Бюджет-2017: упадок или развитие? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Бюджет-2017: упадок или развитие?

Казна и Политика
2007
Основные направления бюджетной политики Украины в последние годы стали для Украины «заколдованным» документом. Или депутаты вообще его игнорируют и не принимают соответствующее постановление (так было, например, в 2013, 2014 и 2015), или же определенные им показатели в процессе подготовки самого бюджета будут существенно «подкорректированы», учитывая новые реалии.
И, если в предыдущие годы, хотя бы формально, придерживались сроков представления его в Верховную Раду, пока его представление уже просрочено на два с лишним месяца. А это – уже своеобразный рекорд. Ведь министерства, руководствуясь Основными направлениями, уже должны готовить бюджетные запросы, разрабатывать проекты нормативно-правовых актов, чтобы подготовиться к внесению в сентябре проект госбюджета на 2017 год.
В полной мере недостаток эффективной бюджетной политики Украина почувствовала в период политико-экономического кризиса и внешней агрессии, когда вопрос определения приоритетов в финансировании и обеспечении рационального использования бюджетных ресурсов появились особенно остро. И не в последнюю очередь, именно из-за отсутствия надлежащей приоритетизации бюджетных расходов и существования фискального прессинга на экономику, что повлекло за собой дальнейшие деформации всей экономической политики: ВВП страны за два года упал в реальном выражении на 17%, в долларовом эквиваленте с 180 млрд в 2013 до 95 млрд в 2015. По показателю ВВП на душу населения Украина приблизилась к беднейшим странам, о чем красноречиво свидетельствует приведенная инфографика.
Бюджет-2017: упадок или развитие?
Итак, основные направления бюджетной политики так и не стали в Украине ведущим ориентиром формирования бюджетной политики. Поэтому особых ожиданий, ни в экспертного сообщества, ни у общества относительно документа-2017 фактически нет.
Однако проблема – гораздо глубже, чем несоблюдение бюрократических процедур. Сложившаяся ситуация с подготовкой документа, воспроизводит нерадостный факт несформированности в Украине приоритетов бюджетной политики, а также смежных с ней политик – как налоговой или социальной … И составители бюджета-2017 столкнутся с рядом фундаментальных проблем.
Налоги
Проблема №1 – налоговая политика. Одним из важнейших разделов, который обязательно определяется в проекте Основных направлений бюджетной политики, являются «Приоритетные задачи налоговой политики». Однако пока такие приоритеты практически еще не сформированы, не дают представления, на какой базе будут рассчитываться доходы бюджета, и каким образом изменения налоговой политики будут влиять на развитие экономики.
Только в начале июня главой правительства было инициировано (!) создание рабочей группы для разработки законодательства по налоговой реформе. То есть, в лучшем случае, в сентябре вместе с проектом бюджета-2017 в Верховную Раду поступят лишь предварительные наработки в налоговой сфере (традиционно станут сюрпризом для бизнеса).
Реальный прогноз
Проблема №2 – экономический прогноз. До сих пор не определены реалистические основания для составления бюджета. Качественный прогноз развития экономики на основе анализа факторов и мировых тенденций является ключевой частью Основных направлений бюджетной политики. Ведь для определения экономической политики, которая должна применяться, нужно понимать, какие вызовы стоят перед экономикой в следующем периоде, а, чтобы спрогнозировать объем доходов и расходов бюджета, нужно понимать, как будет развиваться экономика.
Зато в Украине раздел «Ориентировочные основные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины» всегда был оторван от остальной части документа, и, как правило, просто содержал перечень показателей без описания связей между ними и причин их прогнозной динамики.
Задачи и приоритеты
Проблема №3 – задача бюджетной политики. Статья 33 Бюджетного кодекса их сводит сугубо к соблюдению ряда числовых параметров: предельного объема дефицита (профицита) государственного бюджета, части прогнозного годового объема валового внутреннего продукта перераспределяется через сводный бюджет страны, предельного объема государственного долга и предельного объема предоставления государственных гарантий, отдельных показателей в социальной сфере и тому подобное.
При этом, осознавая невозможность расчета, в первую очередь показателей, касающихся социальной сферы, непосредственно в числовом измерении (следствие существования вышеуказанных проблем), правительство обычно старается выписывать их общими фразами, что в дальнейшем, при формировании проекта госбюджета, позволяет их корректировать по своему усмотрению, формально не нарушая. Поэтому, важным шагом к концу этого года должен стать пересмотр государственных социальных стандартов, социальных гарантий и нормативов (в том числе прожиточного минимума, минимальной заработной платы, минимального размера пенсии по возрасту, стипендии и т.д.).
Социальная политика и гуманитарная сфера
Проблема №4 – обоснованность финансирования социальной сферы, науки, культуры, образования, медицины. Уже в течение нескольких лет в соответствующих проектах документа отмечается необходимость проведения работы по монетизации льгот, утверждение стандартов оказания услуг и финансовых нормативов бюджетной обеспеченности на одного получателя услуги, оптимизации количества бюджетных учреждений. Возникает вопрос, когда же они все-таки будут утверждены?
Особенно актуальным на сегодня, наряду с необходимостью пересмотра ряда социальных стандартов и нормативов, о которых говорилось выше, является пересмотр подходов в сфере жилищно-коммунального обслуживания, связанное с совершенствованием программы жилищных субсидий в направлении обеспечения адресности предоставления и стимулирования получателей к экономному использованию энергоресурсов. Однако реальных изменений не происходит, что открывает широкий простор для популистских спекуляций и политических «торгов» в процессе принятия бюджета.
Требует учета в Основных направлениях бюджетной политики и проведение пенсионной реформы, которая согласно многочисленным заявлениям и обязательствам политиков, должна быть принята до конца этого года, требует как разработки и принятия многочисленных подзаконных актов, так и выделение бюджетных средств на финансирование инфраструктуры для функционирования этой системы.
Ориентир на развитие
Проблема №5 – ресурсы развития. Основные направления бюджетной политики по своей сути должны определять приоритеты и критерии распределения прогнозируемого бюджетного ресурса в следующем году. И такое распределение должно направляться на решение важнейших экономических и социальных проблем государства в следующем году. При нерешенности приведенных выше проблем рассчитывать на сколько-нибудь обоснованное стратегирование бюджетных ресурсов развития, что в дальнейшем делает их удобным объектом коррупционно-лоббистских манипуляций.
Так что Украина требует перехода от «сметного» отношения к бюджетной политике – к широкому использованию ее регулирующих и стимулирующих функций, что даст бюджетному процессу свойств проактивной стратегии. Для этого в Основных направлениях бюджетной политики целесообразно было бы определить реальные приоритеты бюджетной политики: возможные границы и направления налоговой либерализации, в основном – в сфере упрощения налогового администрирования, приоритеты реформирования социальной сферы, которые дадут быстрый реальной эффект в виде повышения эффективности бюджетных расходов, направления и способы осуществления расходов развития, оптимальные с точки зрения содействия восстановлению экономического роста, основы прозрачности и подконтрольности бюджетной политики для восстановления доверия общества к власти.
В условиях глубокого экономического спада и острой необходимости в структурных изменениях среди ключевых приоритетов бюджетной политики – активизация инвестиционной политики, в том числе государственных инвестиций. В проекте Основных направлений бюджетной политики на 2017 год уже могли бы быть предусмотрены конкретные шаги и инструменты в этой сфере.
Бюджет-2017: упадок или развитие?
Вполне понятно, что принципиальных изменений в бюджетной политике для представления в сентябре проекта Государственного бюджета-2017 осуществить уже не удастся – хотя это не мешает правительству поставить задачу по разработке необходимой нормативно-правовой базы, на основе которой можно будет сформировать уже качественно новые Основные направления бюджетной политики 2018 год до 1 апреля 2017 года. Однако ряд положений в рамках действующей нормативно-правовой базы могли бы быть заложены в такой документ уже в текущем году, чтобы начать долгожданные изменения при программировании главными распорядителями бюджета-2017 и последующих лет.
Ярослав Жалило, Антонина Дешко, Марианна Онуфрик, Кристина Аврамченко, Институт общественно-экономических иследований
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас