Украина в тренде. Каковы перспективы экспорта украинской одежды — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Украина в тренде. Каковы перспективы экспорта украинской одежды

Казна и Политика
1532
В феврале 2016 журнал Vogue заявил, что Украина пережила фэшн-революцию в 2014 году.
ЭП решила подробнее рассмотреть перспективы развития отрасли и экспорта украинского аутфита.
В течение последних лет украинские бренды начали появляться, как грибы после дождя, а движение “made-in-ukraine” спровоцировал появление маркетов отечественных производителей вроде “Все. Свои”.
Такие молодые дизайнеры, как Вита Кин, Али Саулиди и другие, впервые за много лет обратили внимание мирового сообщества на украинскую fashion-индустрию, а благодаря старту зоны свободной торговли с ЕС отечественные производители получили стимул для экспорта.
7 июня во Киеве состоялся практический семинар для украинских предпринимателей текстильной отрасли “Экспорт одежды из Украины: от теории к практике”. Небольшая конференц-зал в отеле “Крещатик” была почти полностью заполнена.
Хотелось бы сказать, что производителям становится тесно на внутреннем рынке, однако это не так. Украинские компании просто пытаются выжить таким образом. Ведь покупательная способность украинцев сейчас очень низкая и спрос на товары продолжает падать.
По данным Государственной службы статистики, объем реализованной на внутреннем рынке текстильной продукции в 2016 упал на 14% по сравнению с 2015 В такой ситуации украинскому производителю не остается другого выхода, кроме как искать внешние рынки сбыта.
Fashion-революция. Почему именно сейчас?
Причина стремительных изменений – евромайдан. Всеохватывающая волна патриотизма не могла обойти индустрию моды. В конце концов, интересные идеи были всегда, просто теперь под влиянием движения “покупай украинское” и “употребляй грамотно” они начали воплощаться.
Появились новые виды предпринимательства. Например, журналист Анна Сухецкая воплотила стратегию социального предпринимательства и создала проект “Бабушка связала”.
Украинские пенсионерки вяжут зимние рукавчики, а девушка реализует. Таким образом, и бабушки получают дополнительный доход (между прочим, за месяц выходят на вторую пенсию), и предприниматель – прибыль.
Кстати, социальный бизнес – очень распространенная практика в мире, хотя в Украине применяется мало. А вот европейцы к подобным программам относятся очень благосклонно, поэтому имидж такого бренда будет весьма положительным в их глазах.
Еще одна популярная тенденция в развитых странах Запада – Recycling-марки (recycling – от англ. “Переработка”), когда вещи шьются с помощью комбинирования старых и новых тканей, остатков от большого производства.
Один из первых в Украине таких брендов – Rehash. Его основательницы, дизайнер Анна тесло и маркетолог Елена Дружинский, таким образом поддерживают движение против загрязнения окружающей среды и одновременно создают дизайнерскую одежду.
Стоит отметить, что подобные вновь бренды ориентируются на внутренний рынок и пока не выходят в прибыль.
Ценовая политика в них рассчитана не на рядового украинца со средней зарплатой 5000 гривен в месяц – перчатки от “Бабушка связала” будут стоить 300-330 гривен, а платье от Rehash – в диапазоне 1500-1700 гривен.
Такие инициативы приближают стандарты украинского рынка к мировым, а европейский покупатель очень требователен.
Как отмечает эксперт ITFC Виктория Микуляк: “Европейский рынок – один из крупнейших в мире, почти в сто раз больше украинского. Включает 28 стран и около полумиллиарда покупателей. Однако он очень конкурентный и перенасыщен”.
Распространенным мифом является то, что украинские товары более дешевые по сравнению с европейским, а значит пользоваться там спросом.
Директор бренда RITO, который уже более 20 лет на украинском рынке и успешно экспортирует в ЕС страны СНГ, Татьяна Абрамова отмечает: “Цена играет роль, но не первостепенное. Качество, дизайн – вот на что” клюют “местные потребители. Покупатели зависят от эмоций . Нравится вещь – покупают “.
Зона свободной торговли как стимул
Свой экспортный потенциал Украина никогда не использовала в полной мере. Украинская одежда не соответствовала европейским стандартам качества, а система торговли до начала действия ЗСТ была осложненной таможенными пошлинами и количественными ограничениями.
В течение последних лет наблюдалась тенденция снижения объемов экспорта.
Украина в тренде. Каковы перспективы экспорта украинской одежды
Зона свободной торговли с ЕС, которая начала действовать с 1 января 2016, призвана изменить ситуацию. Она устранила 97% пошлин, а предприниматели получили доступ к 500 млн покупателей. Например, если раньше таможенная ставка на трикотажные вещи при экспорте в Евросоюз составляла 12 процентов, то теперь 0.
В теории схема экспорта в ЕС выглядит простой – производитель должен обратиться в таможенные органы фискальной службы и на безвозмездной основе получить сертификат EUR.1, который и станет его пропуском в западных рынков. Однако на практике ситуация несколько сложнее.
Коммерческий директор ведущего бренда детской одежды “Бэмби” Сергей Васильев признается: “Мы уже начали экспортировать и уже “набили колени”.
Подводные камни
Есть несколько правил, соблюдение которых позволяет экспортировать товары в ЕС.
Первое правило – так называемое правило «двойной трансформации”. Для того, чтобы быть экспортируемым в Евросоюз товар должен быть признан украинским по происхождению. Поэтому объясняет Виктория Микуляк: “Иностранная сырье может завозиться на стадии пряжи (или волокна). А все операции, следующие за изготовлением ткани из нее оказывают товара статус происхождения”.
Украина в тренде. Каковы перспективы экспорта украинской одежды
Сложность заключается в том, что украинские бренды в основном шьют одежду из иностранной ткани, чаще турецкой, иногда итальянской и других, и соответственно торговать по правилам ЗСТ не могут.
Сергей Васильев признается: “Украинских тканей катастрофически мало, ее ассортимент небольшой, а качество оставляет желать лучшего”.
Во-вторых, нужен сертификат EUR.1, подтверждающий украинское происхождение товаров. С этим также возникают проблемы. В разговорах предприниматели жалуются, что получить их в Гостаможслужбе сложно. Бизнес жалуется на затягивание таможенниками рассмотрения документов, истребование дополнительных справок.
Как объясняет исполнительный директор Всеукраинского объединения «Укрлегпром» Татьяна Изовит до 1 января этого года для получения сертификата EUR1 разрешалось использовать 8% комплектучючих для пошива одежды другого происхождения. То есть можно было использовать 8% нитей, фурнитуры из Китая, Турции или других стран, не входящих в ЕС. При таких условиях сертификат EUR1 выдавался без уплаты пошлины.
“С 1 января это правило перестало действовать так, эти страны не являются членами ЗСТ с ЕС. Соответственно, украинские предприятия-переработчики должны платить пошлину. Это довольно значительные средства – сумма может варьироваться в среднем от 10 тыс. до 60 тыс. за поставку “, – говорит Изовит в разговоре с ЭП.
Что имеем на сегодня?
Для того, чтобы заказать в Украине, Румынии или Болгарии пошив одежды по “давальческой” схеме, европейский заказчик может покупать комплектующие и сырье в совершенно разных странах, но финальная комплектация и упаковка товара происходит на территории ЕС, следовательно все необходимые ввозные пошлины на сырье уплачиваются при пересечении границы с ЕС.
Но при ввозе сырья на дальнейшую переработку в Украине, согласно отечественному законодательству, возникает необходимость платить пошлину еще раз. Итак, по словам эксперта, возникает момент двойного налогообложения.
По информации Государственной фискальной службы, существует определенная коллизия в применении ст. 15 Протокола I Соглашения об ассоциации с ЕС, требует уплаты пошлины при ввозе на переработку сырья из третьих стран, и положениями Киотской конвенции (на основе которой принят Таможенный кодекс Украины), которые предусматривают применение условно полного освобождения от налогообложения ввозной пошлиной товаров, помещенных под таможенный режим переработки.
“Эта проблема должна быть предметом консультаций с Европейской Комиссией, решение о необходимости которых принято как по результатам проведенного Торгово-промышленной палатой Украины Круглого стола, так и на межведомственном совещании в Минэкономразвития с участием украинских экспортеров.
Также, в русле указанных событий, Минэкономразвития проводит постоянные консультации с Комитетом ассоциации Украина-ЕС в торговом составе по поводу обеспечения реализаций положений ст.15 Протокола I Соглашения “, – рассказывает Татьяна Изовит.
Также, по ее мнению, проблему двойного налогообложения можно решить путем присоединения Украины к региональной конвенции Пан-Евро-Мед, которая обеспечивает для своих участников одинаковые правила происхождения товаров, торговля которыми осуществляется между всеми договаривающимися сторонами.
То есть, ввозная пошлина выплачивалось бы однократно при пересечении границы страны-участника Конвенции без дальнейшего налогообложения ввозной пошлиной при ввозе сырья в другие страны-участников Конвенции.
Участниками Пан-Евро-Мед является 42 страны, среди которых страны ЕС и ЕАСТ, Турция, Албания, Македония, Иордания, Черногория, Сербия, Фарерские острова, Марокко, Алжир, Тунис, Палестина, Босния и Герцеговина, Египет и Израиль.
Сейчас ведутся переговоры и консультации относительно присоединения Украины к данной конвенцию. Правительством прогнозируется в течение года завершить все формальности, необходимые для вступления в действие Пан-Евро-Мед на территории Украины.
В-третьих, отечественным производителям приходится приспосабливаться к нуждам и вкусов целевой аудитории, которые кардинально отличаются в разных странах. Ментальность, местный колорит и климат – продукт необходимо адаптировать под каждый рынок. Например, скандинавы придерживаются сдержанных цветов при выборе одежды, диаметрально противоположные предпочтения у жителей Казахстана.
Учитывая это, иногда украинским компаниям приходится выпускать несколько различных коллекций.
Имидж Украины также не играет нам на руку. Татьяна Абрамова отмечает: “Сейчас” made-in-ukraine “для многих европейских покупателей – это страшно. Ведь со страной, в которой война, они просто не хотят сталкиваться”. Однако эта тенденция начинает меняться. Ведь прорыв украинской fashion-индустрии не мог пройти незамеченным.
Она имеет перспективу развития, особенно на внешнем рынке. В связи с действием зоны свободной торговли, экспорт в Евросоюз может увеличиться в разы, ведь этот регион является одним из крупнейших мировых импортеров.
Особенно привлекательными для нас являются рынки стран со значительными темпами роста импортного спроса (Польша, Латвия, Литва, Испания и т.д.). К требовательности западных соседей и их стандартов качества производители уже приспосабливаются, поэтому ожидается более активный выход украинских компаний на европейские рынки.
Самира Аббасова
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас