Очередь на выезд. Кризис и война вызвали новую волну миграции из Украины — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Очередь на выезд. Кризис и война вызвали новую волну миграции из Украины

Мир
8395
Экономический кризис и война вызвали новую волну миграции из Украины: к традиционным заробитчанам присоединились беженцы и средний класс. Уехать теперь готов каждый третий украинец
Делать бизнес лучше на Западе — так решили супруги Анатолий и Ирина Савины после того, как в Украину пришел глубокий экономический кризис с войной в придачу. Савин — одессит, последние три года жил и работал в Киеве, занимался обучением в сфере управления проектами. С начала 2014 года эта сфера предпринимательства перестала пользоваться популярностью у украинского потребителя. “До 2014‑го все было прекрасно, все развивалось, а потом схлопнулось,— сетует Ирина Савина.— Нельзя же ждать у моря погоды. В США и Европе навыки управления проектами нужны, а здесь — нет”.
Пока супруги перебрались во Львов и ждут оформления необходимых для проживания в Польше документов. На переезд они настроены серьезно. “Нам по 40 лет, и мы не хотим получать украинскую пенсию, которой может и не быть. Хочется чего‑то прогнозируемого в преклонном возрасте”,— признается Савина.
Савины — представители среднего класса, среди которого эмигрантские настроения сегодня возрастают. Но не только — покидают страну также люди из других социальных групп: беженцы из Донбасса, укрывающиеся от мобилизации призывники, трудовые мигранты.
Фактически Украина сталкивается с новой волной бегства из страны, говорят эксперты. “И события на востоке, и ухудшение экономической ситуации, безусловно, имеют влияние на решение людей искать лучшей жизни в другом месте, в том числе за границей. Все это привело к резкому увеличению миграции”,— отмечает Александр Жолудь, аналитик Международного центра перспективных исследований.
Сегодня каждый третий украинец хотел бы выехать за рубеж. А будет и больше: число людей, пытающихся въехать на территорию Евросоюза, за последнее время выросло примерно на 20–25 %.
Трудовой туризм
Село Ременов, что во Львовской области, выглядит типично для населенных пунктов Западной Украины. Вопреки процветающей здесь безработице и в отличие от сел востока или даже центра страны, здешние места отличаются чистотой и бросающейся в глаза респектабельностью. Дома, за редким исключением,— двух-трехэтажные, с пластиковыми окнами, аккуратными газонами. Дворы украшены на западный манер буйно цветущими вазонами и декоративными садовыми фигурками.
Благополучие? Наверняка. Однако хорошо оплачиваемой работы здесь нет. Зато есть рабочие руки, которые неустанно трудятся за границей. Гастарбайтеры, регулярно отсылающие оставшимся на малой родине семьям деньги, стали основой ременовской респектабельности.
Галина Билак с мужем купили здесь дом благодаря свекрови Инне Бойцан, которая уже 15 лет трудится в Греции. “В Украине она работала учителем. Уехала, чтобы выжить. Не было своего жилья, денег, а иногда даже еды. Нужно было ставить на ноги сына”,— говорит Билак.
В Греции Бойцан занималась в основном уборкой, но ее доход возрос в разы. Если в Украине ее зарплата в 2000‑м составляла 300 грн в месяц, то сейчас в Греции она получает до $1 тыс. Благодаря работе за границей Бойцан дала сыну образование, купила жилье. Более того, сейчас она перестраивает родительский дом в родном селе на Тернопольщине, надеясь однажды вернуться.
Эта история обычна для Украины. В поисках лучшей жизни и существенного заработка украинцы начали массово выезжать за границу еще в 1990‑х. По состоянию на 2012 год, согласно официальной статистике, количество трудовых мигрантов из Украины составляло от 3 млн до 4,5 млн. Из них примерно 1,8 млн — в России, 1,2 млн — в странах Евросоюза.
Из-за экономического кризиса последних двух лет уровень трудовой миграции вырос. Например, в 2014‑м в Польше количество разрешений на трудоустройство для украинцев увеличилось на 15 , в Германии — на 24 , в Словакии — на 17 %. Такие цифры приводит Ирина Сушко, глава общественной организации Европа без барьеров.
И это не предел. По данным опроса, который проводился Международной организацией по миграции (МОМ) и социологической компанией GfK Ukraine в этом году, около 3 млн украинцев планируют найти работу за рубежом уже в ближайшее время, а еще 34 % жителей Украины не против трудоустройства за границей, но предметно об этом пока не думали.
Резко выросла доля тех, кто работает за границей неофициально — с 28 % от общего числа гастарбайтеров в 2011 году до 41 % в 2015‑м. И ситуация будет только ухудшаться, прогнозируют эксперты. 21 % потенциальных трудовых мигрантов признались, что готовы принять сомнительные предложения по трудоустройству, например работать нелегально. Для сравнения: в 2011 году количество таких людей составляло всего 14 %. “Это тревожная тенденция,— говорит Манфред Профази, глава представительства МОМ в Украине.— Тяжелые жизненные условия многих украинцев делают их более склонными принимать рискованные предложения по трудоустройству, соглашаться на условия, на которые прежде они никогда бы не пошли”.
Трудовая миграция приносит Украине много проблем, говорят эксперты. Это и разлученные семьи, и серьезные риски стать жертвой торговли людьми, и необходимость тяжело трудиться вдали от дома на работе, которая зачастую не соответствует квалификации и образованию человека. Но в то же время такие мигранты обеспечивают огромные финансовые вливания в экономику Украины.
В 2014 году только официальные частные денежные переводы в страну составили $6,5 млрд, это 4,9 % ВВП страны. Главные страны-доноры — Россия, США, Германия, Великобритания, Греция, Кипр и Италия. Правда, РФ в сравнении с 2013‑м серьезно утратила позиции: переводы оттуда упали в три раза. Отчасти потому, что многие отказались от работы в стране, развязавшей войну в Украине. Кроме того, Москва ужесточила трудовое законодательство для граждан Украины, лишив их всех преференций.
В поисках убежища
В 2014 году к традиционным экономическим причинам бегства за рубеж добавились еще и политические. Война в Донбассе и аннексия Крыма спровоцировали стремительный рост потока беженцев из страны. Если в 2011–2013 годах Украина не входила даже в первую тридцатку просителей убежища в странах ЕС, то уже в 2014-м оказалась в лидерах, заняв 13‑е место по количеству просителей, а во втором квартале 2015‑го и вовсе перебралась на 9‑е. Чаще всего украинцы просят убежища в Германии, Польше, Италии, Франции и Швеции.
Согласно статистике управления по делам иностранцев Польши, число одних лишь официальных просителей статуса беженца из Украины с докризисных времен выросло в десятки раз. Если за весь 2013‑й таковых было всего 46 человек, то за первые девять месяцев 2015‑го “набежало” уже 1.941.
Причем речь идет не только о беженцах с востока. Например, 9% из них признают, что скрываются от мобилизации. Кроме того, значительная часть просителей на самом деле вовсе не гонимые войной беженцы, а трудовые мигранты, которые пытаются использовать войну в корыстных целях. “Они не бегут от войны, а просто хотят легализироваться и получить право на работу в богатых странах Европы. В ЕС это отлично знают, поэтому не спешат давать убежище украинцам”,— говорит Сушко из Европы без барьеров.
По ее словам, по итогам 2014 года статус беженцев в ЕС получили лишь 4% просителей из Украины. Для сравнения: сирийцы получали убежище в 90% случаев. “Украина не отвечает ключевому требованию — наши граждане, в том числе переселенцы из Донбасса, при желании могли бы остаться в Украине без риска для жизни. Ведь территория, где ведутся боевые действия, занимает небольшую часть страны”,— поясняет эксперт.
Куда охотнее убежище украинцам предоставляется в России. По состоянию на октябрь, по данным Федеральной миграционной службы РФ, временное убежище там получили более 400 тыс. украинцев.
Утечка мозгов
Наибольшую проблему для страны создает не столько бегство потенциальных гастарбайтеров, сколько отток среднего класса — образованных, креативных представителей малого и среднего бизнеса, IT-сектора и других специальностей, для которых границы не помеха для успешной работы. Именно потеря таких людей, по мнению экспертов, ударит по экономике страны и ее инвестиционной привлекательности больше всего. Из Украины их гонит экономический кризис, девальвация, непредсказуемая бизнес-среда и попытки властей содрать побольше с оставшихся предпринимателей вместо того, чтобы всячески стимулировать их деловую активность. Примером тому послужили громкие обыски, которые этой осенью прошли в офисах сразу нескольких украинских IT-компаний.
“Представьте, что из страны уезжают айтишники, потом физики и химики, потом те, кто вообще может уехать. Это в средней и долгосрочной перспективе составляет угрозу не просто экономике, а вообще национальной безопасности. Потому что перспективы развития зависят от капитала и рабочей силы”,— говорит Олег Устенко, исполнительный директор Международного фонда Блейзера.
Именно средний класс, по мнению эксперта, основной лоббист развития страны, поскольку реформы — это гарантия существования самого среднего класса в будущем. До тех пор пока власть не обеспечит понятные и прозрачные правила игры в стране, тренд “утечки мозгов” будет продолжаться.
Спрос на эмиграцию подтверждает бывший журналист Тимур Ворона, который в октябре запустил сервис The Vorona, призванный помочь желающим выехать за рубеж украинцам собрать информацию и подготовить необходимые документы. “За последние два года многие мои друзья либо уехали из Украины, либо начали задумываться об эмиграции. Ситуация сложная — у нас война и очередная плохая власть, за границей тоже, конечно, не все гладко, но условия помягче, жизнь спокойнее и возможностей побольше,— рассуждает Ворона.— Я не призываю к эмиграции, но люди, которые хотят уехать, так или иначе сделают это. Почему бы им не помочь?”
Ситуация может улучшиться в следующем году, допускает Жолудь. Если на востоке не возобновятся активные военные действия, а экономика, в соответствии с прогнозами Мирового банка и МВФ, начнет расти, миграционные настроения утихнут. “Возобновление экономического роста улучшит показатели. Но, естественно, пока Украина не достигнет уровня развития соразмерного хотя бы соседней Польше, миграция будет сохраняться”,— полагает эксперт.
Удержать лучших граждан Украине помогут и реформы, если они будут реализованы на деле, а не на словах.
Несмотря на то, что отъезд в Евросоюз уже неотвратим, в будущем супруги Савины готовы вернуться в родную Одессу, если бизнес-климат улучшится. “Есть надежда, что все может измениться,— говорит Савина.— Например, если проведут обещанные Михаилом Саакашвили реформы,— почему бы не вернуться?”
Галина Корба
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас