Дилемма на 80 млрд. Получат ли украинцы субсидии "живыми" деньгами — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Дилемма на 80 млрд. Получат ли украинцы субсидии "живыми" деньгами

Личные финансы
825
3,8% ВВП или 80 млрд грн. Именно столько, по словам министра финансов Александра Данилюка, государство потратит на субсидии для населения в 2017 году, если не проведет реформ.
Источников для полного покрытия этой суммы в бюджете-2017 может и не быть – правительство уже сейчас ищет дополнительные компенсаторы.
Реформирование системы субсидий зависит от того, как будет решен вопрос их монетизации.
Вокруг этой темы идет много разговоров, но на уровне правительства не наблюдается.
Палитра мнений выглядит так: министр социальной политики Андрей Рева – против, вице-премьеры Павел Розенко и Геннадий Зубко – за монетизацию остатков.
Данилюк прописывает монетизацию в бюджетной резолюции и стратегических документах министерства, но от идеи выдавать населению “живые” деньги Минфин не в восторге.
Проект мемрандума с МВФ предусматривает монетизацию субсидий. Ее реализация возможна по трем вариантам.
1. Монетизация остатков или всей суммы субсидии с ограничением использованием. Этот способ предусматривает перевод остатков на спецсчета с ограниченным использованием, например, по программе “теплых кредитов”, или перевод всей субсидии на спецсчет с использованием на оплату ЖКУ и энергоэффективность.
2. Монетизация остатков со свободными использованием – выплата поставщиком услуг остатков на банковский счет потребителя со свободным использованием.
3. Полная монетизация субсидии со свободным использованием – выплата всей субсидии в наличной форме на банковский счет потребителя.
По информации источников ЭП, правительство склоняется к первому варианту.
Дело в контроле
По словам экспертов, монетизация нужна. Трудность в том, как проконтролировать выделенные средства. “Если просто выдать людям деньги, то возникает большая вероятность, что украинцы просто не заплатят их по адресу”, – объясняет генеральный директор Центра исследований энергетики Александр Харченко.
Когда государство вводило простую систему субсидирования в 2015 году, возникло немало проблем: появлялись жалобы граждан на несвоевременную выдачу субсидий и задержку их обработки. Теперь эта бюрократическая операция станет значительно сложнее, ведь необходимо будет контролировать использование средств.
“Есть риски злоупотреблений и коррупции. Могут появиться желающие увеличить суммы, подлежащие возврату. От технологий обмана счетчиков схемам их обхода. Договорился с местным электриком, открыл счетчик в месяц и получил от государства «живые» деньги. Разделили”, – объясняет Харченко.
По мнению эксперта, человек должен знать размер своей субсидии, деньги должны оставаться на ее счету, а если он не использовал весь объем энергоносителей, она может получать остатки или в монетарной форме, либо в виде возможности направить эти средства на мероприятия по энергоэффективности.
Стимул для населения
Научит ли монтетизация украицев экономить? “Есть только один метод стимулировать население к энергоэффективности – стоимость услуг. Украинцы разбалованы постсоветским халатным отношением к ресурсам”, – говорит Харченко.
Впрочем, на фоне роста тарифов предлагаемые государством программы энергоэффективности пользуются популярностью. По официальным данным “теплыми кредитам” 2015 воспользовались 116 тыс семей.
По данным Ощадбанка, с момента старта государственной программы по утеплению жилья “Сберегательный дом”, октябрь 2014 года, Ощадбанк выдал более 1,32 млрд грн кредитов. В 2016 году по сравнению с предыдущим темпы энергоэффективного кредитования выросли в три раза. В пиковые дни банк предоставляет в 1175 таких займов ежедневно.
В дальнейшем правительство обещает уменьшить ставку по этим кредитам.
По мнению екcперта по экономическим вопросам Евгения Червяченко, монетизация будет побуждать население экономить.
“В первые три-пять лет можно достичь значительной экономии. Это миллиарды кубов газа. Когда у вас неэффективны с точки зрения энергосбережения здания, то даже меры с наименьшими инвестициями приносят большой эффект”, – убежден он.
К тому же, по мнению эксперта, уже есть способы предупреждения нецелевого использования монетизированной части субсидии.
“В Европе и США практика labeled money, то есть деньги “с пометкой” для которых создаются спецсчета. Банки знают, как это делать. Такой путь администрирования непростой, ведь необходимо настраивать банковские системы и системы социальных служб, но нет ничего невозможного”, – говорит он.
Относительно подробностей по монетизации ЭП обратилась к вице-премьеру Геннадию Зубко.
– Повышение цены на газ приведет к увеличению количества украинцев, которые подадут заявки на оформление субсидий?
- Сегодня у нас 5 400 000 получателей субсидий. Мы прогнозируем, что до конца 2016 года их количество может вырасти до 6 500 000. На финансирование субсидий в 2016 году бюджет потратит не менее 40 млрд грн. Количество получателей и расходы на субсидии могут уменьшить два фактора.
Первый – экономия потребления тепловой энергии и газа. Вся Европа прошла путь термомодернизации, другого пути нет и у нас. Наши западные коллеги давно поняли, что дешевле “источник” ресурсов – энергоэффективность. Украина имеет все возможности сократить потребление энергии в сфере ЖКХ минимум вдвое.
Второй – увеличение доходов граждан, повышение социальных стандартов, восстановлению экономического роста и увеличения зарплаты. Тогда количество людей, имеющих право на субсидию, будет уменьшаться.
Субсидия защищает людей с низким уровнем дохода, которые вообще не могут заплатить. Людей со средним уровнем доходов, которые могут заплатить, однако нагрузка на их семейный бюджет высокая, можно защитить только мерами энергоэффективности. В этом и заключается наша стратегия.
Дилемма на 80 млрд. Получат ли украинцы субсидии "живыми" деньгами
– Что вы имеете в виду?
- Сейчас работает программа “теплых кредитов”, по которым государство возмещает 20-40% суммы кредита на приобретение энергоэффективного оборудования и материалов. В 2015 году этой программой воспользовались более 100 тыс домохозяйств, удостоверяющих запрос общества на государственную поддержку энергоэффективности.
Мы планируем запустить Фонд энергоэффективности, который будет работать по европейской модели. В фонде будет создан наблюдательный совет, в который войдут эксперты наших международных доноров и представители государства. Предполагается, что фонд частично будут финансировать наши иностранные партнеры.
Также в рамках фонда будет работать технический офис. Он будет разрабатывать типовые технические решения, рекомендации по внедрению мер энергоэффективности, будет определять четкие приоритеты их выполнения для достижения максимального эффекта от инвестиций. Офис также будет проводить мониторинг выполнения проектов.
Сегодня гражданин оформляет “теплый кредит”, покупает окна с помощью государства, однако никто не понимает, сколько на самом деле он сэкономил, был это мероприятие оптимальным с точки зрения затраченных средств.
Мы не видим максимального эффекта от этой программы. Для нас как для государства и для Европейского союза, который участвует в этом проекте, важно, чтобы вкладывая деньги, человек выходил на максимальный эффект. Показатель максимальной эффективности, KPI, – 45-50% экономии.
– Международные доноры готовы финансировать фонд?
- У нас есть договоренность с ЕС и правительством Германии. Они готовы не только частично компенсировать стоимость проектов по энергоэффективности, но и удерживать технический офис. Мы рассчитываем, что появятся другие доноры. Примером является фонд E5P, который поддерживают правительства европейских стран и который работает с жилым сектором.
За первые пять лет наш фонд энергоэффективности может получить 16,5 млрд грн, из которых 5 млрд грн – от доноров.
– А как вы планируете определять размер компенсации по проектам фонда?
- В зависимости от достигнутого класса энергопотребления здания и затрат на проект.
Как работают эти фонды и мероприятия в Европе? Принимается закон об энергоэффективности зданий, который вводит энергетическую сертификацию зданий – конкретные характеристики здания с точки зрения потребления энергии.
Размер компенсации зависит от того, на какой класс энергопотребления вышел дом после проекта. Государство будет мотивировать людей: те, кто провел больше мероприятий, будут получать большие компенсации.
Это решение – в компетенции наблюдательного совета. Именно он будет решать, какая компенсация должна выплачиваться. Например, переход от класса B до А – 30%, от С до А – 40%. Максимальная доля компенсации – 50% тела кредита.
Такая схема работает в Европе. Дома класса А является суперэкономный, они потребляют меньше 95 киловатт на квадратный метр в год по сравнению с 230-250 киловатт на квадратный метр сейчас в Украине.
– В Минсоцполитики, Минфина и Минэнерго сейчас разные взгляды на систему субсидий. Что, по вашему мнению, нужно изменить?
- Субсидия – это дотация бедности. То есть люди их получают не потому, что много платят за коммунальные услуги, а потому, что получают малый доход. Мы хотим внедрить систему, которая позволит человеку, получив субсидию и сэкономив на потреблении энергоносителей, потратить остаток на другие цели.
Например, государство компенсирует гражданину 2300 грн в месяц. Если он сэкономил и использовал топлива на 1500 грн, то остаток, 800 грн, сможет использовать на мероприятия энергоэффективности и покрыть свои расходы.
– Вы говорите о монетизации остатков. Однако аргумент против – государству нужно будет платить “живые” деньги, которые оно не сможет проконтролировать.
- Эта идея сложная для внедрения, но альтернативы нет. Есть более жесткий подход – полная монетизация субсидий.
– А если человек не захочет заниматься энергоэффективностью, и на счету останется остаток? Что помешает потратить эти деньги в магазине?
- Деньги можно будет переводить только на “энергоэффективный” счет – в Украгазбанк, Ощадбанк или Укрэксимбанк. Если проектом будут заниматься коммерческие банки, – то на счета, открытые в этих банках. Будет список проектов по энергоэффективности, на которые можно будет тратить остатки. На другие цели – нет.
Испытать новую систему нам проще на государственных банках, которые уже работают с “теплыми кредитам”. Коммерческие учреждения нужны для того, чтобы банки конкурировали между собой за клиента и боролись процентными ставками.
Гражданин открывает счет в том или ином банке, выбирает проект по энергоэффективности, и мы перечисляем на этот счет остаток субсидии.
– Что делать гражданам, которые не планируют участвовать в энергоэффективных проектах? Например, дети утеплили дом бабушки и ей не нужен кредит.
- Гражданин все равно будет иметь право открыть счет и получить средства. Если он этого не сделает, то должен быть механизм их возвращения в госбюджет. Эта система новая для Украины, для тех представлений, которые существуют в наших головах. Однако нет проблем, которые невозможно решить, есть страх их решать.
– Когда, по вашим прогнозам, эта система может заработать?
- Мы поставили перед собой цель ввести ее до конца отопительного сезона 2017 года. Необходимо подготовить законодательную базу, это около десяти законопроектов, которые должна принять Верховная Рада. Речь о законы о фонде, о энергоэффективные здания, поправки в Бюджетный кодекс.
– Министр энергетики Игорь Насалик считает, что монетизацию нужно начинать с пилотного проекта в одном из регионов.
- А остальные что? Да, непросто, но у нас нет времени на пилотные проекты. Это нужно делать по всей стране сразу.
– После введения действующей системы субсидий поставщики услуг столкнулись с вымыванием оборотных средств и проблемами с расчетами в клиринговой системе. Как монетизация повлияет на цепочку расчетов?
- Раньше, когда “Нафтогаз” получал деньги напрямую из бюджета на покрытие своего дефицита, эти деньги не имели кассового разрыва. Сейчас, когда казначейство выпускает средства на субсидии, проходит определенное время, пока они доходят до “Нафтогаза”, который покрывает ними дефицит. Монетизация предполагает еще более длинный путь.
Теперь появляется клиент, который должен взять банковскую карточку и что-то с ней сделать. Соответственно, кассовый разрыв будет зависеть даже не от выпуска денег. Вопрос в том, что мы выпускаем деньги, однако не знаем, когда они вернутся.
Разрыв придется покрывать оборотными средствами, а это дополнительные расходы. Эти деньги где-то нужно взять. 300 млн, которые выделял МБРР “Нафтогаза”, пошли именно на покрытие кассового разрыва, который у нас появился через систему расчетов.
Даже если все будут придерживаться финансовой дисциплины, будет существовать разрыв в сроках платежей. Однако нам нужно стимулировать людей экономить и сделать социальную помощь максимально адресной.
Дилемма на 80 млрд. Получат ли украинцы субсидии "живыми" деньгами
– Допускаете ли вы возможность поквартального пересмотра тарифов в зависимости от цены на газ?
- Для этого нам нужно перейти на автоматическую процедуру. Сегодня процедура длится два месяца. Правительство установило рыночную цену на газ с 1 мая, а НКРЕКП только до 1 июля утвердит новые тарифы на тепло.
Представьте, что такой пересмотр произошел бы посреди отопительного сезона, скажем, 1 января. Предприятия ТКЭ получили бы огромный разрыв в ликвидности. Если мы планируем пересматривать тарифы поквартально, то мы должны изменить процедуру, чтобы новая цена на газ трансформировалась в новый тариф на тепло без задержки.
– Какие могут быть новые продукты экономии, кроме субсидий и “теплых кредитов”?
- Субсидии существуют для необеспеченного населения, “теплые кредиты” пользуются спросом у более состоятельных людей. Получить субсидию просто: заполняешь заявку, получаешь начисления … Получение кредита требует большей активности человека. Он должен определить расходы на энергоэффективность, обратиться в банк.
Для сотрудничества с фондом придется сделать много действий. Обратиться в фонд, подготовить проект по энергоэффективности, заключить соглашение с выбранным застройщиком или компанией, которую выбрало ОСМД, о внедрении мероприятий энергоэффективности.
Если мы разработаем тяжелую карту с большим количеством продуктов, мы сами себе навредим. Наша задача – начать движение с простого процесса для клиента. Мы определили четыре пакета услуг, которые будет предоставлять фонд, а дальше будем смотреть.
Так, с “теплыми кредитам” мы попали в слой населения, который составляет 5-7% от общего количества граждан. Эти продукты уже будут пользоваться спросом у 25%. Проведя монетизацию субсидий, мы привлечем еще 50%. Мы будем добавлять продукты, если увидим, что какой-то сегмент населения не охвачен.
В частности, мы еще не начинали рассматривать вопрос альтернативных источников энергии, которые позволили бы вообще отказаться от газа. Мы понимаем, что резко перейти на негазовые котлы в сельской местности, например, трудно.
– А в перспективе это возможно? Павел Розенко недавно агитировал крестьян переходить на альтернативные источники отопления.
- Сделать это можно либо через установку негазовых котлов, или электроотопление. Чтобы перейти на электроотопление, необходимо пересмотреть подход к ночному тарифу – для сельского населения он должен быть очень низким. Это вполне возможно, ведь ночью имеем значительный избыток электроэнергии.
Если государство принимает решение об использовании электроотопления, нам надо установить новый ночной тариф, чтобы стоимость такого отопления была конкурентной.
На применение пеллет, дров, торфа или угля требуется больше времени. Необходимо дополнительное оборудование, автоматическая загрузка, склады ресурсов. Должны быть четкая логистика снабжения и прозрачный рынок. Это дело времени. Тем более, у нас не хватает компаний, которые могли бы устанавливать это оборудование.
Галина Калачева, Самира Аббасова
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас