Продуктивный финансовый день в Верховной Раде — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Продуктивный финансовый день в Верховной Раде

Казна и Политика
1270
_Вчерашний день в Верховной Раде можно с уверенностью назвать плодотворным, и это несмотря на политический кризис и проблемы, которые прослеживаются в создании новой коалиции. _
Депутаты удачно справились с финансовым днем. В частности, 8 из 12 законопроектов, которые касаются финансового сектора были приняты и проголосованы в первом чтении, из общего объема – это две трети того, что народные депутаты должны были сделать годами ранее. Условно данные законы можно разбить на несколько групп. Первая группа – в нее входят законопроекты, которые касаются исключительно банковского сектора. Вторая группа – проекты законов, которые относятся к не банковским финансовым организациям. Третья группа – законопроекты, которые касаются рынка капитала.
За законопроект “О финансовой реструктуризации” депутаты отдали 229 голосов. Им предлагается определить условия и порядок проведения процедуры добровольной финансовой реструктуризации должника и особенности проведения процедуры досудебной санации должника.
“Это так называемый “Киевский подход” – по аналогии с “Лондонским подходом”, “Стамбульским подходом” , которые применялись в периоды финансовых кризисов в отдельных странах и дали возможность обеспечить стимулирование кредитного рынка, а также поддержать тех субъектов хозяйствования, которые “хотели работать”, но вынужденно попали в затруднительное положение”, – отмечает Антонина Дешко, эксперт по вопросам финансовой политики Института общественно-экономических исследований (ИСЕД)
“Законопроект разработан с целью преодоления негативных последствий финансового кризиса. Предприятия почувствуют позитив от этого законопроекта, они смогут освободиться от долгов. Также будет сокращено количество проблемных кредитов”, – заявил заместитель министра финансов Артем Шевалев.
С технической точки зрения законопроект помогал внедрять Всемирный банк совместно с ЕБРР, а активным продвижением данного проекта занимался, непосредственно, Минфин и Национальный банк. Данным документом определяются условия участия самого должника и непосредственно кредиторов в процессе финансовой реструктуризации, участие государственных банков и Фонда Гарантирования Вкладов Физических Лиц.
По словам заместителя главы правления Национального банка Владислава Рашкована, этот законопроект является структурным маяком в программе сотрудничества Украины с Международным валютным фондом и одной из целей Комплексной программы развития финансового сектора Украины до 2020 года.
“Разработанный юридический механизм финансовой реструктуризации проблемных кредитов поможет ускорить выздоровление финансового и корпоративного секторов. Он является добровольным и внесудебным, и предоставляет платформу для переговоров банков с заемщиками. Таким образом, у кредиторов будет прописан процесс того, как создать клуб для работы с проблемным должником, и как коллегиально работать с кредиторами”, – отметил Рашкован.
В НБУ отмечают, финансовая реструктуризация долгов предприятий решит вопрос значительного количества проблемных кредитов, риска банкротств и прекращений хозяйственной деятельности предприятий, в которых прослеживаются временные проблемы с ликвидностью, но имеют возможность для восстановления здоровой экономической деятельности. Это поможет банкам уменьшат количество проблемных кредитов и получить шанс на то, чтобы направить средства на восстановление кредитования и стимулирования экономики.
Этот проект ко второму чтению полностью не готов. Доработки в нем буду касаться согласования положений с нормами законодательства по вопросам восстановления платежеспособности должника или признания его банкротом. В парламенте находятся несколько законопроектов по этому вопросу, которыми регулируются отдельные аспекты досудебной санации.
Следует добавить, что законопроектом предложено определить институциональную роль наблюдательного совета и секретариата, как специальных органов, которые создаются для организации и проведения процедуры финансовой реструктуризации и регламентируют процесс разрешения споров в арбитраже. В соответствии с положениями законопроекта межведомственный наблюдательный совет будет включать представителей Национального банка, Минфина, Минэкономразвития и Минюста.
Однако, как сообщила Антонина Дешко, этот пункт и не только он, вызывает много вопросов и сомнений.
“Вызывает много вопросов и предложенный законопроектом механизм деятельности наблюдательного совета (из представителей НБУ, Минфина, Минэкономразвития и Минюста), ее секретариата, арбитражного комитета (в частности, закладывается вероятность возникновения коррупционных рисков). Нуждается в уточнении вопрос о “реструктуризации хозяйственной деятельности”, поскольку реструктуризировать возможно долг, а не деятельность.
Не до конца остается понятным и вопрос, как будет определяться “перспективность хозяйственной деятельности”, и что имеется в виду под таким определением, поскольку кредиторы в погоне за максимально быстрым получением прибыли могут не учитывать, например, социальные аспекты деятельности должника. Кроме того не выписаны вопрос об участии, права и обязанности инвестора в процедуре реструктуризации, правила его привлечения, его взаимоотношения с должником и кредиторами”, – рассказала она.
Правительство возлагает очень большие надежды на реструктуризацию долгов в сумме на 200 млрд гривен, даже если реструктуризация достигнет половины обозначенной суммы – это уже будет достаточно неплохим результатом и для банков, и для должников. Ведь только официальная статистика Национального банка утверждает о том, что доля просроченной задолженности составляет 22,8% ,в отношении юридических и физических лиц.
К тому же, вчера были приняты не менее значимые проекты законов касающиеся рынка страхования.
“Один законопроект является фундаментальным, у этого проекта новая редакция и она повышает требования к платежеспособности финансовых учреждений. Пользуясь услугами страховых компаний вы будете уверены, что они финансово здоровые, и способны осуществить страховые выплаты”, – отмечает Виктория Страхова, менеджер проектного офиса Национального Совета Реформ.
Не прошли мимо в стенах Верховной Рады четыре фундаментальных законопроекта относящиеся к рынкам деривативов, а именно законопроекты № №3498, №3499, №3500, №3516. Пакеты законопроектов были внесены на рассмотрение в парламент группой народных депутатов, в том числе Русланом Демчаком, Сергеем Рыбалко, Тарасом Кутовым и другими.
Эти законопроекты создают правовое поле для внебиржевых деривативов, вводят понятие Генерального соглашения по финансовым трансакциям (ISDA Master Agreement), регулируют практические вопросы использования деривативов, меняют законодательство о предоставлении финансового обеспечения, предусматривают урегулирование деятельности торгового репозитория и центрального контрагента, вводят единые стандарты регулирования товарного биржевого рынка.
Создавались эти проекты под эгидой Национальной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР) совместно с ЕБРР, с привлечением Министерства финансов, Министерства экономического развития и торговли, Министерства аграрной политики и продовольствия, Национального банка, МВФ и USAID.
Многие отмечают, что без существования данных законопроектов, без грамотного регулирования рынка деривативов, приток инвестиций практически невозможен. По мнению народного депутата Олега Лаврика, законопроект под номером 3498 имеет ряд недостатков, которые ко второму чтению необходимо привести в норму.
“Этот законопроект неприемлемый. В нем, например, расширяются полномочия Нацкомиссии, которые не соответствуют ее функциям. Но мы рассчитываем на доработку этого документа”, – заявил он. В свою очередь, НКЦБФР возьмет на себя инициативу по качественной консолидации пожеланий и замечаний участников финансового рынка в указанных законопроектов при подготовке их ко второму чтению.
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас