Елена Макеева: Что должно стимулировать бизнес выходить из тени — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Елена Макеева: Что должно стимулировать бизнес выходить из тени

Казна и Политика
370
Большинство экспертов в мире пытаются посчитать теневую экономику, и абсолютно все сталкивались со сложностью ее обнаружения. Всемирный банк нашел, как посчитать теневую экономику, и в своем последнем исследовании приходит к выводу, что уровень теневой экономики составляет 17,2% от совокупного ВВП в 162 странах мира, которые были участниками этого исследования. В Украине, по разным оценкам, уровень теневой экономики составляет от 40% до 60%. В общем рейтинге Всемирного банка Украина отведено 140 место из 151 страны мира, общий уровень теневой экономики оценен на уровне 49,7% .
Можно много дискутировать о причинах возникновения теневой экономики, но лично мне интереснее исследовать мотивацию бизнеса, которая будет побуждать бизнес выходить из тени. Интересно, что когда я выписала все возможные, по моему мнению, стимулы к детенизации и сформировала некий long list, то я увидела, что их можно разделить на три группы, условно говоря: мотивация извне, законодательное принуждение и транспарентный контроль.
Мотивация извне
Для меня это наиболее сильная группа, и я однозначный ее сторонник. В условиях низкой ликвидности, с одной стороны, и ограниченных и дорогих финансовых ресурсов в Украине – с другой, владельцы и менеджмент бизнеса пытаться искать более дешевые ресурсы в Европе. Часто слышу от предпринимателей: “пусть в них ставки налогов выше, но в них дешевые финансовые ресурсы”. Да, конечно, кредитные ресурсы в банковских учреждениях европейских стран очень дешевые по сравнению с Украиной, но рассчитывать на аналогичные условия украинскому бизнесу не стоит. Наиболее популярным является частное кредитование и прямые инвестиции в акции и корпоративные права. Чем больше успешных примеров знать наша страна, тем быстрее бизнес захочет детенизации, ведь прозрачность и законность бизнеса являются обязательными атрибутами начала переговоров с иностранными инвесторами.
Другим мотивом этой категории является открытие украинским бизнесом европейских и мировых рынков. Украина является уникальной страной для инвестирования, однако и украинская продукция может быть конкурентоспособной в Европе. С вступлением в силу соглашения о зоне свободной торговли Украины с ЕС происходит либерализация доступа к рынкам, отмена тарифов. Выход на цивилизованные рынки, в том числе, потребует прозрачной финансовой отчетности и достоверности информации в ней. Все это и является мотивацией извне, что будет способствовать популяризации прозрачности и открытости бизнеса, побуждать к честной конкуренции
Законодательное принуждение
В европейских странах большой и средний бизнес публикует свою финансовую отчетность вместе с аудиторским заключением на своем сайте. Публикуется также и годовой отчет руководства компании, предоставляющей возможность обществу ознакомиться с основными достижениями компании за год, с шагами по повышению качества товаров или услуг. Таким образом бизнес демонстрирует уважение к потребителям, выстраивая транспарентные отношения с ними, а также свою социальную ответственность перед обществом. Все это является хорошим признаком культуры ведения бизнеса. Имплементация европейского законодательства в Украине и является тем законодательным “пенделем”, который будет способствовать ускорению развития в Украине уважения к потребителю. Всевозможные поощрительные программы от контролирующих органов только усилят эффект. Например, принятие ГФС аудиторских заключений при проведении налоговых проверок. Очевидно, что главный бухгалтер предприятия, составляет финансовую отчетность по международным стандартам финансовой отчетности, имеет гораздо больше профессиональных знаний и опыта, чем налоговый инспектор. Финансовая отчетность, подтвержденная независимым аудитором, имеет определенную ценность, и ей надо научиться доверять.
Не меньшую роль будет играть фискальная стабильность, что позволит бизнесу проводить долгосрочное планирование и бюджетирование. Предсказуемость налоговой политики – это первый шаг к построению доверия между бизнесом и государством.
Транспарентный контроль
Попробуйте во Франции, Италии, Чехии или Польши рассчитаться наличными за ценную покупку. Денежные выплаты ограничены в большинстве стран-членов ЕС. Усиление контроля Национального банка за оборотом наличности – эффективный инструмент борьбы с теневой экономикой. Не менее эффективным механизмом является качественный контроль со стороны ГФС по фиктивному предпринимательству. Но лучшим контролером может стать только гражданское общество. Для этого надо развивать финансовую грамотность населения, учить контролировать соседа. Нет более эффективного механизма борьбы с теневым бизнесом, как самоочищение рынка, когда законопослушные игроки объединяются против мошенника и таким образом защищают интересы потребителя. Украина может выбрать наиболее присущий для своей культуры путь. Каким бы он ни был, чья-то сильная рука должна контролировать бизнес и уплату налогов всеми субъектами предпринимательства.
Сейчас одной из первоочередных задач для достижения детенизации является построение взаимного доверия между гражданами и бизнесом, с одной стороны, и государственными органами, с другой. Успех каждого дела прямо пропорционально зависит от доверия к тем, кто эти дела выполняет. Я лично не верю в правила и контроль, но я верю в мотивацию. Если будет мотивация, то и будет детенизация.
Елена Макеева, заместитель министра финансов Украины
По материалам:
Діло
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас