Что не устривает МВФ в работе Нацбанка — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Что не устривает МВФ в работе Нацбанка

Казна и Политика
969
Результаты работы Нацбанка стали одной из причин недовольства представителей миссии МВФ, которые покинули Украину в начале октября.
По мнению представителей фонда, Нацбанк не выполняет некоторые положения Меморандума об экономической и финансовой политике, а некоторые из них выполняет с существенной задержкой.
Первое – центробанк не выполняет нормы по объему международных резервов.
“Резервы НБУ растут, но недостаточно высокими темпами для обеспечения необходимого уровня чистых международных резервов для выполнения количественного критерия эффективности на отчетную дату”, – рассказал источник, знакомый с ходом переговоров.
В МВФ подсчитали, что на 1 октября чистые международные резервы Нацбанка составляли 1,1895 млрд долл в эквиваленте по программному курсу. При этом установленный МВФ показатель с учетом коррекции составляет 1,3565 млрд долл. То есть недобор составлял около 167 млн долл.
Чтобы достичь требуемых показателей, Нацбанк с 17 сентября проводил аукционы по покупке валюты на межбанке. “До 26 октября нам удалось пополнить резервы на 440 млн долл”, – подсчитала глава Нацбанка Валерия Гонтарева.
На 1 ноября золотовалютные резервы НБУ составляли 12,962 млрд долларов.
Правда, уже с конца октября регулятору пришлось продавать валюту из резервов, чтобы удержать курс гривни в коридоре 22-23 грн за долл.
Например, в пятницу, 30 октября, он продал банкам 37,5 млн долл, а в понедельник, 2 ноября, – еще около 30 млн долл. Если гривню и дальше будет лихорадить, то регулятору придется поддерживать курс в заявленном диапазоне – 22-23 грн за долл – за счет золотовалютных запасов.
Второе – Нацбанку не удается пролоббировать и оперативно создать кредитный реестр, который позволит регулятору более качественно выполнять надзорные функции.
Соответствующий законопроект, №3111, зарегистрирован в парламенте еще 16 сентября, а спустя две недели, 30 сентября, Нацбанк направил письмо в комитет по вопросам финансовой политики и банковской деятельности с просьбой рассмотреть его в кратчайшие сроки – принятие проекта является “маяком” для МВФ.
Однако очередь до него у депутатов дошла только в начале ноября. Более того, идея создания кредитного реестра не нашла поддержки у депутатов, которые, если верить сайту Верховной Рады, сами являются авторами документа.
“Как нормы этого законопроекта соотносятся с нормами законодательства о банковской тайне?” – задался вопросом на заседании комитета соавтор проекта депутат Степан Кубив.
Хотя создание кредитного реестра – требование МВФ, инициатива вызвала жесткую критику со стороны участников рынка услуг бюро кредитных историй. Их недовольство вызвала норма о том, что банки смогут по запросу получать информацию из реестра.
“Это приведет к монополии НБУ на рынке, а частные компании выйдут из бизнеса”, – заявил глава правления Международного бюро кредитных историй Йон Йоханнессон.
Акционеры Международного бюро кредитных историй после регистрации законопроекта приостановили все инвестиции в Украину. Даже Европейская бизнес-ассоциация обратилась в парламентский комитет с просьбой доработать проект “для обеспечения развития конкурентного рынка и привлечения инвестиций”.
В результате на заседании комитета 3 ноября рассматривалось три варианта: рекомендовать к первому чтению, отклонить и отправить на доработку. За первые два предложения проголосовали по одному депутату, за третье – шесть из восьми присутствовавших. Как быстро документ будет доработан – пока непонятно.
Третье – Нацбанк вовремя не закончил очередное стресс-тестирование крупнейших банков.
Как сообщил собеседник ЭП, проверка десяти крупнейших учреждений должна была закончиться в конце августа, второй десятки – в конце октября. Однако в конце сентября Минфин, который является собственником трех крупнейших банков, не знал, какая сумма потребуется для их докапитализации.
Как заявлял заместитель министра финансов Артем Шевалев, дополнительных средств не потребуется только Укргазбанку, который был докапитализирован в 2015 году после присоединения к нему банка “Киев”.
Отсутствие результатов стресс-тестрования не позволяет оценить состояние банковской системы. Проверки, которые проводились в 2014 году, не учитывали ряд факторов: аннексию Крыма, АТО и резкую девальвацию гривны в 2014 году, поэтому большинству банков потребуются дополнительные средства.
Для госбанков важно получить эту информация заранее, чтобы заложить требуемые суммы в бюджет на 2016 год.
По расчетам МВФ, до конца 2015 года акционеры должны утвердить план докапитализации кредитных учреждений и подать их регулятору. Однако, учитывая задержки с ходом проверок, Нацбанк к концу 2015 года рискует не успеть выполнить “маяки” МВФ.
Четвертое – выпали из графика и мероприятия по реорганизации самого НБУ. Например, до сих пор не создан и Аудиторский комитет, задачей которого является “оценка надежности и эффективности системы внутреннего контроля в Нацбанке, полноты и достоверности годовой финансовой отчетности”.
Правда, в этой ситуации виновником является не Нацбанк, а депутаты и президент. Еще 10 сентября истекли полномочия членов Совета Нацбанка, из числа которых формируется аудиторский комитет.
Однако новый состав совета до сих пор не сформирован: ни в Администрации президента, ни в Верховной Раде вопрос делегирования своих представителей даже не рассматривался. Очевидно, что этот “маяк” останется невыполненным даже к следующему приезду миссии МВФ.
ЭП обратилась с просьбой к НБУ прокомментировать информацию о невыполнении “маяков” МВФ.
В Нацбанке заверили, что для получения очередного транша по программе ни один из четырех пунктов не является критическим. Данные пункты, уверяет регулятор, не является структурными и оносятся к второстепенным “маякам” программы Механизма расширенного финансирования (EFF).
Ниже – полный ответ пресс-службы регулятора на запрос издания.
1. Относительно уровня чистых международных резервов.
Динамика показателя чистых международных резервов является одним из ключевых количественных не структурных индикаторов программы EFF и зависит от успешности и своевременности получения очередных траншей в рамках этой программы. К ним, в свою очередь, в значительной степени привязаны другие внешние поступления.
Как валовые, так и чистые международные резервы в течение реализации программы EFF имеют устойчивую тенденцию к росту.
Сейчас идет подготовка ко второму пересмотру программы, во время которого Совет директоров МВФ осуществляет оценку выполнения критериев эффективности программы EFF. Успешное завершение второго пересмотра программы будет способствовать достижению этими показателями определенных целевых ориентиров.
2. Об оперативном создании кредитного реестра.
НБУ поддерживает создание кредитного реестра, поскольку существует насущная необходимость усовершенствовать инструменты банковского надзора – для уменьшения уровня кредитного риска, обеспечения безопасности банковских операций, защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банка.
Соответствующий законопроект возвращен на доработку. После его доработки состоится внесение его на рассмотрение Верховной Рады. Национальный банк выступает за скорейшее его принятие для дальнейшей имплементации в рамках реформы финансового сектора.
3. О несвоевременном стресс-тестировании крупнейших банков.
Отчеты о результатах диагностического обследования 19 банков были подготовлены и рассмотрены координационным комитетом НБУ в установленные сроки. Диагностическое обследование по еще одному банку – “Финансы и кредит” – было остановлено, поскольку банк был признан неплатежеспособным.
Во всех заседаниях координационного комитета, где рассматривались результаты диагностического обследования, в качестве наблюдателей участвовали представители МВФ и Мирового банка. Сейчас НБУ знакомит банки с результатами стресс-тестирования.
4. О реорганизации НБУ.
Аудиторский комитет действительно не создан, ведь он создается и подчиняется Совету Нацбанка. Напомним, Совет НБУ еще не сформирован президентом и Верховной Радой. Полномочия его предыдущего состава закончились 10 сентября.
В то же время, мы выполнили ряд шагов по реорганизации НБУ. Так, была реформирована система принятия решений регулятора: изменен состав правления НБУ – уменьшен с одиннадцати до шести человек – и налажена система работы комитетов при НБУ.
Созданы комитеты: монетарной политики, финансовой стабильности, кредитный, управления активами и пассивами, бюджетный, управления изменениями и по операционным рискам.
Нацбанк также трансформирует свою региональную сеть: функции территориальных управлений НБУ централизуются. Функционал передается в центральный аппарат в Киеве, балансовые филиалы переводятся на единый централизованный баланс в Киеве, а сами терруправления исключаются из структуры НБУ.
На местах останутся только функция по подкреплению регионов банкнотами и монетами, а также работа с обращениями граждан и юридических лиц.
Кроме того, регулятор значительно оптимизировал свой штат: до начала реформы – начало 2014 года – в НБУ насчитывалось 11 800 сотрудников. На конец сентября 2015 года количество работников НБУ составляло 7 800 сотрудников. Цель до конца 2015 года – сокращение штата до 5 300.
Продолжается работа по реформированию и выводу за пределы НБУ неключевых функций центробанка.
Во-первых, НБУ передал Университет банковского дела Национального банка и ДВНЗ “Украинская академия банковского дела Национального банка” в сферу управления Министерства образования и науки.
Во-вторых, полномочия по управлению корпоративными правами государства относительно телеканала БТБ переданы Министерству информационной политики в марте 2015 года.
В-третьих, комплекс техобслуживания и типография были реорганизованы, в них проведены существенные сокращения персонала. Функции по контролю над комплексом и типографией переданы в Банкнотно-монетный двор.
В-четвертых, Центр научных исследований при НБУ реорганизован, и функции частично переданы Департаменту монетарной политики и экономического анализа.
Кроме того, на аутсорсинг частично выведены функции охраны.
В процессе перезапуска находится тендер по отбору компаний для осуществления комплексного обслуживания объектов недвижимого имущества НБУ. Всего на жизнеобеспечение сооружений НБУ в 2014 году было потрачено более 60 млн грн.
С учетом роста цен в 2015 году эти затраты без оптимизации могут вырасти на 15-20%. Задача НБУ – значительно сократить затраты на обслуживание объектов недвижимого имущества путем передачи этой функции на аутсорсинг.
Дмитрий Денков, Виктория Руденко
По материалам:
Економічна Правда
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас