Что получит Украина вместе с министром финансов Иваном Миклошем — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Что получит Украина вместе с министром финансов Иваном Миклошем

Казна и Политика
1039
В следующий вторник, 12 апреля, в Украине может быть переформатирована коалиция и назначено новое правительство. Спикер Владимир Гройсман, которого фракция БПП выдвигает на пост премьер-министра, озвучил несколько кандидатур в свой будущий Кабмин.
Один из них – словацкий министр финансов Иван Миклош. Его Гройсман видит на аналогичной должности в Украине, сейчас Миклош – советник нынешней главы Минфина Наталии Яресько.
Иван Миклош уже дал предварительное согласие, озвучив при этом ряд условий, одно из которых – сохранение словацкого гражданства. Чтобы совместить это требование с украинским законодательством, которое не допускает к работе на высших государственных постах иностранцев, Гройсман зарегистрировал законопроект «под Миклоша», предусматривающий разрешение иностранцу в течение одного года, до 1 мая 2017-го, работать в Минфине без приобретения гражданства.
«На должность министра финансов Украины может быть назначен иностранец из числа бывших глав, членов правительств иностранных государств, который владеет государственным языком или понимает его в объеме, достаточном для выполнения служебных обязанностей. Относительно такого кандидата на должность министра финансов Украины специальная проверка не проводится», – сказано в законопроекте.
Этот ход позволяет соблюсти требование закона, однако не снимает другой вопрос: насколько лояльным будет министр-иностранец и интересы какой страны будут для него первостепенными. Forbes проанализировал ключевые отрасли украинской экономики на предмет возможного конфликта интересов у украинского министра финансов-гражданина Словакии.
Точки пересечения
У нынешних Украины и Словакии мало общего, помимо «социалистического» прошлого. Номинальный ВВП Словакии в 2015 году составил $294 млрд; инфляция по итогам 2015-го – 0,5%; объем экспорта – $384,6 млрд, импорта – $294,2 млрд. Темпы промышленного производства в 2015 году – «минус» 3,5%, но до этого несколько лет подряд демонстрировался уверенный рост (в 2014-м – на 6,7%).
Для сравнения, ВВП Украины по итогам 2015 года – 1 979 458 млн гривен, на душу населения – 46 210,2 гривен.
За счет каких отраслей был сформирован такой впечатляющий результат Словакии и в каких местный бизнес является конкурентом украинскому? В первую очередь, в автопроме. «В сфере автомобилестроения – однозначно серьезная конкуренция. Точно так же – машиностроение, приборостроение, здесь мы реальные конкуренты», – перечисляет исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко.
«В Словакии высоко развита промышленность, производство электроники, в Украине же – почти никак, – дополняет Эрик Найман, финансовый аналитик, управляющий партнер CapitalTimes. – Так что конфликта интересов не должно быть у Миклоша».
Дмитрий Марунич, директор Института энергетических исследований, отмечает, что в энергетике эти две страны также почти не пересекаются. «Словакия не производит достаточные объемы электрической энергии, для того чтобы конкурировать с Украиной», – поясняет он, оговариваясь, что и Украина сократила сейчас поставки. В сегменте газа конкуренция тоже отсутствует ввиду минимальной его добычи в Украине. «Как транзитеры мы с ними связаны одной трубой, поэтому в данном контексте мы, скорее, партнеры, у нас одни и те же интересы», – подчеркивает Марунич.
В угольной промышленности в Словакии добывают относительно небольшие объемы, а у Украины статус крупного угольного экспортера остался в прошлом – после военной кампании на Донбассе. «Бензин мы оттуда не покупаем, нефть они тоже не добывают. Я не вижу, честно говоря, сфер даже потенциально, где мы можем конкурировать. Попросту не вокруг чего», – говорит он.
Что получит Украина вместе с министром финансов Иваном Миклошем
В сфере АПК Украины – и вовсе немного конкурентов. «Мы хороши тем, что у нас большая территория, и большие посевные площади. При этом внутреннее потребление у нас гораздо ниже, чем объемы производства продукции, которые мы производим. Поэтому мы можем отправлять большие объемы продукции на экспорт», – объясняет Николай Верницкий, директор информационно-аналитической компании «ПроАгро».
При этом удобное географическое положение и развитая логистическая инфраструктура позволяют оптимизировать организацию экспортных потоков, а природные условия и наличие благодатных земель дает возможность вести эффективное растениеводство.
«То есть, с чем сравнивать? Что, Словакия может производить 50 млн тонн зерна? Нет, конечно. Что, она имеет какие-то там глубоководные порты, через которые можно грузить 34 млн тонн зерна в год? Что, у нее есть такая большая территория? Нет, конечно. Что, у нее есть такая дешевая рабочая сила? Нет. Это все равно, что сравнивать нас с Монако», – указывает Верницкий.
Наиболее принципиальное совпадение интересов Украины и Словакии – это борьба за статус плацдарма при размещении иностранных производств. «При хорошем раскладе, если предположить, что в стране будут проводиться реформы, Украина должна стать конкурентом по оттягиванию иностранных производств, – предполагает Устенко. – Мы можем стать точно так же промышленной площадкой, как в свое время стала Словакия».
При этом возможность для влияния на решение иностранных инвесторов об экспансии со стороны министра финансов, и тем более лоббирования интересов Словакии в Украине, он оценивает как крайне низкую.
Найман отмечает, что Минфин, влияя на общую ситуацию в стране, опосредованно оказывает влияние и на инвестклимат. «Более того, так как Минфину подчинена налоговая система и таможенная политика, Минфин оказывает одно из важнейших влияний – на принятие инвесторами решений, вкладывать или не вкладывать в Украину», – говорит он.
Иван Миклош – не первый иностранец в украинском Кабмине, и промежуточные результаты проекта «Варяги» не дают поводов для оптимизма. Причина не только в самих фигурантах, но и в сопротивлении системы – в частности, Forbes неоднократно убеждался, что в парламенте министров-иностранцев воспринимают с откровенной иронией.
Еще один фактор – разница масштабов государств. «Нельзя сравнивать министерство финансов Словакии с министерством финансов Украины. Миклош в министерстве финансов Словакии – это уровень третьего-четвертого лица в городском совете. Это просто несравнимые вещи», – уверен Устенко.
Основной мотив привлечения реформатора с громким именем, который при этом не имеет политических амбиций и планов в Украине – возложение на него непопулярных мер по снижению дефицита государственного бюджета. «Украинские лидеры взяли на себя обязательства, и сейчас пытаются их не выполнять, вот и появилась необходимость в человеке со стороны. Это просто для меня – лишнее доказательство того, что никто не хочет жертвовать своей политической карьерой ради страны», – резюмирует Устенко.
Виталий Кравченко, Максим Мордовцев
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас