Госбюджет: что в итоге принял парламент — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Госбюджет: что в итоге принял парламент

Казна и Политика
601
Государственный бюджет Украины на 2016 год стал традиционным подарком «под елочку». Проект главного финансового документа страны, который несколько месяцев блуждал в недрах Кабинета министров, в сессионный зал парламента попал в ночь с 24 на 25 декабря, и был поддержан 263 депутатами. Правда, законопроект №3000 не вызывал у народных избранников особой эйфории.
Более того, большинство депутатов бюджет попросту не читали, так как его подготовка завершилась за считанные минуты до голосования. Но представители Верховной рады проявили «большую озабоченность» тем, что страна может войти в следующий год без утвержденной сметы, и поэтому большинство решило голосовать «за глаза».
Затянувшийся бюджетный процесс в Кабмине объяснили очень просто: еще 10 декабря правительство утвердило согласованный вариант, и его должны были направить в парламент. Но поскольку баталии вокруг налоговой реформы привели к ее срыву, проект бюджета, который был уже построен на новой налоговой базе, пришлось экстренно переписывать.
Выторговали под себя
Наиболее принципиальный индикатор, на котором неоднократно акцентировала внимание министр финансов Наталия Яресько – дефицит казны. Его и оставили нетронутым – 84 млрд гривен, или около 3,7%. Причем Яресько строит большие планы по оздоровлению дотационного «Нафтогаза», который год от года ухудшал показатель дефицита.
«Он (дефицит «Нафтогаза». – Forbes) уменьшится в следующем году до нуля», – пообещала министр.
В целом доходы бюджета-2016 прогнозируются на уровне 595 млрд гривен, что означает их рост в сравнении с 2015 годом на 15,1%. Затраты заложены в рамках 668 млрд гривен, это на 14,8% больше плана 2015 года. И нужно отметить, что по сравнению с началом декабря дебет и кредит скорректировали несущественно: тогда плановые доходы составляли 601 млрд гривен, издержки – 685 млрд гривен.
На доходную часть бюджета правительство возлагает достаточно большие надежды. Ведь Минфину пусть и не удалось отстоять свою концепцию налоговой реформы, но Налоговый кодекс депутаты изрядно «перелопатили», поддержав изменения в него всего лишь за несколько часов до голосования за бюджет. При этом очень большое количество правок вносилось прямо в зале парламента «с голоса».
«Итоговые налоговые новшества с 2016 года вряд ли можно назвать косметическими, хотя именно так их пыталось презентовать правительство. Изменено множество ставок, по некоторым налогам (например, налогу на прибыль, НДС) частично пересмотрен механизм начисления и взимания. Все это идет вразрез с требованиями того же НКУ. Он запрещает вносить изменения в любые элементы налогов и сборов позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки», – комментирует директор департамента международного налогового планирования ЮФ ICF Legal Sevice Наталья Ульянова.
Однако Кабмин результатом явно доволен, поскольку плановые налоговые поступления в 2016 году в итоговой версии бюджета по сравнению с проектом от 10 декабря не только не сократились, они возросли более чем на 1,5 млрд гривен и составят почти до 495 млрд гривен.
Львиную долю составят сборы по НДС (171 млрд гривен), НДФЛ (56 млрд гривен), ренты (49 млрд гривен), налога на прибыль (47 млрд гривен). Благодаря акцизам бюджет получит 29 млрд гривен, а за счет пошлин – еще 20 млрд гривен.
Каждому по миллиарду
Вместе с тем значительно сократятся неналоговые поступления – до 62 млрд гривен (в начале декабря звучала цифра в 85 млрд гривен) против 108 млрд гривен в 2015 году. Существенно увеличится «дыра» в Пенсионном фонде, что связано в первую очередь со снижением базовой ставки единого соцвзноса (ЕСВ) до 22%. В итоге на дотирование ПФ в 2016 году будет направлено 144 млрд гривен, или почти 6,4% ВВП.
Тем не менее, правительство не унывает, и намерено латать «прорехи» в бюджете за счет кредитов. Объем привлечения внутренних и внешних заимствований в 2016 году запланирован на уровне 218 млрд гривен. «К тому же помощь от западных партнеров Украины может оказаться намного больше, чем предполагалось, учитывая резкое изменение геостратегической расстановки в мире», – прогнозирует Тантели Ратувухери, старший аналитик Empire State Capital Partners. На погашение ранее взятых долгов Украина в 2016 году направит 13,9 млрд гривен внешним кредиторам, и 121,3 млрд гривен вернет по внутренним обязательствам.
Согласно требованиям МВФ, на 31 декабря 2016 года предельный размер государственного долга не должен превышать 1,5 трлн гривен. Хотя уже по состоянию на 1 октября 2015 года его уровень составил 1,52 трлн гривен, и с существующими аппетитами удержаться в этих пределах будет сложно.
В структуре затрат бюджета, помимо ПФ, сильнее всего вырастут общие затраты Минсоцполитики (на 68%), Конституционного суда (на 68%), Аппарата Верховной рады (на 34%), Службы внешней разведки (на 33%), Госуправления делами и Государственной судебной администрации (на 25% в каждом случае), Минобороны (на 22%, причем свои 5% ВВП на оборону президент Петр Порошенко так и не выторговал), МВД (на 18%, в том числе Нацгвардии – на 23%). Вновь созданное Национальное антикоррупционное бюро в 2016 году получит почти 0,5 млрд гривен.
При этом финансирование образования и науки сократится на 6,2%, хотя планировалось урезать его и вовсе на 14,4%. Министерство здравоохранения получит на 5% меньше бюджетных денег, чем в 2015 году. Причем, очевидно, что немало издержек «на здоровье» действительно нецелесообразны, но в то же время депутаты выделили на 30% меньше средств на строительство нового «Охматдета», и это на фоне 25 млн гривен, которые попытался выбить Кабмин для проведения фестиваля патриотической песни.
Ждут, но не верят
Макропоказатели, на которых построен бюджет-2016, не изменились. Правительство ожидает увидеть 2% роста ВВП против падения на 12% в 2015 году, снижение темпов инфляции до 12%, рост экспорта и импорта до 7%, курс гривны в пределах 24,1-24,4 грн/$1, повышение соцстандартов на 12,5%.
Одной из ключевых «побед» бюджета на 2016 год эксперты считают децентрализацию местных бюджетов, а также влияние госсектора на экономику. «Расширяются возможности органов местного самоуправления и резко сокращаются квазифискальные издержки», – считает эксперт Центра экономических стратегий Павел Кухта.
Так, по оценкам ЦЭС, сокращение доли госсектора в затратной части бюджета будет способствовать ускорению роста ВВП на 0,3-2,9 п.п. в средне- и долгосрочной перспективе. А местные бюджеты смогут нарастить собственные доходы. «Хотя власти по-прежнему будут ехать «на поклон» в Киев и выбивать причитающиеся им деньги», – уверен управляющий партнер инвесткомпании Capital Times Эрик Найман.
Скепсис вызывают и намерения Кабмина привлечь в бюджет 17 млрд гривен за счет приватизации. Учитывая, что за 2015 год поступления от продажи госимущества не выполнены даже на 1%, и контролирующие госпредприятия чиновники не заинтересованы в их приватизации – эти планы малореалистичны.
Плюс ко всему и эксперты, и бизнес считают, что ожидаемый в 2016 году курс гривны слишком оптимистичен. Например, многие крупные экспортеры еще в ноябре 2015 года заложили в свои контракты целевые значения 26-27 грн/$1, считая их более адекватными. И это действительно проблема, поскольку из-за неправильно спрогнозированного курса могут «поплыть» все остальные показатели бюджета.
Хотя наполнение казны, по большому счету, зависит, скорее, не от индикаторов, а от готовности и желания властей проводить реформы. Ведь плановые 2% ВВП – это не рост, это результат низкой базы сравнения. И как раз 2016 год может дать хороший шанс на построение фундамента для реального экономического подъема в последующие годы. Главное – этим шансом воспользоваться.
Павел Харламов
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас