Безвизовый режим отменяется. Киев сделал все, чтобы обещанное упразднение виз в Европу в 2016-м не состоялось — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Безвизовый режим отменяется. Киев сделал все, чтобы обещанное упразднение виз в Европу в 2016-м не состоялось

Казна и Политика
8523
Шансы Украины получить в следующем году безвизовый режим с ЕС тают с каждым днем. Виной тому неповоротливость властей, которые так и не смогли выполнить все требования европейцев
Безвизовый режим с Европой — это одна из тем, которую постоянно поднимали представители нынешней власти, когда они еще были оппозицией и участвовали в Евромайдане. Основной лейтмотив был таким: “Европа готова открыть перед нами двери, но для этого нужно изменить руководство страны”.
Времена меняются. За последние два месяца официальный Киев сделал все, чтобы убедить украинцев: отмена виз целиком зависит от взбалмошного и непостоянного Евросоюза. Президент Петр Порошенко в октябре безапелляционно заявил, что Украина рассчитывает на положительный отчет Еврокомиссии в декабре. Вторил ему и премьер Арсений Яценюк, призывая ЕС не учитывать в визовом вопросе небывалый наплыв мигрантов из Сирии, словно это единственное препятствие для отмены виз украинцам.
А Остап Семерак, народный депутат от Народного фронта и первый заместитель евроинтеграционного комитета Верховной рады, вообще обвинил ЕС в пассивности, отметив, что Брюссель постоянно выдвигает Украине все новые и новые требования для введения безвизового режима.
Впрочем, главным врагом украинцев, мечтающих свободно путешествовать по странам шенгенской зоны, оказались не брюссельские чиновники, а собственная власть. Именно по вине политиков и чиновников забуксовали реформы, открывающие перед украинцами двери Евросоюза. ЕС предложил Киеву дорожную карту из нескольких пунктов, выполнение которых открыло бы границу, но выполнить ее не спешат ни президент, ни правительство, ни парламент.
“Только интегрированный, консолидированный подход всех ведомств может дать хороший результат, задания же выполнялись фрагментарно и разрозненно”,— сетует Ирина Сушко, глава общественной организации Европа без барьеров.
В результате отставание сохраняется во многих сферах. По некоторым пунктам вовремя наверстать упущенное Украина уже не успеет. И если в мае этого года введение безвизового режима к середине 2016‑го было реальностью, сегодня это уже из области фантастики. Теперь оптимистичный прогноз — это конец следующего года. Но и этот рубеж отодвигается все дальше и дальше: Киев не демонстрирует ни конкретных действий, ни политической воли. Хотя при желании ряд требований ЕС власти могли бы выполнить, по словам экспертов, за десять минут.
Снова в аутсайдерах
Борьбу с собой на пути в шенген Украина ведет с 2010 года, когда она первой из стран Восточного партнерства получила План действий по либерализации визового режима (ПДЛВ).
Этот документ содержит требования в 15 сферах — от борьбы с коррупцией до прав меньшинств, выполнение которых избавило бы украинцев от необходимости оформлять шенген для краткосрочных поездок в ЕС — не более чем на 90 дней на протяжении полугода.
Но выполнение одной лишь законодательной фазы растянулось по вине украинской стороны на четыре года. Вторая, имплементационная, не завершилась до сих пор. В итоге Украина стала аутсайдером: граждане Молдовы, получившей ПДЛВ в 2011‑м, уже больше года наслаждаются безвизовыми поездками в ЕС. Грузия, получившая свой план в 2013‑м, в сентябре этого года уже заявила, что полностью выполнила ПДЛВ и теперь ожидает от ЕС положительного решения в декабре.
Украина продолжает плестись в хвосте. Согласно весеннему отчету Еврокомиссии, за пять лет официальный Киев полностью выполнил лишь два пункта из 15 — наладил сотрудничество с ЕС по уголовным делам, а также усовершенствовал условия и порядок выдачи проездных документов и удостоверений личности. Еще в восьми сферах Еврокомиссия признала требования почти выполненными, по остальным — “частичный прогресс”. К октябрю украинские власти клятвенно обещали закрыть все дыры с тем, чтобы в декабре получить положительный вывод ЕС. Но переоценили свои возможности.
Некоторого прогресса за эти пять месяцев действительно удалось достичь. Почти закрыт вопрос обеспечения безопасности документов, управления границами и миграцией, есть успехи в борьбе с торговлей людьми и защите прав граждан.
Не слишком впечатлены в Евросоюзе прогрессом Украины в борьбе с организованной преступностью. “В этом вопросе украинские власти сконцентрировались на зоне АТО, но оргпреступность актуальна как в Донбассе, так и других регионах страны”,— поделился с НВ источник в дипломатических кругах ЕС.
Для Европы это крайне щепетильный вопрос, поскольку мафия легко преодолевает границы и становится проблемой не только Украины, но и других стран.
Все виноваты
Закрыть существующие вопросы в законодательстве парламент должен был 8 октября, проголосовав за безвизовый пакет законопроектов. Но из 13 документов Рада одобрила лишь 7 — два в целом и еще пять лишь в первом чтении. Отдельные инициативы спикеру Владимиру Гройсману приходилось ставить на голосование по пять-шесть раз, чтобы получить необходимое количество голосов.
Особенное сопротивление встретила борьба с коррупцией, в частности законопроект, позволяющий накладывать арест на имущество вторых и третьих лиц в рамках уголовного расследования при наличии достаточных оснований. “Многие депутаты не хотели за него голосовать. Наверное, примерили на себя и испугались за свои активы”,— говорит Дария Каленюк, исполнительный директор Центра противодействия коррупции. Но закон необходим: он позволит арестовывать на ранних стадиях уголовного производства украденные активы, переписанные на тещ, братьев, сватов.
Исполнительный директор Центра противодействия коррупции Дария Каленюк:
В свое оправдание депутаты говорили, что правительственные проекты были из рук вон плохо подготовлены. Кроме того, Кабмин зарегистрировал их в парламенте с задержкой — в августе-сентябре, и у Рады, мол, не было достаточно времени, чтобы ознакомиться с документами и подготовить правки.
Но вина за промедление лежит и на Раде, признает Мария Ионова, нардеп от Блока Петра Порошенко (БПП), замглавы парламентского комитета по вопросам евроинтеграции. “Можно сказать, что все в чем‑то недоработали”,— говорит она. И поясняет, что не все готовы поддержать нужные законы, а многие еще и грешат тем, что ради политических бонусов заговаривают срочные проблемы второстепенными темами.
Самые большие трудности возникли с двумя ключевыми законопроектами — о снятии неприкосновенности с нардепов и судей, а также об антидискриминационных изменениях в Трудовом кодексе, которые запрещают притеснения по признаку сексуальной ориентации. Депутаты даже не захотели ставить их на голосование. Последняя инициатива неоднократно становилась камнем преткновения: украинские парламентарии особенно рьяно противятся защите прав меньшинств. Но для ЕС этот момент принципиальный.
Президентский прокол
Удар по мечтам украинцев о безвизовом режиме с ЕС нанес и Порошенко. Причем в его случае речь идет о самом животрепещущем для Евросоюза вопросе — борьбе с коррупцией. За последние пять месяцев прогресс Украины в этой сфере оказался малозаметным. Но официальный Киев еще и спровоцировал настоящий скандал вокруг назначения антикоррупционного прокурора — важнейшей фигуры для будущей борьбы с мздоимством. Без него работа Национального антикоррупционного бюро (НАБ) остается фактически парализованной.
Мало того, что ставленник Порошенко — генпрокурор Виктор Шокин — до последнего затягивал запуск антикоррупционной прокуратуры и конкурса на пост ее главы, так еще и в сентябре по своей квоте назначил в конкурсную комиссию четырех прокуроров, которых представители гражданского общества тут же уличили в причастности к сомнительным схемам.
Активисты потребовали сменить представителей Генпрокуратуры (ГПУ) в комиссии, а глава представительства Евросоюза в Украине Ян Томбинский с несвойственной дипломатам прямотой дал понять, что состав комиссии вызывает серьезную обеспокоенность в ЕС. Опасение порождает тот факт, что при ее нынешнем составе будущий антикоррупционный прокурор будет полностью подконтролен президенту: из 11 членов комиссии трое входят в комиссию по квоте президентской политсилы БПП, а четверо назначены генпрокурором.
На претензии Евросоюза ни в Администрации президента, ни в Генпрокуратуре не отреагировали. “Заменить эту четверку [квоту ГПУ] в конкурсной комиссии — простой вопрос, но от этого зависит вся борьба с коррупцией,— говорит Каленюк.— Если будет политическая воля президента и генпрокурора, эта проблема решается за десять минут приказом Шокина”.
Смена состава комиссии не повлияет на ход конкурса, в любом случае к концу ноября имя нового антикоррупционного прокурора будет известно. Но важно, чтобы его независимость не вызывала сомнений в ЕС. “Евросоюз не может требовать назначить в комиссию тех или иных людей. Для нас главное, чтобы антикоррупционная прокуратура была действительно независимой. Это вопрос доверия”,— поясняет на условиях анонимности европейский дипломат. Если доверия к итогам конкурса у еврочиновников не будет, они станут ждать результатов работы антикоррупционной прокуратуры, чтобы удостовериться в том, что этот орган действительно независим. “На это может уйти очень много времени”,— добавляет дипломат.
Последний шанс
Глава общественной организации Европа без барьеров Ирина Сушко:
Времени остается все меньше. Все требования Брюсселя Украина должна выполнить до конца ноября, чтобы успехи Киева успели отразиться в отчете Еврокомиссии о выполнении ПДЛВ. Документ будет готов в середине декабря. Если к этому времени Украина покажет реальный прогресс, Еврокомиссия рекомендует Европарламенту и Совету ЕС отменить визы. Еще примерно три месяца и более займут бюрократические процедуры внутри Евросоюза. Но при таком сценарии получить безвизовый режим летом 2016‑го — абсолютно реальная перспектива.
Однако уже сейчас эксперты с горечью констатируют, что при нынешней динамике Украине никак не успеть закрыть все вопросы в ноябре. “Я допускаю, что Еврокомиссия может захотеть поддержать нас чисто политически. И перенести отчет с декабря на начало следующего года, чтобы у Украины было больше времени. Тогда визовый режим отменят во второй половине 2016‑го,— говорит Сушко.— Но это очень оптимистический сценарий”.
Опасность в том, что окно возможностей закрывается. Сейчас, после Евромайдана, у ЕС есть политическая воля предоставить Украине безвизовый режим, несмотря на войну на востоке и экономический кризис. Но атмосфера в ЕС может измениться. Ярким примером тому служит нежелание отдельных стран Евросоюза ратифицировать соглашение об ассоциации с Украиной. “Пока воля ЕС не изменилась — там готовы отменить визы для нас. Но это не значит, что ситуация не изменится через год. Повлиять может и миграционный кризис, и евроскептицизм отдельных стран”,— сетует Сушко.
Если Киев продолжит в том же духе, безвизовый путь Украины растянется на долгие годы. Украинцам придется мириться с очередями у консульств и унизительными процедурами подтверждения платежеспособности. А молдаване и грузины будут смотреть на эти муки с легкой улыбкой.
Галина Корба
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас