на базовые комплектации начинаются от 1,044 млн грн за полностью электрическую i3, а за гибридную Plug-in модель BMW i8 придется заплатить от 3,6 млн грн.
Ценники новичков лишний раз подчеркивают сложившуюся на местном рынке тенденцию: в Украине развит сегмент низкобюджетных и дорогих электромобилей. Машины же средней ценовой категории фактически отсутствуют. Эксперты уверены, что причина этого — недостаточный для них по объему спрос.
Цена вопроса
В ноябре прошлого года парламент простимулировал продажи новых электрокаров в стране, снизив ввозные пошлины на них на 10%.
Но нынешним взрывным увеличением продаж электрокаров Украина обязана другому фактору: местный рынок — единственный в Европе и один из немногих в мире, который растет за счет спроса на подержанные машины с электродвигателем.
Впрочем, цены даже на б / у-электромобили в Украине все равно высоки, что сдерживает продажи. Из-за пошлин и импортных платежей украинцы покупают машины с пробегом часто по такой цене, по которой американцы покупают новые, утверждает Александр Кравцов, соучредитель компании ElectroCars.
В Раде сейчас лежит еще не принятый законопроект, предусматривающий освобождение от уплаты НДС всех неновых импортных машин на срок до 2020 года. Если депутаты его одобрят, то стоимость авто на электротяге снизится на 30%. Кравцов на примере Leaf c пробегом показывает: если сейчас такой стоит от $16 тыс., то в результате может подешеветь на $2–3 тыс.
Законодательные изменения и инвестиции в инфраструктуру подняли популярность электромобилей в Украине
Вольты и амперы будущего
По словам Тимофеева из BMW, Украина располагает большим потенциалом в сфере развития электротранспорта. “Сегодня у нас есть возможности доставить электроэнергию фактически в любой населенный пункт. Поэтому есть уверенность, что электромобили будут достаточно востребованы в скором времени”,— говорит он.
Потенциал для дальнейшего роста видит и Муджири. Он подсчитал: с учетом того, что прирост рынка за 2015‑й составил почти 400% за год, к концу 2016‑го в стране будет уже 1,6–1,7 тыс. электромобилей. И это в том случае, если Рада не отменит НДС на импортные б / у-машины.
Примерно такие же расчеты приводит и Кравцов, уточняя: отмена НДС удвоит или даже утроит прогнозный показатель.
Также динамично станет развиваться и сеть электрозаправок: они будут продолжать появляться у торговых центров, ресторанов и гостиниц. “Это теперь, как когда‑то Wi-Fi в заведениях общепита”,— улыбается Муджири.
Вадим Макеев
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас