Твоя беда - моя прибыль: как некоторые страны пытаются заработать на кризисе беженцев — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Твоя беда - моя прибыль: как некоторые страны пытаются заработать на кризисе беженцев

Мир
867
Кризис беженцев перевернул в Европе все вверх тормашками. Немало из того, что до сих пор считалось безусловным, теперь стало относительным. Это касается также и экономических критериев стабильности стран-членов ЕС. Некоторые считают, что они теперь будут тратить так много средств на беженцев, что Еврокомиссии придется учесть это в бюджетных параметрах.
В целом Брюссель это осознает. Председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер пообещал в конце октября тем членам ЕС, которых особенно задел кризис, более гибкие подходы в трактовке правил. Например, у Австрии есть хорошие шансы, чтобы учесть эти специальные средства в госбюджете. Впрочем, Юнкер отметил: “Есть страны, среди них и некоторые крупные, которые делают мало”. Здесь он, вероятно, имел в виду Францию. У Парижа уже несколько лет проблемы с бюджетом. Но это не имеет ничего общего с беженцами, ведь Франция принимает лишь немногих из них по сравнению с другими странами-членами ЕС.
Очевидно, Еврокомиссия опасается, что страны-члены ЕС будут стремиться воспользоваться кризисом беженцев, чтобы склонить Брюссель к особым уступкам. Так же это видит и федеральное правительство в Берлине. Представитель минфина Германии Мартин Егер заявил по этому поводу: “Мы считаем ошибочным ослаблять пакт об экономическо-финансовой стабильности (документ, который предусматривает ограничение дефицита бюджета стран-членов ЕС. – Ред.) на фоне упомянутых проблем”.
“Другие тоже так делают”
Особенно проворным в этом смысле оказалось правительство Греции. Поскольку Афины воплотили лишь добрую четверть требований относительно реформ, кредиторы пока не выделили им два миллиарда евро следующего транша займа. Поэтому греческое правительство в разговоре с партнерами начало вести речь об определенных шагах навстречу Афинам с учетом нагрузки в связи с кризисом беженцев. По мнению Янниса Музаласа, заместителя греческого министра внутренних дел, ответственного за вопросы миграции, “то же самое делают Италия и другие страны”.
Никто не спорит, что Греция оказалась под серьезной нагрузкой. Но Афины уже получили от Еврокомиссии около шести миллионов евро помощи для обеспечения нужд беженцев. В любом случае, правительство Германии тоже не хочет “давать поблажек”, как недвусмысленно заявил спикер Егер. Кроме того, министр иностранных дел Франк-Вальтер Штайнмайер во время своего визита также призвал Афины “не прибегать теперь из-за незначительных трудностей к формулированию новых пожеланий или выдвижению требований”.
Обида на новые страны-члены ЕС
Однако финансовые аспекты сейчас, наоборот, используются как средство давления – когда речь идет о распределении беженцев. Председатель Еврогруппы Йерун Дейсселблум предложил: “Странам-членам ЕС, отказывающимся сотрудничать в вопросах приема лиц, ищущих убежища, следует, видимо, сокращать средства на развитие, поступающие от Брюсселя”. С ним согласен также и Герберт Ройль, председатель группы ХДС/ХСС в Европарламенте: “Нам следует подумать о том, как обходиться со странами, которые ведут себя абсолютно не солидарно”.
По оценке Еврокомиссии, подобные шаги было бы сложно реализовать с правовой точки зрения. Янис Еммануилидис из брюссельского экспертного центра European Policy Centre считает, что прибегать к таким средствам было бы политически глупо. “В таком деликатном деле, как кризис беженцев, следует попытаться найти компромиссы и понять другую сторону”, – советует эксперт.
О том, насколько велико оказалось разочарование некоторых стран Западной Европы из-за бескомпромиссной позиции новых стран-членов ЕС в вопросе беженцев, свидетельствует недавнее неожиданно недипломатичное замечание еврокомиссара по вопросам финансов Пьера Московиси, который сам родом из Франции: “Это было нашим долгом, принять страны, освободившиеся от советской тирании. Мы делали это с энтузиазмом”. Но теперь, замечает он, просматриваются “большие культурные различия между некоторыми из этих стран и бывшей Западной Европой”.
Анкара получила дополнительные рычаги влияния
Особенно весомые дополнительные рычаги влияния получило правительство в Анкаре, ведь через Турцию большинство беженцев попадают в Европу. Хоть Анкара и пообещала сдерживать искателей убежища от бегства в Европу и принимать беженцев снова, за это придется дорого заплатить. Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель пообещала накануне выборов президенту Реджепу Таипу Эрдогану финансовую помощь, послабление визового режима и поддержку во время переговоров о вступлении в ЕС, которые до этого несколько затормозились, хоть она и считается ярой противницей полноценного членства Турции в ЕС и вполне видит недостатки с правами человека в этой стране.
Как бы ни было, а ЕС оказался под давлением. Глава Еврокомиссии Юнкер недавно публично признал в Европарламенте: “Подходит нам это или нет, но мы вынуждены сотрудничать с Турцией”. Позже в Париже он заявил: если Анкара “откроет свои шлюзы”, тогда в ЕС прибудут уже от двух до трех миллионов беженцев. Поэтому Европе, по словам Юнкера, необходимо “заплатить туркам цену”.
“Эрдоган сможет много требовать, а мы будем готовы много отдавать”, – считает Янис Еммануилидис. Впрочем, лишь тогда, “когда он действительно будет в состоянии воплотить то, что пообещал”. По мнению эксперта, кризис беженцев хоть и не приведет к распаду Евросоюза, однако станет для него “очень сложным вызовом”, который ЕС будет преодолевать еще на протяжении многих лет.
Кристоф Гассельбах, Валерий Сааков
По материалам:
Deutsche Welle
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас