Революционные 50 тысяч: сколько стоит реформировать страну и искоренить коррупцию — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Революционные 50 тысяч: сколько стоит реформировать страну и искоренить коррупцию

Казна и Политика
583
В чем заключается парадокс украинских реформ? Мы настойчиво пытаемся привлечь лучшие международные практики, тогда как сами можем создавать такие системы, которые получают международное признание.
Еще несколько лет назад пресса в Украине изобиловала журналистскими расследованиями на темы государственных закупок. В них говорилось обо всем: от малины для Администрации президента до городских лавок в Харькове, от учебников до транспортных средств.
Зато сегодня уже Украина делится опытом внедрения электронной системы государственных закупок в Египте, Тунисе, Молдове. В чем секрет успеха системы ProZorro на фоне медленного прогресса других приоритетных реформ в Украине?
Не секрет, что качественная реформа требует политической воли, активного привлечения гражданского общества, а также финансовой поддержки, особенно если речь идет о разработке новых решений и ІТ-технологий.
Команда ProZorro тоже потратила немало времени на поиск партнеров и доноров. Неудивительно, ведь сперва идея прозрачных государственных закупок казалась утопической. Донорские организации после встреч брали время на размышления.
Год назад, в июне 2015 года, Western NIS Enterprise Fund подписал первое грантовое соглашение с Transparency International Ukraine с целью поддержки развития ProZorro в контексте реформирования системы публичных закупок в Украине. Тогда фонд взял на себя риск, который не готовы были брать другие донорские организации, и не ошибся.
Благодаря команде проекта ProZorro Украина получила международную награду World Procurement Award 2016 в Лондоне, стала членом GPA, сэкономила 1,71 млрд грн для государственного бюджета, приняла закон о публичных закупках, который делает систему ProZorro обязательной для всех государственных закупок с августа 2016 года.
Толчком для этого стали только 50 тыс. долл., которые фонд рискнул выделить для старта проекта.
В настоящее время система ProZorro и реформа публичных закупок вышли на новый уровень. С 1 апреля использование ProZorro стало обязательным для всех центральных органов власти и крупных государственных предприятий. А с 1 августа на нее перейдут все государственные заказчики, в том числе местные органы власти и коммунальные предприятия.
Тем временем идет активное обучение заказчиков по использованию электронной системы в Киеве и регионах. Специально для клиентов были созданы онлайн-курс на платформе Prometheus и информационный ресурс, содержащий базу спецификаций, что значительно упрощает заказчикам оформление электронных тендеров.
На днях состоялось первое обучение для тренеров ProZorro, которые станут агентами изменений в регионах. Таким образом, команда ProZorro сделала реформу неизбежной.
Почему ProZorro удалось?
Ведь программы международной технической помощи действуют в Украине еще с 1990 годов. В течение этого периода доноры выделили более 9 млрд долл. По данным Министерства экономического развития и торговли Украины сейчас внедряется 268 проектов общей контрактной стоимостью более 3,3 млрд долл.
Western NIS Enterprise Fund, который поддерживает инициативы по продвижению реформ в Украине и трансформационные проекты, выделил более 300 тыс. долл. на поддержку прозрачных публичных закупок как, в частности, инструмента борьбы с коррупцией. Определив четкие критерии отбора проектов, можно достичь значительных результатов.
На примере ProZorro можно проиллюстрировать пять основных критериев проектов, которые поддерживают донорские организации.
1. Ответ на потребности общества — решение конкретной проблемы.
Борьба с коррупцией фигурирует как приоритет в большинстве стратегических документов государственного и международного уровней. От “Стратегии 2020” до международных договоров и конвенции ООН против коррупции, которую Украина ратифицировала в 2006 году. В этом же направлении Украина работает как участница Группы государств противодействия коррупции — GRECO.
Несмотря на это ежегодно из бюджета выводятся миллиарды гривен. Коррупционные схемы, отшлифованные годами, трудно искоренить с помощью отдельного проекта.
В Украине к госзакупкам со стороны государства привлечено около 200 тыс. человек. Создание ProZorro позволило перевести ранее недоступную общественности информацию о тендерах государственных структур в публичное пространство. Теперь за государственными закупками могут наблюдать миллионы украинцев.
Это огромный шаг вперед. Когда после призыва Юрия Бирюкова к наблюдению за ходом тендера Минобороны в июне 2015 года система просто не выдержала нагрузки, руководство фонда осознало две важные вещи.
Первая — существует большой интерес к государственным закупкам, вторая — необходимо в критические сроки создать условия для масштабирования системы.
Как известно, большинство донорских организаций не финансируют разработку программного обеспечения. Они сосредоточены на привлечении международной экспертизы, разработке стратегических документов и планов действий, обучении и поддержке коммуникаций.
Мы понимали, что без программного обеспечения проект будет невозможным. Одним из решающих факторов успеха было то, что первые работы над системой были проведены за коммерческие средства: семь площадок внесли в развитие проекта по 5 тыс. долл. как доказательство готовности присоединиться к реформе.
2. Команда — доверие и профессионализм.
Одним из крупнейших достижений Майдана является рост ответственного гражданина — responsible citizenship, о чем свидетельствуют активное волонтерское движение и большое количество общественных инициатив. Инициаторы ProZorro стали волонтерами на госслужбе, покинув высокооплачиваемые работы для вклада в реформу.
Один из инициаторов реформы Александр Стародубцев бросил бизнес по развитию биржевых систем, чтобы возглавить департамент государственных закупок в Минэкономики. Александр Наход оставил должность топ-менеджера и возглавил госпредприятие “Внешторгиздат”, которое является держателем центральной базы системы ProZorro.
Благодаря его усилиям предприятие, символизировавшее коррупционную систему в закупках, превратилось в прозрачную эффективную организацию, которая обеспечивает полную поддержку внедрения реформы.
Вице-президент фонда Елена Кошарная верит в лидеров реформ и всегда подчеркивает, что для успеха и необратимости таких изменений критическим является построение крепкого партнерства: инициаторы и разработчики — с одной стороны, Нацсовет реформ и руководство Минэкономики — с другой, контроль общества — с третьей. И, конечно, представители честного бизнеса.
По словам Дмитрия Шимкива, точкой невозврата стали публичные договоренности, обсуждение с привлечением грузинских реформаторов и подписание четырех меморандумов, которые сплотили людей вокруг реформы. Далее нужно было заручиться поддержкой тех, кто будет продвигать систему. Так появились первые пользователи — министерства, которые в тестовом режиме перешли на ProZorro.
Следующим шагом стала защита системы: надо было исключить использование ее в качестве ширмы для имитации реформ. Поэтому права на нее были переданы Transparency International Ukraine как организации с мировым именем в борьбе с коррупцией.
В праздничные майские дни фонд провел стратегическую сессию для команды ProZorro. Около 30 человек поменяли свои выходные на три дня кропотливой работы над целями, ценностями и планами по развитию стартапа, как часто называют ProZorro. Стартапа, который перешел на новый, национальный уровень.
Кроме профессиональной команды, для успеха проекта важно развитие партнерских отношений. Именно партнеры помогут давить, когда возникает сопротивление старой системы.
3. Практический результат — какие изменения почувствуют граждане.
Много проектов и программ, направленных на борьбу с коррупцией, заканчивалось написанием документов, которые редко давали результат.
Для донорских организаций важен практический результат, который можно измерить не только количественными, а и качественными показателями. Недостаточно провести учебные программы в сфере публичных закупок, важно обеспечить применение полученных знаний для повышения качества предоставления государственных услуг.
Команда ProZorro обратилась в фонд с первым практическим результатом: 18 июня 2015 года, когда было подписано первое грантовое соглашение, система уже показала первую экономию — более 11 млн грн из государственного бюджета.
Революционные 50 тысяч: сколько стоит реформировать страну и искоренить коррупцию
Сейчас экономия, полученная благодаря электронным закупкам, превысила 1,4 млрд грн. ProZorro не только сохраняет госбюджет, но и создает возможности для средних и малых предприятий, которые раньше даже не рассматривали государство как потенциального торгового партнера. Благодаря реформе доверие бизнеса к государству возвращается.
Так, производитель меда, узнав о тендере Минобороны по сухим пайкам для военных, начал фасовать свой продукт в соответствии с требованиями тендера.
4. Привлечение гражданского общества — каждый может стать участником развития государства.
Создается впечатление, что о ProZorro знают все, и не потому, что все следят за сообщениями Максима Нефедова об очередных “зрадах” и “перемогах”. У граждан есть много возможностей быть приобщенными к реформе: от тестирования системы как поставщиков товаров до мониторинга закупок в качестве наблюдателей и аналитиков.
Еще один пример активного привлечения общественности к реформам — проект “1991 инкубатор на основе открытых данных”, который поддержал Western NIS Enterprise Fund. Один из стартапов инкубатора запустил поисково-аналитическую систему .007, что позволяет упростить поиск и визуализацию открытых данных о финансах Украины.
Портал делает возможным контроль за государственными расходами и идентификацию коррупционных элементов, в том числе в государственных закупках. В результате усилий команд “Е-дата” и ProZorro на базе .007 был создан сервис 007 Transaction Filter, который сочетает тендерные закупки с реальными платежами по контрактам.
ProZorro не панацея в борьбе с коррупцией. Это лишь один, но важный шаг. Периодически появляются упреки про схемы, которые якобы позволяют обойти систему. Именно поэтому пристальное внимание к реформе и привлечения общественности — один из дополнительных рычагов давления на тех, кто не усвоил уроков Революции достоинства.
Невозможно не согласиться с Шимкивым: “Технические системы не заменяют реформу общественных отношений. Однако мы создали фундамент для этой реформы. Мы создали здоровую систему для здоровой страны, которая может, видит и реформирует”.
5. Постоянство результатов проекта.
Эффект от инновационных проектов должен оставаться и после окончания донорской поддержки. Условием финансирования проектов является привлечение средств из других источников для обеспечения продолжительности проектов после завершения финансовой помощи донора.
После первого транша от фонда к проекту ProZorro присоединились другие доноры, в частности USAID, GIZ, международный фонд “Відродження”.
После выхода на национальный уровень система постепенно, с середины 2017 года, станет самоокупаемой благодаря платежам поставщиков для участия в тендерах, которые сегодня варьируются от 17 грн до 1 700 грн в зависимости от суммы тендера.
От международных организаций важна не только финансовая поддержка, но и создание соответствующего давления на руководителей государства и на тех, кто саботирует реформу. Трудно вести переговоры с иностранными делегациями по поддержке реформ, если приходится объяснять, почему чиновники сами блокируют много инициатив.
Кроме внешних факторов, одним из ключей успеха ProZorro является публичность и широкое медийное покрытие. К слову, о ProZorro писали The Wall Street Journal, U.S. News & World Report, “зрада” и “перемога” после добавления каждой новой области или государственного предприятия активно обсуждаются в прессе и социальных сетях.
Ирина Озимок, руководитель программы местного экономического развития Western NIS Enterprise Fund
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас