Госбюджет - 2016: что нового? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Госбюджет - 2016: что нового?

Казна и Политика
1324
Сегодня министр финансов Наталья Яресько дала заключительную конференцию о принятии Закона “О государственном бюджете Украины на 2016 год”. Как заявила министр финансов, в ее речи было озвучено то, о чем не говорили публично.
Свое выступление министр финансов Наталья Яресько разбила на шесть групп, каждая из которых касалась определенной части государственного бюджета-2016, который Верховная Рада приняла незадолго до сегодняшних итогов по проекту закона.
Нынешний год для Министерства финансов был достаточно тяжелым. Год назад украинская казна была опустошена до основания, денег не было и на выплату пенсий, и на выплату заработных плат. Согласно с утверждениями госпожи Яресько, ситуация кардинально изменилась за год. За текущий год Украина смогла заручиться значительной финансовой поддержкой МВФ и других международных партнеров и получить значительный пакет международной поддержки включая 6,7 млрд долларов от МВФ, которые уже поступили в текущем году. Стране удалось реструктуризировать государственный долг, а также удалось реструктуризировать долги Киева. Украина смогла провести бюджетную политику так, что на данный момент страна не имеет задолженностей по зарплатам, пенсиям, замороженным затратам. Кроме всего перечисленного, Украина возвращает долги, которые были взяты ранее.
Finance.UA выбрал самое интересное из сегодняшней конференции министра финансов.
Макропоказатели
Верховной Радой был принят бюджет на тех макропоказателях, которые закладывали именно вначале: рост реального ВВП в 2%, инфляция 12%, среднегодовой курс – 24,1 гривны за доллар, на конец года – 24,4. Цена на газ, в среднем, 225 долларов за тысячу кубометров. Предельный дефицит государственного бюджета – 3,7% ВВП, что уменьшит потребность привлечения новых займов и уменьшит инфляционное давление на экономику в целом.
Акцизы
В частности ВР было принято более низкое, чем предлагало Министерство финансов и Правительство, повышение акцизов на вредную продукцию – табак, алкоголь. Переходный период с спецрежима по НДС для аграрных компаний был принят в ином виде, который имел иной фискальный эффект.
Игорный бизнес
Также, парламент отказался от предложения вывести из тени игорный бизнес и им разрешено дальше не платить налоги. Хотя мы могли уже сегодня иметь возможность эффективно регулировать эту отрасль, так как все знаем, что она действительно работает в Украине и увеличить ресурс бюджета, который можно было бы использовать на социально-культурные потребности жизни граждан.
В целом бюджет был принят прогнозам доходов 595, 1 млрд гривен, что на 6 млрд меньше, чем было заложено в проект бюджета, прогнозу расходов также – 667,8 млрд гривен, что на 6 млрд гривен меньше, чем мы планировали.
Оборонительные и социальные нужды государства
Расходы на оборону и безопасность, как и требует закон, составят 5% ВВП, или 113, 6 млрд гривен. Если сравнить, в 2015 году, сумма была 97,6 млрд гривен. В том числе расходы на вооружение и военную технику включают 18 млрд гривен, в том числе финансирование Национальной полиции 14,7 млрд гривен.
На строительство жилья военнослужащим Вооруженных сил Украины, пограничной службы, СБУ и МВД по различным программам будет потрачено 1,15 млрд грн. На строительство жилья семьям погибших воинов АТО – 300 млн гривен, в том году был ноль.
Расходы на социальную защиту и обеспечение увеличатся на 167 млрд гривен в совокупных 245 млрд гривен. Их часть в совокупных расходах бюджета увеличится из 24% всех расходов в 2015 году до 29% в следующем 2016 году. Большая часть этих социальных расходов пойдет на покрытие дефицита пенсионного фонда вследствие уменьшения поступлений от ЕСВ. В любом случае, никакого эффекта на выплату пенсии не будет в следующем году. Так, если в 2015 году плановое финансирование дефицита пенсионного фонда из бюджета составит 17,8 млрд гривен и дополнительная к этому дотация из бюджета на выплату пенсий, специальных надбавок была 63 млрд гривен, то в следующем 2016 году, на финансирование дефицита из бюджета пойдет 74,6 млрд гривен и дотация из бюджета на выплату пенсий дополнительных 61,4. То есть, мы увеличили существенно сумму, которая идет на финансирование пенсий и на финансирование дефицита пенсионного фонда.
Социальные стандарты
Повышение социальных стандартов для населения будет составлять 12,5% при прогнозе 12% инфляции. В 2015 году повышение социальных стандартов составило 13% при прогнозной инфляции 44%.
Расходы на образование, медицину
Вместе в государственном и местном бюджетах будет направлено 120 млрд гривен против 104 млрд гривен в текущем году. Объем расходов на медицину в консолидированном бюджете составит 60 млрд гривен, то есть примерно на уровне 2015 года. На приобретение лекарств для лечения больных сахарным но несахарным диабетом, больных хронической почечной недостаточностью будет примерно 6 млрд гривен. На Охматдет будет направлено 395 млн гривен, на реконструкцию расширения Национального института рака – 115 млн гривен.
Коррупция
Финансирование Антикоррупционной прокуратуры предусмотрено 74 млн гривен, финансирование Национального антикоррупционного бюро – 487 млн гривен. Национальное агентство по предупреждению коррупции – 486 млн гривен, что почти в четыре раза больше. Финансирование Национального агентства Украины по вопросам выявления розыска и управления активами полученных от коррупционных и других преступлений, вновь – 25 млн гривен.
Финансирование политических партий, чтобы создать прозрачный политический процесс, – 391 млн гривен. 300 млн гривен будут направлены на повышение зарплат прокурорам в рамках реформы прокуратуры, и нельзя не включить реформы внедрения электронных госзакупок, которая приведет к экономии расходов, вложено в бюджет 25 млн ривен.
Государственный аппарат
Если в 2015 году расходы на государственный аппарат составляли 31,1 млн гривен, или 4,3% всех расходов консолидированного бюджета, то в следующем году они уменьшатся на 28,8 млн гривен, 3,5% расходов. В следующем году мы завершим ликвидацию Государственного агентства по инвестициям и управлению национальными проектами, Государственной инспекции Украины по контролю за ценами, Государственное агентство экологических инвестиций Украины. Мы также не будем финансировать Государственную пробирную службу Украины, которую мы в этом году ликвидировали. В то же время мы сможем увеличить финансирование на Министерство иностранных дел в 3 млрд гривен.
Фискальные финансовая децентрализация
Ресурсная часть местных бюджетов в 2016 году увеличена на 44%, или на 46 млрд гривен по сравнению с 2015 годом. В том числе, мы увеличиваем ресурс на капитальных инвестиций на местах за счет государственного фонда регионального развития – 3 млрд гривен, против 2,9 в 2015 году, средства на поддержку формирования инфраструктуры – 159 млрд гривен, субвенции на социальное экономическое развитие отдельных территорий – 1,9 млрд гривен.
МВФ
Хотя принятие бюджета является предпосылкой предоставления нового транша МВФ, он еще не является гарантией предоставления нового транша, ведь во время переговоров по бюджету в ВР в наш пакет законодательства были внесены ряд изменений и они требуют отдельного согласования с МВФ. Я полностью не уверена, что все эти изменения будут согласованы. Есть вопросы относительно изменений в расходной части, есть изменения в налоговой части.
Мы с МВФ обсудили налоговый кодекс 3630, который был подан, но пока не рассмотрен. И вопрос, очевидно, по структурным реформам вне бюджета, которые всегда являются частью нашей программы с МВФ. Я имею в виду: антикоррупционные действия, реформы в здравоохранении, в образовании, пенсионная реформа, социальные расходы.
Негативные последствия от бюджета
Мы снизили доходы, одновременно не обеспечив снижение налогов по нескольким направлениям, и по расширению налоговой базы на которые мы надеялись сначала. Поэтому мы ожидаем, что начало нового года с точки зрения финансирования бюджета будет не самым легким.
Юлия Бондар
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас