Андрей Попов: Бюджет на 2016 год - выживание, а не развитие — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Андрей Попов: Бюджет на 2016 год - выживание, а не развитие

Казна и Политика
1206
В ночь на 25 декабря 2015 года Верховная рада Украины приняла государственный бюджет на 2016 год. Документ принимался почти с той же спешкой, что и в прошлом году (тогда он был принят 29 декабря), и наверняка потребует уточнений. В принципе, спикер парламента Украины Владимир Гройсман открыто заявил, что бюджет носит «тактический» характер, и работа над ним будет продолжена. Возможно, корректировки будут не столь глобальны, как были у бюджета на 2015 год, когда через два месяца, в феврале 2015 года, потребовалось практически полное обновление главного финансового документа страны. Но неопределенность в макроэкономических показателях, в политической сфере, в налоговом законодательстве предопределяет необходимость пересмотра бюджета в течение года.
Проанализируем ключевые параметры бюджета на 2016 год.
Доходы бюджета предусмотрены в размере 595,08 млрд. грн., расходы 667,73 млрд грн., предельный дефицит 83,69 млрд. грн. (3,7% ВВП, в 2015 году было 4,1% ВВП). Постепенное снижение дефицита бюджета соответствует требованиям МВФ, что, в свою очередь, является залогом для продолжения финансирования от Фонда.
В отношении роста ВВП бюджет на 2016 год несколько реалистичнее, чем документ прошлого года: планируется рост ВВП на 2% (в 2015 план был 5,5%). Учитывая масштабы падения экономики в 2014-2015 гг. и очень низкую базу сравнения, подобный рост вполне реален. Но в целом макроэкономические показатели чересчур оптимистичны. Инфляция прогнозируется 12% (для сравнения, в 2015 году инфляция планировалась в размере 26,5%, а по факту составила свыше 43%). Учитывая высокую инфляцию в 2015 году (максимальную с момента введения гривны в 1996), а также последствия девальвации, реальная инфляция в 2016 составит не менее 20% (и то при сохранении стабильности курса).
Среднегодовой курс гривны к доллару Кабмин закладывает на уровне 24,1 грн. (бюджет на 2015 год планировался исходя из курса 17 грн. за доллар, а по факту составил 21,8 грн., что практически соответствует изменениям в бюджет на 2015 год, принятым в феврале 2015 года). Учитывая, что в январе 2016 года курс НБУ уже превысил заложенный в бюджете прогноз, сохранение данного уровня среднегодового курса представляется достаточно сложной задачей. Впрочем, делать валютные прогнозы в Украине – задача неблагодарная не только для экспертов, но и для руководства страны. Многое, если не всё, зависит от международных доноров. Руководством Украины заявлено, что одобрение бюджета, согласованного МВФ, восстановит поступления средств от Фонда и других международных доноров на общую сумму около $5 млрд. Это должно укрепить гривну и удержать курс в рамках заложенных ориентиров.
Главная проблема бюджета на 2016 год состоит в том, что при запланированном стабильном курсе и низком уровне инфляции (соответственно, без включения «печатного станка»), и при росте ВВП на 2%, планируется более чем на 15% по сравнению с 2015 годом увеличить доходную часть бюджета (с 516 до 595 млрд. грн.) Такой результат может быть достигнут за счёт повышения фискальной нагрузки, что делает рост ВВП и восстановление экономики Украины ещё менее вероятным. Сомнения вызывают и прогнозируемые доходы от приватизации в размере свыше 17 млрд. грн. Программа приватизации срывается год от года, и пока нет оснований прогнозировать столь успешную приватизацию на 2016 год. Скорее всего, для выполнения бюджета будет применён комбинированный подход, и рост налоговой нагрузки совместится с очередным витком инфляции для покрытия государственных расходов (впрочем, рекордных значений инфляции 2015 года, скорее всего, удастся избежать).
Налоговая реформа, которая призвана создать условия для наполнения доходной части бюджета, также носит противоречивый характер. С одной стороны, правительство снизило ЕСВ, уплачиваемый работодателем, с 37% до 22% и НДФЛ с 20 до 18% (снижение общей нагрузки на заработную плату с 59% до 40% – существенный шаг, но для вывода зарплат из тени в условиях Украины этого всё равно недостаточно). Но при этом увеличены акцизы (не только на спиртное и сигареты, но и на бензин), урезаны возможности для юридических лиц работать по упрощённой схеме налогообложения (снижен уровень дохода с 20 млн. до 5 млн. грн. в год), а также повышена налоговая нагрузка на аграриев – прежде всего, пересмотрен спецрежим НДС (особенно для производителей зерновых и других технических культур, которые теперь будут обязаны отчислять государству 85% суммы НДС, аккумулируя у себя только 15%).
В конечном счёте, для сохранения статус-кво и иллюзорной финансовой стабильности руководство Украины исходит не из стратегических соображений развития, а из имеющегося в её распоряжении инструментария, не отличаясь в этом от большинства предшественников.
Андрей Попов, партнер Kreston GCG
По материалам:
Файненс.ЮА
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас