Сбор под флагом: как функционируют морские порты на фоне упавшей экономики — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Сбор под флагом: как функционируют морские порты на фоне упавшей экономики

Казна и Политика
561
Вопреки общему экономическому спаду в стране, морские порты Украины сохранили положительную динамику. А потеря пяти крымских портов в какой-то степени мобилизовала отрасль, перенаправив грузы на континентальные порты. Украина не просто удержала объемы, а стремится их нарастить. По итогам восьми месяцев текущего года грузопереработка в морских портах страны возросла почти на 5%. Локомотивом роста стали перевалка каботажных грузов, экспорт зерновых и руды. Среди лидеров восходящего тренда – обработка стройматериалов, лома и леса.
Согласно оперативным данным Администрации морских портов Украины (АМПУ), основной вклад в общий объем перевалки грузов через морские порты традиционно внесли: порт Южный, а также Одесский, Николаевский и Ильичевский МТП. Совокупно эти четыре предприятия перегрузили 74,7 млн тонн, тогда как общие показатели работы украинских портов в январе-августе текущего года составили 95,5 млн тонн. В целом Украине удалось перевалить через морские порты на 4,7% больше грузов, чем за аналогичный период прошлого года.
В 2015 год Украина уже входила с 13-ю морскими торговыми портами – вместе с аннексированным Крымом страна потеряла пять таких портов. Участники рынка связывают увеличение показателей этого года в том числе и с переориентацией части грузов в порты континентальной Украины.
Изменение маршрутов грузопотока произошло и на континенте. Геополитическая напряженность сказалась на работе Мариупольского МТП: за 8 месяцев текущего года через него прошло лишь 6,2 млн тонн грузов – против 9,7 млн тонн в январе-августе 2014-го. Просадка грузоперевалки на 36% сделала это предприятие лидером по отрицательной динамике.
Расследования, инициированные правоохранительными органами в отношении крупнейших частных стивидоров страны в Одесском и Николаевском портах, пока не отразились на динамике их работы. И Одесса, и Николаев работают в плюсе. Хотя не исключено, что сложившаяся ситуация будет иметь отложенный эффект – и к концу года цифры будут менее обнадеживающими.
Юрий Власов, начальник службы эксплуатации АМПУ, констатирует, что общие результаты работы портов могли быть и выше, если бы не упал контейнеропоток и транзит. Особенно это заметно после потери российских грузов. Так, за указанный период транзитные перевозки сократились на 19,4%, до 11,9 млн тонн, а переработка контейнеров – на 28,8%, до 320,7 TEU.
Среди позитивных моментов стоит отметить более чем пятикратное увеличение объемов каботажных грузов. В абсолютных цифрах этот показатель составляет 4,7 млн тонн. По словам Власова, галопирующему приросту каботажа способствовала перевозка руды. В целом поток руды через порты вырос на 36,4%, до 29 млн тонн. Этим сполна воспользовались небольшие порты в Бердянске и Измаиле, которые стали самыми динамично растущими предприятиями в этом году.
«Экспорт этого сырья стал предпочтительнее, поскольку выплавка стали начала сокращаться, тогда как добыча руды осталась на уровне 2014 года»,– отмечает Сергей Поважнюк, заместитель генерального директора ГП «Укпромвнешэкспертиза». Так, производство стали упало на 17%, а чугуна – на 16%. Это связано в значительной мере с простоем Алчевского меткомбината и Енакиевского металлургического завода, которые оказались на оккупированной территории Донбасса.
Свой вклад в общую копилку внесла и аграрная продукция. Экспорт зерна через порты за указанный период возрос почти на 20% и достиг 22,1 млн тонн. Юрий Скичко, соучредитель компании «Гермес Трейдинг» (выполняет перевозки водным транспортом. – ред.), говорит, что на это повлияли большие переходящие остатки зерновых, которые накопились по итогам рекордного урожая зерновых и масличных культур 2014 года (тогда страна намолотила 64 млн тонн продукции. – ред.). Плюс Украина получила высокий урожай ранних зерновых летом 2015-го.
По словам Скичко, фермеров к ускоренному сбыту выращенного и намолоченного в значительной мере подталкивала цена, которая стала снижаться по мере поступления большего числа предложений на мировом рынке.
Андрей Леденев
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас