Изменения в госбюджет-2015: доходы и расходы увеличили на 23,4 млрд грн — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Изменения в госбюджет-2015: доходы и расходы увеличили на 23,4 млрд грн

Казна и Политика
585
Правительство утвердило проект изменений в государственный бюджет на 2015 г., увеличив доходы и расходы общего фонда казны на 23,4 млрд грн. В частности, на увеличение социальных стандартов Кабинет министров заложил дополнительные 9,9 млрд грн, на возмещение НДС – еще 7 млрд грн. К выходным, обещают в Министерстве финансов, документ будет передан на рассмотрение Верховной рады.
Бюджетный процесс традиционно засекречен. Даже многие министры до принятия проекта изменений в закон “О государственном бюджете на 2015 год” на заседании Кабмина не знали основных параметров. Министр финансов Наталья Яресько также отказывалась называть объем доходов и расходов до того, пока их не утвердят члены правительства. Единственное, что она уточняла – бюджет будет сбалансированным. Накануне, уже после согласования документа с премьер-министром Арсением Яценюком, в законопроект еще вносились правки.
“По моим статьям ничего не менялось, остальные цифры я еще не видел”, – заявил РБК-Украина министр социальной политики Павел Розенко.
Чего ждать от бюджета в 2015 году
По данным РБК-Украина, проект изменений в бюджет-2015 предусматривает увеличение доходов и расходов общего фонда на 23,4 млрд грн – до 498,34 млрд грн и 343,32 млрд грн соответственно. Ресурсная база – ожидаемое перевыполнение доходной части (+18,6 млрд грн) и погашение налогового долга по НДС предприятиями топливно-энергетического комплекса и ЖКХ (+4,8 млрд грн).
“Дополнительные доходы будут получены за счет НДС, как внутреннего, так и импортного, плюс рента и акциз со всех подакцизных товаров”, – отметил первый замминистра финансов Игорь Уманский.
По данным Минфина, в январе-августе план по внутреннему НДС был перевыполнен на 8,3 млрд грн (перечислено 67,7 млрд грн), импортному – на 3,2 млрд грн (перечислено 86,1 млрд грн). Перевыполняется и доход от акцизного сбора по ввезенным в Украину товарам – на 1,5 млрд грн, в то время как недобор по налогу от произведенных внутри страны товаров составил 700 млн грн.
Импортного сбора перечислено было за указанный период на 3 млрд грн больше запланированного – 14 млрд грн. Таким образом, по информации РБК-Украина, план для Государственной фискальной службы планируется увеличить еще на 24,1 млрд грн – почти до 423 млрд грн. Снижение поступлений ожидается только по налогу на прибыль – на 500 млн грн и внутреннему акцизу – на 1,2 млрд грн.
Изменения бюджета изначально анонсировались правительством для повышения соцстандартов. Весь проект рассчитан, исходя из роста минимальной зарплаты и прожиточного минимума на 13%. Напомним, Кабмин перенес сроки повышения этих показателей с 1 декабря на 1 сентября, с 1218 грн до 1378 грн.
На эти цели в проекте изменений госбюджета предусмотрено 9,9 млрд грн. Таким образом, соцрасходы бюджета до конца года составят 261,34 млрд грн. Из дополнительно выделяемых средств львиная доля – 9 млрд грн – пойдет на пенсионное обеспечение и оплату труда по единой тарифной сетке. Еще 598,7 млн грн – на финансирование помощи семьям с детьми.
Отметим, что в Минфине уверены – ресурс бюджета позволял более серьезный пересмотр минимальной зарплаты и прожиточного минимума – на 18%.
Кроме того, Минфин предложил на 7 млрд грн увеличить объем возмещения НДС. По результатам года предприятия получат более 65 млрд грн (за 8 месяцев возмещено почти 38 млрд грн). Напомним, что ранее глава ГФС Роман Насиров предлагал план по возврату налога увеличить на 12 млрд грн. Соответствующий законопроект уже даже зарегистрирован в парламенте.
Также до конца года будет решен вопрос с погашением долгов по возмещению НДС. Как отмечала в интервью РБК-Украина Наталья Яресько механизм решения этого вопроса будет обсуждаться совместно с МВФ. Ожидается, что миссия будет работать в Украине с 22 сентября.
“Пока ГФС инвентаризирует сумму, потому что еще до конца не понимает, что считать долгом. По их версии, есть активный, пассивный НДС, в судах, в проверках”, – пояснил собеседник РБК-Украина в Минфине.
Также будут увеличены расходы бюджета и на погашение задолженности, возникшей из-за разницы в тарифах. По словам источника РБК-Украина в правительстве, в бюджете уже есть на это 2,9 млрд грн. Минфин добавляет 2,7 млрд грн и в итоге будет предусмотрено 5,6 млрд грн.
“Основная здесь “чехарда” – общий и спецфонд. 2,1 млрд грн перекидываем из спецфонда в общий”, – отметил чиновник.
Изменения в госбюджет-2015: доходы и расходы увеличили на 23,4 млрд грн
Как заявил Арсений Яценюк, для соцсотрудников, которые задействованы в оформлении субсидий, проект изменений в бюджет предусматривает дополнительные доплаты на сумму 56 млн грн. Речь идет только о сотрудниках госадминистраций в пяти областях: Днепропетровской, Донецкой, Запорожской, Луганской и Харьковской. Сейчас бюджетные расходы на эти цели составляют 580,6 млн грн.
Помимо этого, по данным РБК-Украина, около 1 млрд грн будет потрачено на увеличение финансирования по следующим направлениям.
1. Охрана здоровья, пенсионное и соцобеспечение:
- приобретение цифровых маммографов и УЗИ отечественного производства – на 200 млн грн (до 4,098 млрд грн);
- подготовка национальных сборных команд спортсменов-инвалидов к XV летним Параолимпийским играм 2016 г. в Бразилии – на 4 млн грн (сейчас не финансируется).
2. Оборона и правоохранительная деятельность:
- повышение размеров одноразовой денежной выплаты в связи со смертью (инвалидностью) сотрудника милиции – на 250 млн грн (до 336,2 млн грн);
- создание и содержание в регионах подразделений патрульной службы – 140 млн грн;
- возобновление сети правительственной связи, поврежденной во время АТО – на 10,4 млн грн;
- служебные командировки сотрудников госохраны и СБУ – на 18,2 млн грн (до 52,2 млн грн);
- денежное обеспечение с начислениями в связи с доукомплектованием 360 вакантных должностей военнослужащих – на 17,1 млн грн (до 319,3 млн грн);
- приобретение топлива СБУ – на 34,7 млн грн (до 73,4 млн грн);
- обеспечение подразделений Госпогранслужбы топливом и вещным имуществом – на 9,8 млн грн (до 318,7 млн грн);
- обеспечение пунктов пропуска на госгранице оборудованием с функцией биометрического контроля и доступа к базам данных Интерпола – на 34,5 млн грн;
- реализация проекта “Стена” – на 100 млн грн (до 400 млн грн);
- модернизация самолета АН-26 в медицинский вариант для предоставления экстренной медпомощи – на 62 млн грн.
3. Главное управление разведки:
- закупка современных средств разведки – на 100 млн грн (до 144,1 млн грн);
- топливо и одежда для военнослужащих в АТО – на 7,6 млн грн (до 13,9 млн грн).
4. Госмиграционная служба:
- закупка бланков паспортов гражданина Украины – на 6,9 млн грн (до 16 млн грн).
Кроме того, Минфин предложил на 100 тыс грн сократить финансирование на введение в эксплуатацию первой очереди пункта временного размещения беженцев в г. Яготын Киевской области. Расходы составят 15 млн грн. Резервный фонд госбюджета планируется увеличить до 1,8 млрд грн (рост расходов на 300 млн грн).
“Мы все понимаем, каким сложным является жизнь нашего населения, поэтому я уверен, что депутаты поддержат изменения, чтобы выплаты (по новым соцпараметрам, – ред.) начались уже в конце сентября”, – заявил спикер Рады Владимир Гройсман.
Президент также предупредил депутатов, что на следующей пленарной неделе (15-18 сентября) правки в бюджет должны быть приняты.
“Повышение на 13% соцстандартов может и не перекроет всех потерь, которые понесли граждане, но нельзя преуменьшать важность этого решения, – подчеркнул Петр Порошенко. – Это не только финансово-экономическое, но и политическое решение, символизирующее ответственное отношение к людям”.
Каким может стать бюджет-2016
Еще более интересным и в разы секретным может стать процесс утверждения и принятия проекта госбюджета на 2016 г. Все усложняется отсутствием единых подходов к проведению налоговой реформы. Причем, после заседания Нацсовета реформ при президенте ситуация стала еще более запутанной. Мало того, что до конца не понятны положения налоговой реформы, так еще и моделей налоговой системы теперь уже три – Минфина, парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики, а также экспертов.
Ожидается создание очередных рабочих групп, и Минфин опасается, что обсуждение пойдет по второму кругу, так как эксперты и депутаты рассчитывают на проведение коммуникационных платформ. Логичным было бы дождаться документа от правительства, и после принятия его в первом чтении приступать к более детальной доработке с учетом мнений всех сторон.
Тем не менее, в правительстве утверждают, что проект изменений в Налоговый кодекс выписан уже на 90%. И, естественно, Минфин разрабатывает законопроект с учетом своей модели. При этом проект бюджета-2016, как утверждает Наталья Яресько, формируется на старой налоговой базе.
Как стало известно РБК-Украина, уже в понедельник проект главного финансовго документа страны на следующий год Минфин планирует вынести на рассмотрение правительства. Рост доходной части, по предварительным подсчетам, составит 70 млрд грн. Курс гривны к доллару закладывается на уровень 24,4 грн, рост ВВП – в 2%, инфляция – 12%.
“В 2016 году ситуация посложнее. Нет импортного сбора, нет таких отчислений от НБУ, как сейчас – планируется 40 млрд грн против 65 млрд грн в этом году, хотя по факту 62 млрд грн будет”, – рассказал источник РБК-Украина в Минфине.
В то же время, на данный момент проект бюджета-2016 разрабатывается с учетом отмены спецрежима по НДС для аграриев и привлечения к уплате налогов участников рынка игорного бизнеса.
“В прошлый раз для голосования за отмену спецрежима по НДС было 240 голосов, но никто не поставил законопроект на голосование в таком виде. Мы оставляем компенсации по кредитам 300 млн грн, поддержку из госбюджета для животноводства на уровне этого года – 250 млн грн, – отметил чиновник. – Мы довели лимиты всем распорядителям. Они определили приоритеты и получили 371 млрд грн дополнительных бюджетных запросов, ругались, они потом сократили допзапросы аж до 350 млрд грн. Поэтому мы решили не учитывать дополнительные бюджетные запросы, и принимать бюджет исходя из нынешних”.
Возможности для увеличения финансирования, в том числе и на оборону, о чем очень просит президент, будут зависеть от того, какие изменения в Налоговый кодекс примет парламент. У любых популистских заявлений, будь-то все ставки 10-10-10% или 15-15-15%, есть своя цена, говорят в Минфине.
“Если суть реформы сводится к тому что бюджет получит минус 160 млрд грн или 250 млрд грн, то речь идет не то чтобы об увеличении расходов на оборону, а о кардинальном сокращении всех расходов, в том числе и социальных”, – отметил источник.
Минфин, по данным РБК-Украина, намерен отменить привязку социальных параметров к индексации. И планирует в 2016 г. номинальное увеличение соцвыплат. С 1 мая планируется рост минимальной зарплаты до 1450 грн, с 1 декабря – до 1550 грн.
“Мы сегодня имеем значительную инфляцию, но при этом глубокую рецессию и падение экономики. Поэтому за счет чего выплачивать повышенную соцнагрзуку, за счет долга? Ну, может быть. Но уже набрались долгов достаточно”, – резюмирует собеседник РБК-Украина.
При этом, институт индексации может, и скорее всего, сохранится, для ставок акциза, которые, как отмечала Наталья Яресько, планируется поднять в пределах 40-50% в следующем году, с увеличением в течение следующих 5 лет еще на 5-7%. И это рост не с нуля, отмечала министр, к этому увеличению будет применяться индексация.
Наталья Непряхина
По материалам:
РБК-Україна
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас