"Зарплатное рабство": защита потребителей или новый риск для банков? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

"Зарплатное рабство": защита потребителей или новый риск для банков?

Личные финансы
1658
В последние два года банковский рынок Украины претерпел значительные трансформации. С рынка исчезло более 70 банков. Финансовый кризис на себе испытали все банковские учреждения.
Вероятно, очистка рынка, которую затеяло правительство с Нацбанком, будет продолжаться. Очевидно, что сейчас также необходимы действия со стороны власти, которые бы способствовали укреплению позиций банковского сектора на финансовой карте мира. Для этого нужно немного – дать возможность всем участникам рынка работать в равных условиях, а не предоставлять искусственные преференции государственным банкам.
Два года назад география украинского банковского сектора начала радикально меняться. С целью страхования госслужащих от разного рода финансовых афер, украинский НБУ начал очистку банковского сектора от ненадежных игроков рынка.
Однако, очистка системы сопровождалась значительной девальвацией и ухудшением деловой конъюнктуры. Из-за этого с рынка исчезли также те банки, которые могли бы “жить” дальше, если бы не глубокий финансовый кризис. Банки, которые смогли пережить самые сложные времена, очевидно имеют достаточно устойчивые модели развития и поддержку акционеров, а главное – серьезные намерения работать на украинском рынке.
Среди главных тенденций консолидации банковского сектора – рост роли государственных банков в Украине. Если в начале года они занимали 20% рынка, то всего за год их охват увеличился почти на 10%, заполнив почти 30% сектора.
Так, в течение 2015 года Кабинет министров принял три постановления (№ 427, № 615 и № 788 – ред.), согласно которым все без исключения вынужденные переселенцы из аннексированной Автономной республики Крым и зоны АТО для получения пенсий, денежной помощи и других социальных выплат, вынуждены открывать счета исключительно в государственных банках.
Кроме того, начат процесс корпоратизации государственных банков, что является вполне логичным шагом, учитывая хорошие возможности государства в вопросах инструментария (то ли налогового, то ли денежно-кредитного) для направления деятельности других банков в нужное для государства русло.
В конце января 2016 года Кабинет министров принял новое постановление №37 “Некоторые вопросы выплаты заработной платы работникам бюджетных учреждений и государственной социальной помощи”, получившее широкий резонанс, вызвав много дискуссий среди экспертов и членов Независимой ассоциации банков Украины (НАБУ).
Согласно тексту постановления, на обслуживание бюджетников могут претендовать только крупнейшие банки страны, доля активов которых составляет не менее 1% от всей банковской системы. По подсчетам НАБУ, таких в Украине насчитывается 13 из 102 действующих, без учета государственных банков.
Однако реально принять участие в конкурсе смогут лишь 2 коммерческих банка. Поскольку только они соответствуют другому требованию – наличия в регулятивном капитале банка не менее 20% облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). Фактически, это означает, что если остальные крупные банки, чтобы получить право претендовать на обслуживание работников бюджетной сферы, должны дать государству в долг почти 9,6 млрд. грн.
Кроме того, не менее 10% карточной эмиссии банка должны составлять карты национальной платежной системы “Простір” (бывшая НСМЭП).
При этом государственные банки уполномочены обслуживать бюджетников вне каких-либо конкурсов.
Такие изменения могут быть довольно болезненными для банковской системы. В перечень уполномоченных банков, через которые должна осуществляться выплата заработной платы работникам бюджетных учреждений и государственной социальной помощи, сейчас входит 45 коммерческих банков.
Некоторые банки, которые разрабатывали механизмы работы с бюджетными учреждениями годы, будут вынуждены ограничить свою деятельность даже до 40%. Большинство из этих банков имеют иностранный капитал и входят в международные банковские группы. Такое значительное уменьшение операционной деятельности может привести к значительному сокращению персонала.
Члены Независимой ассоциации банков Украины во главе с Романом Шпеком, председателем Совета НАБУ, подчеркивают некорректность постановления КМУ №37. По их словам, оно не соответствует утверждению равных условий конкуренции, заложенных в меморандуме Украины с МВФ.
“Если речь идет о защите граждан от потенциально ненадежных банков, то описанные в постановлении требования лишь косвенно касаются определения надежности и устойчивости банка. Более того, если государство ставит перед собой такую цель, то эти требования должны касаться всех банков, работающих в Украине. В том числе и государственных. Чтобы защитить свое законное право на равные условия конкуренции НАБУ, по инициативе 13 банков, подала иск в суд. На сегодня нам уже удалось добиться судебного запрета постоянно действующей конкурсной комиссии принимать решение о прекращении выполнения функций уполномоченных банков до вступления в законную силу решения суда по данному делу. Рассмотрение дела отложено до 8 июня”, – подчеркивает Роман Шпек.
Нарушение прав здоровой конкуренции констатируют также юристы международной компании Baker & McKenzie. Кроме того, они отмечают необходимость предоставления работникам бюджетных учреждений права сотрудничества с любым банком, а не только государственным, ведь заработная плата – их частная собственность.
“Как только средства попадают на счет физического лица как зарплата или социальная выплата – они становятся собственностью конкретного человека, а не государства. Зарплата граждан, работающих в государственных учреждениях или выплаты пенсий или социальных платежей никак не отличается от доходов остальных украинцев, которые зарабатывают на жизнь в частных компаниях или предпринимательством. При этом ограничение прав банка на предоставление банковских услуг неограниченному кругу лиц по банковской лицензии, в том числе работникам бюджетных учреждений и получателям социальной помощи, является откровенным нарушением части 1 статьи 1 Первого Протокола к Конвенции о защите прав человека и основополагающих свобод 1950 года”, – объясняет партнер Baker & McKenzie Игорь Олехов.
Учитывая, что в программе реформ 2020 заложены такие базовые принципы как европейская интеграция и сбалансированность экономических интересов через формирование конкурентоспособной рыночной среды, минимизировать непредвиденные риски в банковском секторе возможно путем концентрации на сотрудничестве с участниками рынка.
“Мы надеемся, что новый состав правительства услышит банковское сообщество и ликвидирует заложенные в постановлении № 37 непредсказуемые риски для системы, а людям вернет финансовую свободу и право самостоятельно выбирать свой банк”, – резюмирует председатель Совета НАБУ Роман Шпек.
Анна Степанова
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас