Загнать всех в шахты. Зачем Минэнерго делает ставку на убыточную отрасль — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Загнать всех в шахты. Зачем Минэнерго делает ставку на убыточную отрасль

Энергетика
310
За 25 лет ни одно правительство не смогло выработать долгосрочное видение путей развития энергетического сектора.
Вместо этого продолжалось миллиардное субсидирование убыточного угольного сектора и игнорировались вопросы безопасности эксплуатации ядерных объектов.
Варианты развития ограничивались диапазоном от постепенного упадка к внезапному коллапсу.
Новое правительство, похоже, склонно продолжать эту сомнительную традицию предшественников.
Сигналы о восстановлении “традиционного” угольно-коррупционного курса в энергетической политике и новые назначения задают много вопросов.
Главные из них – будет ли принята новая энергетическая стратегия Украины, и получит ли страна реалистичный прогрессивный документ?
Реалии века
“Наша задача – сохранить угольную отрасль”, – с таким заявлением выступил новый министр энергетики Игорь Насалик на заседании общественного совета при министерстве 21 апреля, за день до подписания Украиной Парижского климатического соглашения.
Принята всем мировым сообществом цель – ограничение потепление до уровня “значительно ниже двух градусов” – означает, что угольная энергетика, которая является одним из основным источников выбросов парниковых газов, будет ликвидирована к 2050 году.
22 апреля во штаб-квартире ООН в Нью-Йорке это соглашение подписали 171 страна, включая Украину. Согласно распоряжению президента, от имени государства соглашение подписал постоянный представитель Украины при ООН Владимир Ельченко.
Подписание соглашения рекордным количеством стран свидетельствует, что эра ископаемого топлива заканчивается, а приоритетом становится переход к возобновляемым источникам энергии ради преодоления самого вызова человечества – глобальных изменений климата.
В новых условиях мировое сообщество признало энергоэффективность и возобновляемые источники энергии столбами будущего развития энергетики. Важным шагом, который делают все промышленные страны на пути энергетической трансформации, является прекращение субсидирования и свертывания угольного сектора.
Ярким примером такой трансформации является Германия. Именно крупные инвестиции и последовательная государственная политика в этой области сделали страну экономическим локомотивом Европы и одной из самых успешных и динамично развивающихся экономик мира.
Это стало возможным благодаря ряду стратегических решений, принятых в 2000-х годах. В частности, в 2007 году немецкое правительство решило отменить субсидии и реструктуризировать угольную отрасль. Это произошло после принятия в 2002 году решения о постепенном сворачивании атомной энергетики.
В 2018 году Германия окончательно прекращает убыточную добычу каменного угля и закрывает последнюю глубокую шахту. Реструктуризация угольной отрасли происходит планово и без негативных социальных последствий.
Другим примером является Англия, в феврале 2016 закрыла последнюю угольную шахту. Уже в мае производство электроэнергии из угля в Англии полностью останавливалось четыре раза, впервые более чем за сто лет. 12 мая в течение 12:00 все угольные энергоблоки в стране были остановлены.
Солнечная, ветровая и гидроэнергетика в комбинации с газовыми маневровыми мощностями скоро будут способны полностью обеспечить страну электроэнергией.
На этом фоне ситуация в Украине выглядит полным провалом.
Угольный сектор, пораженный метастазами коррупции, был и остается причиной больших экономических и социальных проблем еще с середины 1990-х годов, а также является крупнейшим источником выбросов парниковых газов.
Ни одно правительство не смогло провести реструктуризацию угольной отрасли, что было жизненно необходимо для модернизации государства и создания условий для инновационного развития в энергетическом секторе.
Десятилетия коррупционного кланового правления поставили экономику на колени и сделали уязвимой к шантажу и внешнеполитических действий через контракты на импорт энергоносителей. Почему немецкий и английский опыт не интересны министру?
Ложные приоритеты
“Угольная отрасль является приоритетной, это энергетическая безопасность нашей страны”. Это не слова Эдуарда Ставицкого – ловкого чиновника времен Януковича, который использовал риторику диверсификации поставок для продвижения необоснованных и экологически опасных проектов вроде газификации угля.
Это слова Насалыка, которые он провозгласил после потери контроля над большей частью Донецкого угольного бассейна и во время вынужденных закупок угля у сепаратистов, большая часть которого добывается в рабских условиях на копанках.
За Януковича опухоли на теле нереформированной угольной отрасли разрослись до астрономических масштабов, за несколько лет обогатив “семью” миллиардами гривен налогоплательщиков. Еще за год до революции достоинства состояние дел в секторе вышел из-под контроля любых процедур, которые можно назвать государственным управлением.
В 2013 году объемы нелегальной добычи угля на копанках достигли 10%. Миллионы тонн угля легализуются через заброшенные государственные шахты, которые получали субсидии на покрытие себестоимости продукции.
Сейчас значительная часть бывших государственных шахт в Донбассе разрушена или затоплена и не подлежит восстановлению. Поэтому даже при большом желании восстановить миллиардные коррупционные схемы в виде государственной поддержки уже не удастся.
Вряд ли осознание того, что государственный угольный сектор Украины не подлежит восстановлению, еще не достигла высоких кабинетов. Неужели поддерживать терроризм и рабовладение направления – это стратегия нового министра?
Непопулярная энергоэффективность
За несколько дней до назначения Насалыка глава секретариата Европейского энергетического сообщества Янез Копач раскритиковал правительство Украины за отсутствие прогресса в сфере энергетических реформ. Особенно он отметил необходимость скорейшей имплементации законодательства по энергоэффективности.
Вице-премьер Геннадий Зубко также недавно заявил о скудности государственных инвестиций в энергоэффективность, в частности по сравнению с суммами государственных субсидий на оплату коммунальных услуг населению.
Международные эксперты и украинское гражданское общество единодушны: энергоэффективность – ключевое направление в проекте новой энергетической стратегии. В экспертных группах продолжается работа над созданием фонда энергоэффективности.
Однако ключевые законы в этой сфере – “Об энергоэффективности зданий» и «О коммерческом учете энергии” – так и не были приняты в течение последнего отопительного сезона несмотря на повышение тарифов и энергетический кризис.
В апреле правительство решило отменить “социальную норму” и установило единую цену на газ для населения и промышленности. Новые цены должны стать крупнейшим стимулом для внедрения энергоэффективных мероприятий. Однако масштабная их реализация в данных условиях возможна лишь при наличии соответствующей государственной поддержки.
Украинские и иностранные эксперты, прогрессивные политики и представители общественности инициировали создание государственного фонда для финансирования мероприятий по энергосбережению и повышению энергоэффективности в жилом секторе.
Однако прогресс в этом направлении под вопросом. В первую очередь – из-за отсутствия юридической базы для внедрения полного коммерческого учета энергоресурсов. Проект соответствующего закона лежит в парламенте без рассмотрения более полугода.
Очевидным становится недостаток поддержки реформ со стороны Министерства энергетики и недостаток координации между центральными органами исполнительной власти.
Об энергоэффективности в первой речи нового министра не прозвучало ни слова. Как и о возобновляемых источниках энергии или выполнении других обязательств в рамках соглашения об ассоциации с ЕС и договора об Энергетическом сообществе.
Задекларированные Украиной цели и заявления нового министра энергетики кардинально расходятся. Это ставит большой знак вопроса над продвижением энергетических реформ, необходимых для модернизации страны и достижения настоящей энергетической независимости. Возникает вопрос: почему игнорируются реальные приоритеты?
необходимость стратегического подхода
От того, выберется ли энергетическая политика Украины из тупика, а вместе с ней и экономика, во многом зависит будущее государства. Однако чтобы начать двигаться, нужно определить направление и принять правильные стратегические решения.
К сожалению, новый министр энергетики демонстрирует неспособность принимать такие решения и рискует стать ответственным за провал энергетических реформ в Украине.
Почему Украина до сих пор не приняла Энергетическую стратегию, которая бы отвечала реалиям 21 века? Видимо, причина в том, что для существования клептократии в стране публичная, современная и научно обоснованная энергетическая стратегия не нужна.
Однако она необходима украинскому обществу, и прозрачная работа над документом, концептуальные основы которого уже заложены, должна продолжаться с учетом международных обязательств Украины и замечаний гражданского общества.
Новыми приоритетами в Энергетической стратегии должны стать реструктуризация унаследованных с советских времен атомной и угольной отраслей, повышение энергоэффективности и стратегическое развитие сектора возобновляемой энергетики.
Это требует внесения изменений в действующие законы и принятие ряда важных законопроектов. Успешное завершение этого процесса необходимо для повышения энергетической, ядерной и экологической безопасности страны, а также для модернизации экономики и сохранения международной поддержки. Ставки очень высоки.
Для осуществления необходимых реформ и принятия нового курса нужны адекватное представление о современности, стратегическое видение будущего и политическая воля. Похоже, всего этого до сих пор не хватает в высоких кабинетах.
Олег Савицкий, эксперт Национального экологического центра Украины
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас