Эра стремительных реформ: почему доноры критикуют Украину за отсутствие изменений — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Эра стремительных реформ: почему доноры критикуют Украину за отсутствие изменений

Казна и Политика
673
“No change – no money” – так можно сформулировать основной месседж, который привезла Украине министр торговли США Пенни Прицкер во время своего визита в страну в конце октября.
Первый после более чем годичного перерыва приезд в Украину американской чиновницы был обусловлен не самыми позитивными факторами. «Она приехала озвучить очень серьезную степень раздражения Белого дома по поводу торможения реформ в стране», – в бюрократической манере описывает детали визита один из представителей правительственного финансового блока, члены которого и были основными собеседниками Прицкер.
«Министр торговли США разговаривала в очень узком кругу – с Яресько, Уманским, Яценюком, и еще парой человек. Очень много вопросов было связано с коррупцией. Затрагивали вроде бы и приватизацию, – объясняет собеседник из провластной партии. – На итог визита министра косвенно может указывать, что по этому поводу говорит Джеффри Пайетт (посол США в Украине. – ред.), у него всегда квинтэссенция любой беседы, он выражает это в двух предложениях очень четко». Пайетт спустя несколько дней после визита Прицкер заявил, что в готовности преследовать всех коррумпированных чиновников и олигархов, независимо от их политической принадлежности, украинские власти «не достигли значительных результатов». Первый замминистра финансов Игорь Уманский вчера отказался от комментариев.
Forbes попытался объективно проанализировать, действительно ли «реформы по-украински» – это фикция.
Последнее американское предупреждение
Дмитрий Боярчук, исполнительный директор Центра социально-экономических исследований «CASE Украина», относит к успешным реформам, проведенным в Украине за последние полтора года, трансформацию системы госзакупок (Prozorro), появление на улицах городов новой полиции, и – затрудняется продолжить перечень.
Также к условно-успешным можно отнести реформу судебной системы. «Были возвращены полномочия Верховному суду, сформирован по новому принципу Высший совет юстиции, ведется работа над унификацией всех кодексов», – перечисляет Анна Огренчук, управляющий партнер ЮГ LCF, член совета по вопросам судебной реформы при президенте Украины. При этом ключевое требование МВФ – действенные автоматизированные процедуры обеспечения рисков – пока не выполнено. «Сегодня от времени заявления ареста до фактического ареста проходит минимум две недели. А за это время можно списать деньги, и кредитор их не увидит», – указывает она.
Где реформы так и не состоялись? Во всех наиболее принципиальных сферах. Остается нерушимой система специального налогообложения в АПК – аграрное лобби слишком мощное, чтобы всерьез задаться целью посягнуть на доходность сельхозпроизводителей – по крайней мере для политиков, которые хотят получить видимый результат на очередных выборах. Реформа газового рынка застопорилась на этапе написания закона и поднятия тарифов до рыночного уровня. «Налоги и тарифы в энергетике – в этой сфере очень большое давление», – поясняет один из варягов Иван Миклош.
Сокращение расходов на медицину и образование, науку, повышение пенсионного возраста – все это непопулярные, но необходимые меры, на которые правительство не пошло. Антикоррупционное бюро, вокруг создания которого было сломано столько копий, также пока никак себя не проявило. «Самый большой вызов, который есть – коррупция. Шведский бизнес говорит, что готов работать в Украине, если будет система, которая базируется на верховенстве права и для всех действуют единые условия», – отмечает Андреас фон Бекерат, посол Швеции в Украине.
«Ключевая задача Администрации президента – взять под контроль сферу противодействия коррупции путем назначения контролируемого антикоррупционного прокурора. Президент откровенно пренебрегает прямыми месседжами дипломатов стран, от которых Украина зависит. ЕС дважды говорил: или меняете генпрокурора, или не будет безвизового режима. Прямая коммуникация США: сделайте что-то с Виктором Шокиным – ноль реакции», – констатирует Виталий Шабунин, глава правления Центра противодействия коррупции.
Премьер, инкогнито
«Я думаю, что смена Яценюка на Яресько – это 90% сплетня», – считает Артур Палатный, народный депутат от БПП, глава комитета по вопросам семьи, молодежной политики, спорта и туризма, подчеркивая, что вопрос смены премьера на заседании фракции не обсуждался. По его словам, задайся коалиция такой целью, основной проблемой стало бы не увольнение Арсения Яценюка, а поиск голосов для голосования за нового премьера – в нынешней политической конфигурации задача практически невыполнимая. «Яресько – премьер? Это очень плохая новость, – полагает один из собеседников, исключая поддержку этой кандидатуры, и тут же называя причину: – В налоговой реформе она взяла линию, которая сомнительна».
Тем не менее, месседж, что Арсению Яценюку пора в отставку, действительно озвучивался, делится источник в Минфине. Но альтернативные кандидатуры назывались лишь в формате предложений, а не указаний. Среди них, помимо главы Минфина, и нынешний спикер парламента Владимир Гройсман.
Виталий Кравченко, Дарья Кравченко, Ольга Левкович
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас