Всплытие покажет. Восемь министров правительства Гройсмана рассказывают, что сделают на своем посту — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Всплытие покажет. Восемь министров правительства Гройсмана рассказывают, что сделают на своем посту

Казна и Политика
691
В Кабмин, сформированный по политическому, а не технократическому принципу, вошло 23 человека. Девятеро из них работали в прежнем правительстве Арсения Яценюка
Всем им придется доказывать, что третий после Майдана Кабмин в состоянии провести реальные реформы. И если их предшественники боролись с кризисом, то теперь, когда дно достигнуто, команда Гройсмана должна показать рост.
НВ обратилось к новым министрам, пришедшим в правительство, с просьбой ответить на вопрос: “Что вы планируете сделать и чего хотели бы достичь на своем посту?”
Степан Кубив, первый вице-премьер — министр экономического развития и торговли, 54 года
CV: С 2000‑го по 2008‑й — глава правления Кредобанка. На парламентских выборах-2012 прошел в Верховную раду (ВР) от ВО Батькивщина.
Во время революции был комендантом Евромайдана. С февраля по июнь 2014‑го возглавлял Нацбанк.
На внеочередных выборах 2014‑го вновь получил мандат, но уже от Блока Петра Порошенко (БПП).
ОТВЕТ: Говоря с бывшим министром Айварасом Абромавичусом, я искренне поблагодарил его за проделанную работу и заверил, что все инициативы, которые были начаты Министерством экономики, будут доведены до конца. К таким я отношу, например, приватизацию госпредприятий. Сегодня их почти 3,5 тыс., но только половина работает. Да и те приносят больше убытка, чем прибыли. Нашей целью будет оставить в госсобственности только действительно стратегические предприятия, остальные же корпоратизировать либо полностью или частично приватизировать.
Мы продолжим работу над кросс-секторальным вопросом дерегуляции. Это включает в себя и гармонизацию законодательного поля с правом ЕС, и отмену отдельных лицензий, и упрощение процедур (все эти законопроекты уже не единожды были в Раде, но до них никак не доходили руки).
Особое внимание я бы хотел уделить вопросам научной сферы. Речь идет о прикладной науке и разработках. Здесь я вижу огромный потенциал, который до этого времени практически не использовался. У Минэкономразвития нет возможности влиять на развитие того или иного направления науки напрямую, но мы можем и должны заниматься вопросом коммерциализации: стимулировать разработки инновационных технологий украинскими исследователями и способствовать их внедрению на практике.
Все международные обязательства Украины будут выполнены — мы сделаем все возможное, чтобы получить следующий транш МВФ в мае-июне этого года.
Премьер-министр также наделил меня функцией работы с парламентом и депутатами. Я считаю, что мы должны существенно улучшить коммуникацию Кабмина с Радой — все‑таки, как ни крути, любая реформа начинается с принятия соответствующих законодательных актов. Я бы хотел, чтобы мы начали с принятия горящих законопроектов, которые необходимы для поднятия Украины в рейтинге Doing Business. Вхождение в топ-50 в ближайшие месяцы дало бы четкий сигнал инвесторам, что в стране происходят практичные положительные изменения.
Иванна Климпуш-Цинцадзе, вице-премьер по вопросам европейской и евроатлантической интеграции, 43 года
CV: С 2014 года — депутат ВР от БПП: входила в объединения Еврооптимисты и Антикоррупционная платформа. До этого четыре года работала директором Ялтинской европейской стратегии (YES).
Работала в Украинском независимом центре политических исследований, корреспондентом службы ВВС в США и на Кавказе, руководила Фондом поддержки международного сотрудничества Украины.
ОТВЕТ: Задания нескольких ближайших дней и недели — организационное обеспечение работы вице-премьера с новым функционалом. Здесь, в Кабмине, есть офис правительственного уполномоченного по вопросам евроинтеграции. Мы уже провели какое‑то количество встреч с его сотрудниками — это 31 человек плюс руководитель — для того, чтобы понять, насколько возможным им видится исполнение поставленных перед нами задач. Это тот костяк, на который хотелось бы опереться, а потом предложить усовершенствование этой структуры.
Страны, которые полноценно ставили перед собой задачу евроинтеграции, создали отдельные институты: кто‑то — министерство евроинтеграции, как в Грузии; кто‑то — агентства. В перспективе такой институт мог бы заработать [в Украине] со следующего года.
Есть несколько важных для меня заданий. Первое — адаптация нашего законодательства к директивам и взятым на себя обязательствам, заложенным в рамках Соглашения об ассоциации Украины с ЕС. Второе — координация горизонтального сотрудничества между министерствами, чтобы достичь максимального успеха в каждом секторальном направлении.
И, конечно, мы говорим о евроатлантическом компоненте. Со стороны Кабмина нужно помогать скоординировать усилия по оборонной реформе. Многие предложения на данном этапе серьезно проработаны. Этот процесс нужно двигать вперед.
Хотелось бы также присоединиться к подготовке стратегии системы госуправления. Наши европейские партнеры заинтересованы, чтобы эта реформа получилась и стала одним из элементов борьбы с коррупцией. Поэтому будет полезно привлечь вице-премьера по вопросам европейской и евроатлантической интеграции к этому проекту.
Владимир Омелян, министр инфраструктуры, 37 лет
CV: Работал заместителем министра инфраструктуры Андрея Пивоварского в правительстве Арсения Яценюка.
Карьеру начинал в отделе НАТО и Западноевропейского союза управления евроатлантической интеграции при МИДе. После работал на других должностях, в частности руководил отделом РФ в МИДе. Был заместителем директора Департамента обеспечения деятельности министра (патронажная служба) Минфина, руководил Службой министра Кабмина.
ОТВЕТ: Моя основная задача — довести до конца начатые реформы и положить начало новым.
Во-первых, это изменения в [госкомпании] Укрзализныця (УЗ). Нам нужно создать независимую УЗ с эффективным профессиональным менеджментом и прозрачным корпоративным управлением. Цель этого этапа реформы УЗ — создать вертикально интегрированную холдинговую компанию, в которой управление инфраструктурой, пассажирскими и грузовыми перевозками, промышленными предприятиями и т. д. разделены по вертикалям и управляются отдельно.
Второе — морская отрасль с необходимостью реформирования АМПУ [госпредприятие Агентство морпортов Украины], создания полноценной морской администрации. Мы по‑прежнему будем отстаивать важность приватизации госкомпаний, кроме стратегических. В первую очередь государственных стивидоров [структуры, контролирующие погрузку и выгрузку в портах]. Это может быть продажа или концессия, главное — чтобы актив развивался, наращивал рабочие места, приносил больше денег в бюджеты всех уровней.
На повестке дня остается вопрос создания дорожного фонда, мы будем заново вносить этот законопроект в парламент. В целом я планирую уделять больше времени работе с ВР и профильным комитетом.
Продолжится работа над успешным завершением процесса подписания соглашения Об открытом небе с ЕС. И, конечно, корпоратизация Укрпочты — работа в этом направлении станет более интенсивной.
Александр Данилюк, министр финансов, 40 лет
CV: До прихода в украинские госорганы работал в инвесткомпаниях. В сентябре 2010‑го, во времена президентства Виктора Януковича, возглавил Координационный центр по внедрению экономических реформ. В июле 2014‑го Порошенко сделал Данилюка представителем президента в Кабмине, а через год — замглавы Администрации президента. Данилюк — один из соучредителей Центра свободной экономики им. Кахи Бендукидзе.
ОТВЕТ: Приоритетами министерства в 2016‑м я считаю возобновление сотрудничества с МВФ и реализацию Коалиционного соглашения, в котором перечислены поставленные перед правительством задания. Также считаю необходимым начать системную реформу сферы госфинансов и усилить роль самого Министерства финансов как функционального, системного инструмента преобразования всех сфер, ведь именно Минфин с помощью механизмов финансирования может стимулировать реформы образования, медицины, социальной сферы и тому подобное.
Еще одним важным направлением работы я считаю прозрачную приватизацию, являющуюся реальным инструментом борьбы с коррупцией, в частности политической.
Кроме того, мы должны наладить систему администрирования налогов, благодаря чему освободится дополнительный финансовый ресурс, который наполнит бюджет страны. И, наконец, мы будем принимать меры для окончательного объединения налоговой и таможни.
Лилия Гриневич, министр образования и науки, 50 лет
CV: Профессиональную карьеру начинала во Львове, работая учителем в школе. Была директором Центра оценивания качества образования. На выборах в 2012‑м прошла в парламент от ВО Батькивщина, возглавила комитет по вопросам науки и образования. В 2014‑м стала депутатом от Народного фронта.
ОТВЕТ: Моя стратегическая цель — создать такую систему образования, которая будет помогать ребенку стать успешным и занять свое место в жизни независимо от его происхождения и способностей, а взрослым — создаст возможности для обучения на протяжении жизни.
Мы должны существенно изменить украинскую школу, прежде всего содержание образования — чему мы учим детей. Это должно быть образование для жизни. Мы перейдем от трансляции огромного количества знаний и требований (чтобы дети воспроизводили эти знания), к формированию у школьников умений критически мыслить, работать в команде, решать проблемы, самостоятельно искать и анализировать информацию, владеть финансовой грамотностью и навыками предпринимательства, быть готовым учиться на протяжении жизни.
Хочу подчеркнуть: финансовая грамотность и предпринимательство — это не новые предметы для обучения в школе. Это компетентности, которые должны быть развиты у детей в результате обучения, в частности математике.
Мы должны изменить содержание образования, чтобы младшие школьники могли посчитать свой бюджет похода в магазин или зоопарк, а старшие — умели рассчитать проценты по депозиту или свои налоги. Искренне убеждена, что школа — это не только сумма знаний, но и место, где закладываются ценности. И они также должны стать частью содержания образования.
Одновременно мы должны подготовить учителей к преподаванию осовремененного содержания: изменить подходы к преподаванию в педвузах и повышению квалификации учителей. Новое содержание требует знания новых современных методик и других подходов к оцениванию знаний.
Наряду со стратегическими задачами мы продолжаем реформы высшего образования.
Но есть и ряд неотложных кризисных вопросов. До моего прихода в министерство не были решены вопросы своевременного обеспечения выпускников школ аттестатами и свидетельствами. Мы уже приняли необходимые меры, и хочу успокоить и школы, и выпускников: аттестаты и свидетельства выдадут вовремя. При этом мы удешевили стоимость этих документов, и государство сэкономит бюджетные деньги.
Другой острый вопрос — печать учебников: своевременно издать учебники для 8‑го класса и помочь органам местного самоуправления закупить учебники для 4‑х и 7‑х классов, которые до сих пор не доставлены в школы в полном объеме.
Мы должны срочно решить эти насущные вопросы, но наша стратегическая цель — полностью изменить подход и логистику подготовки и отбора учебников. Учебники должны наконец переориентироваться на ребенка, его возрастные способности и особенности, и на современный смысл.
Остап Семерак, министр экологии и природных ресурсов, 43 года
CV: Экс-нардеп фракции Народный фронт.
Много лет проработал руководителем секретариата парламентских фракций ПРП Реформы-центр, Наша Украина, Реформы и порядок. Занимал пост замглавы Киевской облгосадминистрации по вопросам внутренней политики и связей с общественностью. С 2007‑го по 2012‑й — нардеп Блока Юлии Тимошенко. С февраля по декабрь 2014‑й — министр Кабмина Арсения Яценюка.
ОТВЕТ: Первое и главное задание я вижу в том, чтобы реорганизовать министерство в прозрачную, продвинутую структуру, способную внедрять современную экологическую политику. Я хочу, чтобы в общественном представлении министерство не ассоциировалось с коррупцией и распилом недр. Наоборот, именно тут может зарождаться новая культура отношения общества к окружающей среде в самом широком понимании этого слова. Отношение к природным ресурсам, которые являются достоянием не только нынешнего, но и следующих поколений, должно определять в том числе и национальные приоритеты.
Начал я работу с организационных моментов. Например, уже на первом аппаратном совещании принято решение о быстром переходе на электронный документооборот — по крайней мере, в рамках министерства — и внедрение открытых электронных сервисов. Дико выглядит, когда в министерстве экологии сотрудники носят за собой сотни бумажек!
Второй приоритет — министерство должно стать локомотивом роста ВВП благодаря эффективному управлению.
Третье задание — формирование стратегических приоритетов в экологической политике, которые бы отвечали Соглашению об Ассоциации с ЕС.
Из проектов, которые уже можно презентовать и выносить на общественное обсуждение — новая концепция развития Чернобыльской зоны отчуждения. Есть разные идеи — от развития здесь биосферного заповедника до создания научной базы по изучению последствий и предотвращения катастроф. Кроме того, я сторонник идеи создания в Украине полного ядерного цикла, то есть, захоронения ядерных отходов на территориях, которые будут всегда непригодными для жизни. Этот проект имеет экономическую целесообразность, и выводит Украину на качественно новый технологический уровень.
Считаю, что нам срочно необходима реформа Экологической инспекции. Из коррупционной пирамиды она должна превратиться в эффективный прозрачный сервис.
Отдельный вопрос — кадровая политика. Во всей структуре Минэкологии, в том числе и во главе госпредприятий, подчиненных министерству, должны работать люди с современным мышлением и безупречной репутацией. Надеюсь на поддержку общественности в контроле за работой каждого.
Тарас Кутовой, министр аграрной политики и продовольствия, 40 лет
CV: В 2004–2009 годах был финансовым директором инвестиционной компании XXI век. После руководил агрохолдингом Райз.
В 2012 году прошел в парламент от партии УДАР, был первым замглавы комитета по вопросам агрополитики и земельных отношений. На выборах в 2014‑м попал в Раду по одномандатному округу.
ОТВЕТ: Если говорить о кадровом видении, в министерстве будут проанализированы предыдущие достижения, посмотрим планы на следующие месяцы. Тогда я и определюсь с результатами: на кого можно положиться, а на кого — нет.
Второе, о чем нужно говорить,— это вхождение в переговорный процесс (вместе с Минфином, МВФ) касательно пересмотра условий и границ работы агропромышленного комплекса, прежде всего в контексте государственной поддержки и налогового регулирования. Это то ключевое, что требует быстрых решений. На этом мы сосредоточимся.
Очень часто в медиа сегодня говорится о каких‑то катастрофических кадровых изменениях, которые планируются. Я пришел повышать эффективность министерства и достигать целей, а не менять людей. Если замена людей — элемент повышения эффективности, она будет происходить.
Я пришел в министерство в сложный период — мы в процессе посевной. Хочу, чтобы мы существенно повысили уровень взаимодействия, прежде всего, с малыми и средними предпринимателями, которые сегодня ждут открытого диалога.
С точки зрения человеческих отношений — что было раньше и останется сейчас — нулевая толерантность к коррупции. Любые неэтические вещи в министерстве недопустимы. Я буду лично прикладывать все усилия для того, чтобы тот, кто не дай Бог будет иметь к этому отношение, был наказан. И чтобы это было сделано публично и доведено до конца.
Евгений Нищук, министр культуры, 43 года
CV: Народный артист Украины, актер, голос обоих Майданов. Был министром культуры в первом правительстве Арсения Яценюка в 2014 году.
ОТВЕТ: Одно из главных заданий сегодня — вернуть доверие к Минкульту. Я хочу создать совет министра в дополнение уже существующим институциям. Это должен быть пул интеллектуалов, с которым вместе мы бы проработали план действий.
Путеводителем должны стать наработки, созданные вне Минкульта,— стратегия Культура-2025, работа РПР [Реанимационного пакета реформ] Культура, Конгресса активистов культуры, Альянса культуры и других. У меня уже было несколько встреч с представителями культурной общественности, я принял участие в Конгрессе активистов культуры, также у меня была достаточно продуктивная встреча в Минкульте. Уверен, такие шаги сотрут границы между государственной и негосударственной культурой, они должны быть уравнены в правах, именно это поможет “сшить” страну. Рад, что мы договорились о координации действий, дальнейшей коммуникации и проработке списка приоритетов.
Мы должны декоммунизировать сам Минкульт и отказаться от исключительно технического функционала — распределения средств. Также я хочу создать департамент по развитию современных культурных индустрий. Министерство должно стать той платформой, которая поможет воплотить идеи наших талантливых художников в разных жанрах и продуцировать их в мир.
Вижу большие перспективы и в работе с европейскими партнерами. Министерство может стать гарантом, но не должно вмешиваться в распределение денег тех или иных программ. Государству также необходима разветвленная система культурно-информационных центров заграницей. Пришло время вместе с традиционным достоянием показать современное искусство Украины — актуальное, интересное, острое, самобытное. Буду очень рад активно сотрудничать с инициативой Культурная дипломатия Украины от МИДа.
Кристина Бердинских
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас