Продать лицо. Украинские IT-стартапы ставят рекорды по суммам, за которые их покупают западные инвесторы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Продать лицо. Украинские IT-стартапы ставят рекорды по суммам, за которые их покупают западные инвесторы

Технологии&Авто
1551
Одесситы продали американской компании перспективный IT-стартап за $150 млн. Украинские программисты ставят финансовые рекорды, даже несмотря на давление контролирующих органов
В 2013 году одесский предприниматель Виктор Шабуров сделал смелый шаг: ради участия в маленьком украинском стартапе Looksery ушел из норвежского софтверного гиганта Opera Software, который на тот момент стоил $300 млн и приносил более $60 млн дохода в год.
Шабуров предпочел команду 15 призеров одесских городских олимпиад по программированию, которые Looksery и спонсировал. В итоге они создали приложение для смартфонов, способное накладывать фильтры на фотографию или видеоизображение человека прямо во время съемки встроенной камерой. Лицо можно сделать худым или толстым, увеличить глаза и изменить их цвет. Или заменить на изображение говорящего кота. В результате создать десятисекундный ролик и переслать друзьям. Или использовать “кино” в качестве аватара в соцсетях.
Забава? Да. Однако летом 2015 года видеоредактор стал лучшим приложением года по версии Vogue International. А уже в сентябре Looksery, который Шабуров запустил вместе с молодым изобретателем Юрием Монастыршиным, за $150 млн приобрела американская компания Snapchat.
Украинские участники сделки комментариев по этому поводу не дают, но в Snapchat подтвердили факт ее заключения и сумму контракта.
Андрей Колодюк, глава Украинской ассоциации венчурного капитала, уточняет, что наверняка часть оплаты производилась акциями покупателя. Но все равно сделка стала второй по стоимости в истории украинских стартапов.
Летом транснациональная корпорация Oracle подписала соглашение о покупке украинской компании Maxymiser — провайдера облачного софта. Сумма сделки не разглашалась, но эксперты оценивали ее в $170–200 млн.
В любом случае, история Looksery — это прорыв. Максим Ищенко, руководитель проекта DOU.ua, считает, что она будет иметь огромное значение для рынка: инвесторы начнут охотнее давать деньги стартапам, а тем станет немного легче нанимать кадры.
Объем рынка созданных в Украине программ уже приближается к $1 млрд, но 90% IT-компаний занимаются аутсорсингом, то есть программированием по сторонним заказам без прав на продукт. Продажа западным инвесторам компаний, генерирующих собственное программное обеспечение (ПО), активизируют развитие национальных разработчиков.
Поэтому пример Looksery вдохновляет Колодюка: “Этот случай говорит о том, что в Украине сегодня можно стать миллионером за два года, создав и продав яркую идею. И не обязательно воровать деньги из бюджета или заниматься контрабандой нефтепродуктов”.
Рисковое дело
Шабуров — не новичок на рынке. Несколько лет назад он создал компанию по разработке ПО для мобильных устройств SPB Software. В 2011‑м российский Яндекс выкупил ее за $38,4 млн. Следующее начинание бизнесмена — ресурс Handster — за $10 млн приобрела Opera. Шабуров получил должность вице-президента в норвежской компании.
Однако он вернулся на родину, начав работать с молодыми одесситами. Вложив в их идею порядка $2 млн — так оценивает инвестиции в Looksery Денис Довгополый, управляющий директор GrowthUP Group,— Шабуров выиграл в 75 раз большую сумму.
Участники рынка считают, что успех обеспечила не только идея, но и ее грамотная раскрутка. Еще летом 2014 года, создав бета-версию Looksery, одесская команда запустила на специализированной онлайн-площадке Kickstarter сбор средств на свой продукт. Но главной целью была популяризация проекта.
О программе действительно заговорили в американских СМИ: CNN, Forbes, Business Insider, VentureBeat, Wired. Продукт отметила и команда супергиганта Apple. В результате приложением украинцев воспользовались такие звезды, как Джастин Бибер, Red Hot Chilly Peppers и Die Antwoord, а также многие другие.
Уникальный пул поклонников помог нарастить продажи — и команда быстро вышла на прибыль, получив $12 млн дохода в год. А дальше появился Snapchat, который сделал предложение, и одесситы не смогли отказать.
Воодушевление и реальность
Ажиотаж, который вызвала на украинском рынке сделка, легко объясним: подобные проекты могут стать локомотивом не только отрасли, но и всей экономики страны.
Примером может служить история Израиля. После того как три тамошних студента продали за $400 млн программу для виртуального общения ICQ, в стране случился настоящий IT-бум.
“Успешный стартап — это как рок-звезда. Представьте, что Metallica родом из Украины. Полезно ли это для страны? Да”,— говорит Ищенко. Он уверен: чем больше таких историй успеха, тем больше интерес к индустрии. И тем выше шансы получить следующую звезду.
Украина занимает четвертое место в мире по количеству сертифицированных IT-специалистов и третье в Европе по объему создания аутсорсинговых программ. В 2014‑м емкость рынка ПО на экспорт превысила $700 млн, в отрасли задействовано 65 тыс. человек.
При этом растет и рынок оригинальных разработок. Суммарные инвестиции в стартапы в Украине за последние пять лет превысили $240 млн, что намного больше, чем в любой другой стране Восточной или Центральной Европы. Да и сама IT-индустрия в Украине быстро развивается: за последние шесть лет — со скоростью 30–35 % в год. Однако до показателей мировых лидеров — США, Индии и других — Украине далеко.
Во многом потому, что успех Looksery и Maxymiser имеет обратную сторону: создатели обоих проектов после удачных сделок покинули родину. В итоге талантливая украинская команда, уточняет Ярослав Кологривов, гендиректор научного парка Киевская политехника, превращается в талантливую американскую команду.
Случаи миграции удачных украинских стартапов — это не исключение, а правило. Эксперты поясняют: собрать умных ребят, создать продукт, воспользовавшись низким уровнем зарплат и их талантом, запатентовать его в США, там же продать и уехать из страны — вот технология производства отечественных стартапов.
Сооснователь Looksery Юрий Монастыршин не просчитался, когда решил заняться разработкой собственного стартапа
А иначе и быть не может, считает Колодюк. Государство не создает IT-компаниям условий для нормальной работы, что делает Украину абсолютно неконкурентной в этом плане. В стране есть венчурные инвесторы, готовые вложиться в проекты еще на стадии идей, есть предпринимательский и технологический талант. Но все это превращается в ноль благодаря зарегулированному администрированию бизнеса, налоговым сложностям и повышенной активности правоохранительных и фискальных органов.
Только за последние недели несколько IT-компаний стали объектами обвинений и обысков со стороны милиции и налоговиков. В сентябре из‑за этого днепропетровская фирма 908 вывезла всех сотрудников в Польшу. Об этом рассказал НВ сооснователь компании Андрей Хорсев. Сотрудники милиции, по его словам, провели обыски в офисе и дома у основателей, изъяли документы и оборудование. И все это лишь с целью “разобраться” в деятельности фирмы.
По схожему сценарию развивались события и в днепропетровском офисе компании Luxoft, которую проверили с пристрастием сотрудники СБУ после событий в 908. Впечатленные ретивостью спецслужбы, представители фирмы заявили о переводе большей части персонала из Украины в Европу.
Примерно в тоже время обыски прошли и в киевских офисах компаний Divan.tv, NIX Solutions и Intego.
“Давайте честно: наши айтишники валят не потому, что им за рубежом предоставляют лучшие условия, а потому, что здесь хреново”,— говорит Довгополый из GrowthUP Group.
Участники IT-сектора все еще надеются, что представители закона одумаются. “Не мешайте нам, и мы принесем в Украину очень много денег”,— заклинает Андрей Михайлов, сооснователь стартапа Competera.
Признаков того, что власти его услышали, пока нет.
Олег Гавриш
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас