Худшее позади. Достигшей дна украинской экономике прогнозируют рост — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Худшее позади. Достигшей дна украинской экономике прогнозируют рост

Казна и Политика
1066
Украинская экономика прошла самый сложный этап. В следующем году может начаться рост — при условии, что Кремль не возобновит активные боевые действия
Худший период для украинской экономики позади, страна достигла дна, и уже в самом ближайшем будущем нас ожидает рост. Таковы были месседжи министра финансов Натальи Яресько во время ее выступления на форуме YES в Киеве.
Кое-какие цифры придают вес заявлению Яресько: бюджет выполнен с профицитом, падение ВВП замедлилось с 17 % в первом квартале до 14 % во втором квартале этого года. Она считает, что стабилизация произошла благодаря “грамотным действиям” Кабмина и Нацбанка. Впрочем, замглавы Администрации президента Дмитрий Шимкив главной причиной стабилизации считает прекращение военных действий на востоке Украины.
Каковы бы ни были ее предпосылки, теперь макроэкономическая стабилизация получает новые проявления. За последние месяцы в Украине произошла дефляция гривны, а также начался незначительный рост промышленного производства после трехлетнего падения, считает министр экономики Айварас Абромавичус. “Поэтому в будущее я смотрю с оптимизмом. Худшее уже позади. Уверен, впереди нас ожидает только рост”,— заявил он.
Еще один знаковый показатель — рост стоимости украинского суверенного долга. За последний месяц он вырос на 20–25 %. Это признак того, что существенная часть портфельных инвесторов стали лучше относиться к происходящему в стране. Аргументы инвесторов те же: профицит бюджета, замедление темпов девальвации и инфляции, а также падения производства.
Часть предпринимателей разделяют оптимизм власти. Так, президент одного из двух крупнейших операторов мобильной связи — Киевстара — Петр Чернышов уверен, что экономика уже не только нащупала дно, но и более или менее прочно встала на ноги, и теперь пришло время для экспортеров пожинать плоды девальвации национальной валюты — их товар на внешних рынках стал дешевле, а значит, конкурентоспособнее.
“И если в это время правительство и парламент позаботятся о том, чтобы какие-то реальные реформы все-таки шли, чтобы стало возможным в Украине размещать производство для европейских компаний, у нас есть шанс увидеть убедительный рост уже в ближайшие год-два”,— говорит он.
Генеральный директор консалтинговой компании Baker Tilly Ukraine Александр Почкун рассказывает, что наблюдает оживление интереса к Украине среди своих клиентов. Последнее время растет количество обращений со стороны иностранных компаний, которые хотят открыть производства на западе Украины, в приграничной зоне, чтобы воспользоваться одновременно низкими зарплатами и беспошлинным режимом с ЕС, отмечает Почкун.
Крупные отечественные бизнесмены также задумались о том, чтобы вернуть деньги в страну и снова начать инвестировать. Так, президент группы DCH Александр Ярославский с удовольствием рассказывает, куда, по его мнению, пришло время вкладывать деньги.
Самым перспективным он считает аграрный сектор, а также девелопмент и розничную торговлю, производство строительных материалов ожидает рост. “И здесь есть ниши — скажем, продажа недорогих потребительских товаров, в которые стоит инвестировать”,— рассказывает НВ Ярославский. Он добавляет, что его группа сейчас просчитывает возможность капиталовложений в новые проекты.
Драйверы роста
1 % в год. Такой экономический рост предсказывает Украине в следующем году главный экономист инвестиционной компании Dragon Capital Елена Белан. “Это на фоне того, что достигнута макроэкономическая стабилизация, возвращаются уверенность и лучшие потребительские настроения. То есть люди начинают больше тратить, немногоо больше инвестировать хотя бы в существующие мощности”,— поясняет она. Сыграет свою роль и открытие европейских рынков для украинских товаров, говорит Белан. Абромавичус еще более оптимистичен в оценках: по его мнению, в следующем году рост экономики может составить 3–5 %.
А вот директор Института экономики и прогнозирования Национальной академии наук Валерий Геец предупреждает, что роста может и не быть вовсе. “Бывают ситуации, когда дна уже достигли, но обратно экономика не растет длительное время”,— говорит он. Причина: в погоне за макроэкономической стабилизацией правительство ухудшило финансовое положение каждого украинца персонально, что привело к резкому падению спроса на внутреннем рынке. “Внутри страны потребления нет, с экспортом проблемы, поскольку российский рынок закрывается. Так мы можем пролежать на дне не один год”,— говорит Геец. Он напоминает, что в следующем году, после окончательного вступления в силу Соглашения об ассоциации с ЕС, Россия введет максимальные импортные пошлины на продукцию из Украины. Чем уже окончательно остановит импорт таких украинских продуктов, как курятина и фрукты.
По его словам, чтобы стимулировать спрос внутри страны, правительство должно задуматься о реальном росте благосостояния граждан, то есть повысить минимальную зарплату и провести полную либерализацию экономики, позволяя людям самим зарабатывать как можно больше.
Часть из этих предложений правительство уже намерено выполнить. В четверг 17 сентября уже после сдачи номера НВ в печать Верховная рада должна была рассмотреть законопроект о повышении зарплат и пенсий на 13–18 %.
Для дальнейшего роста экономики бизнесмены также советуют правительству отказаться от планов отменить упрощенное налогообложение для среднего бизнеса в ходе налоговой реформы и прекратить “драконить” бизнес непрекращающимся проверками.
“Количество жалоб от бизнеса растет в геометрической прогрессии. Причем их половина приходится на Государственную фискальную службу, которая стала главным раздражителем в стране и, по сути, оказывает беспрецедентное коррупционное давление”,— рассказывает бизнес-омбудсмен Альгирдас Шемета. Так, на прошлой неделе днепропетровская IT-компания 908 заявила о полном переезде в польский Вроцлав после очередного обыска налоговой полиции. О массовом исходе из Украины из-за непрекращающегося давления силовиков в европейские офисы заявили и другие IT-компании — например, одна из крупнейших в стране Luxoft.
Абромавичус же пока видит выход в том, чтобы наращивать продажи на внешних рынках. Среди драйверов роста он называет сельское хозяйство, фармацевтику, машиностроение, авиастроение — все они работают преимущественно на экспорт. Теперь Минэкономики предлагает делать ставку на новые рынки, где следует искать покупателей для украинских товаров.
“До конца месяца будет готов первый проект экспортной стратегии, в которой заложено то, в каких направлениях нам развиваться, где мы должны находиться в мировой цепочке добавленной стоимости и какими инструментами наше правительство будет помогать экспортерам”,— говорит он.
Рискованный сосед
Причины падения украинской экономики просто объясняет старший научный сотрудник Atlantic Council Андерс Аслунд. “В оккупированном Донбассе производилось 7 % ВВП и 25 % экспорта. Треть экспорта страны составляли поставки в Россию — это еще 6 % падения ВВП. Наконец, иностранные фирмы не инвестируют в страну, где идет война,— и это еще 3–4 % ВВП. И вот вам 16 % ВВП снижения”,— говорит Аслунд. Именно в том, что Россия может возобновить в любой момент военные действия, и заключается главный риск украинской экономики, уверен экономист.
Самое перспективное направление для инвестиций, по мнению бизнесмена Александра Ярославского,— это агросектор.
Неприязненные отношения с Россией — это навсегда, предупреждает Шимкив. “Эта страна будет продолжать давить политически, экономически, в медиа, на международной арене. Мы должны это понять и научиться жить в новой реальности”,— говорит он. Он уверен, что Украина сможет выжить экономически, но для этого необходимо переориентировать весь экспорт на новые рынки. Выиграют те компании, которые четко это поняли и сейчас работают над полной переориентацией поставок в Евросоюз, Латинскую Америку, на Ближний Восток, добавляет замглавы Администрации президента.
Соглашаются с такой оценкой и россияне. Один их немногих присутствующих на Ялтинском форуме в Киеве россиян, глава Института экономики Российской академии наук Руслан Гринберг признал как стабилизацию в украинской экономики, так и ее возможный рост. Путин прекрасно понимает, что в Украине наступило “некоторое просветление”, говорит Гринберг. Знает Путин, и какое влияние на благосостояние каждого украинца оказывает война и какое недовольство в украинском обществе вызывает экономический кризис, продолжает российский экономист.
“Пока он лелеет надежду на разрешение конфликта в свою пользу дипломатическим путем на переговорах с США, он оставил Украину в покое. Но, как только эти переговоры сорвутся, война возобновится. И тут будет две главные цели: истощить экономику и приготовить почву для внутреннего взрыва”,— сказал он.
Олег Гавриш
По материалам:
НВ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас