Светлый импорт: контрабанду топлива сократили, но не перекрыли — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Светлый импорт: контрабанду топлива сократили, но не перекрыли

Энергетика
477
На этой неделе первый заместитель главы ГФС, начальник налоговой милиции Сергей Билан попытался рассказать об успехах в работе своего ведомства и вспомнил весенний тренд борьбы с контрабандой топлива.
Три-четыре месяца назад вся страна наблюдала серию спектаклей с реквизитом, когда на подъездах ко всем южным портам некие представители «Самообороны» выставляли блок-посты и задерживали любой бензовоз, проезжающий мимо. А группы налоговиков и прокуроров каждую неделю арестовывали танкеры.
Результаты достаточно жалкие. Forbes еще с весны, после громких арестов в портах Черного моря, следил за развитием ситуации. Однако никаких подробностей операций чиновник с тех пор не сообщил. Не смог привести он и сравнительных данных: сколько контрабанды было весной и сколько осталось на текущий момент. Ничего по этому поводу не смогли сказать и в пресс-службе ГФС. Так почему же Билан записал это в «плюсы» к своей работе?
Стенка на стенку
Сегодня контрабанда значительно сократилась. Наш эксперт ссылается на слова «южан», операторов, работающих в южных областях Украины, и вчерашних контрабандистов. Иногда еще раздаются какие-то «шорохи» – слухи, что где-то что-то пришло, кто-то что-то предлагает. Но они всегда существовали. Самый интересный вопрос, кто внес наибольший вклад в это дело. Предлагаем проследить ситуацию в динамике, тем более что все это происходило публично.
Борьба с контрабандой топлива началась по инициативе группы депутатов «Народного фронта» во главе с Сергеем Пашинским. Его коллеги по парламенту начали выяснять, куда делось арестованное в апреле 2014 года на Херсонской перевалке «топливо Курченко». С октября 2014 года по март 2015-го оно должно было находиться на хранении у ГП «Укртранснафтопродукт».
Но почему-то вместо хранения госконтора активно продавала его частным фирмам по заниженным ценам. А деньги переводила на счета двух малоизвестных киевских ООО. Согласно данным в госреестре, «Итаникс стронг» и «Трейд Инвест компани» созданы в сентябре 2014 года с уставным капиталом соответственно 1,2 тыс. гривен и 0,5 тыс. гривен. У каждого – по одному владельцу-физическому лицу, которые также выступают директорами компаний.
Тогда же СБУ выдала информацию, что топливо было продано фирме «Фактор» бизнесмена Сергея Тищенко, давнего друга Сергея Пашинского. Сам Тищенко заявил, что считает схему реализации продуктов «абсолютно прозрачной». А «Народный фронт» в лице Павла Ризаненко сделал заявление в ответ, что всю контрабанду на море «крышует» замглавы СБУ Юрий Артюхов, глава отдела «К» – по борьбе с коррупцией. Последнему пришлось публично оправдываться.
«Танкер – это не иголка в стоге сена. Любой заход танкера сопровождается выездом межведомственной группы: пограничники, таможенники, службы порта, санэпидемстанции. Они все поднимаются на борт и осуществляют осмотр танкера, берут пробы топлива. Эту процедуру невозможно обойти, и никто не мешает за этим наблюдать, то есть ввезти контрабанду по морю нереально, – объясняет Сергей Куюн. – Но, если в порт поступает звонок «из очень больших верхов», мол, там к вам пришло кое-что, но ты туда не ходи, я к тебе потом заеду и все расскажу и завезу… Но это сложно доказать».
Служебный подлог
С танкеров изымалась документация, их собственников обвиняли в том, что они везут топливо из крымских портов, что у них не зарегистрированные танкеры, что у них не хватает разрешительных документов на заход в порт. Задерживались даже суда компаний, работающих в интересах группы «Приват» и WOG.
А потом чиновники пошли и вовсе на прямое вранье и подлог. Уже три месяца прошло, а байка про «четыре арестованных танкера в Очакове» все еще жива. Еще в конце мая, когда ГФС только раструбила об этом, Forbes связался с собственниками судов – компаниями «Прайтекс» и «Митгард», которые передали нам все документы, подтверждающие их версию события.
В конце мая к Очакову подошли четыре небольшие баржи, одна из них слила дизтопливо в баржу-резервуар, пришвартованную к причалу. 18 мая получила все разрешительные документы от таможни и налоговой об уплате акциза и НДС. В течение 2-3 дней топливо из баржи-резервуара должны были забрать на реализацию, чтобы остальные баржи смогли слить свое топливо. Вместо этого 20 мая снова прибыла делегация в составе таможенников и налоговой.
«Они не арестовывали наши баржи, они опечатали баржу-резервуар с топливом, там было чуть меньше 1000 тонн, которые были растаможены за два дня до их прибытия, и изъяли документы о праве собственности на три баржи. Четвертая баржа находилась на рейде в нейтральных водах, потому что просто не могла войти в порт Очаков, там не было места для швартовки. Опечатали топливо в резервуаре, на который мы получили разрешение от комиссии, где были все представители фискальных и правоохранительных органов, в том числе и СБУ», – рассказывал в конце мая Петр Белз, директор по логистике компании «Логистик энд Ойл», сопровождающей грузы «Прайтекс» и «Митгард» в Очакове.
В итоге «разборки» с баржами ничего не дали. Все баржи, до единой, которые были задержаны во всех портах, в итоге были отпущены без каких-либо претензий и последствий.
Заработать на баржах не получилось, поэтому перешли на борьбу с резервуарами и бензовозами. Forbes собрал воедино рассказы нескольких импортеров топлива о том, что происходило на самовольных блок-постах и дальше. Люди согласились говорить анонимно, потому что надеются в дальнейшем работать в этом бизнесе.
Итак, стоящие на блок-постах не имеют никакого права задерживать бензовозы, но они останавливали машины, переписывали номера и «трепали нервы» водителям, требуя сознаться, что их хозяева – контрабандисты.
После этого поступал звонок на 102, чтобы была фиксация на аудиозапись, и люди с блок-постов говорили, вот, выезжает бензовоз с контрабандным топливом, такой номер.
Передел
Партия дизтоплива в 1000 тонн по текущему курсу стоит 20 млн гривен. Задержать ее на 7-10 дней означает, что компания не сможет продать весь законтрактованный объем. А месячные затраты на аренду одного судна составляют до $40 000. Компания либо разорится, либо ей надо договариваться с местными чиновниками.
Задерживали не только бензовозы. Фискалы с милицией опечатывали целые резервуары на нефтебазах. В мае это было сделано в порту Южный, где хранилось 20 000 тонн нефтепродуктов пяти разных компаний-импортеров. Вот такой подход: сначала все опечатали, а потом уже разбирались.
Тогда, в конце мая, после задержания барж в Очакове, представитель «Прайтекс» Святослав Пилипив предположил, что, возможно, таким образом компании-импортеры вынуждают перейти на обслуживание из маленьких портов в более крупные, в тот же Херсон. Потому что чуть ранее их же танкеры были задержаны в порту Скадовск, тоже по надуманным причинам.
Но маленьким компаниям невыгодно обслуживаться на базах в больших портах. Наземный резервуар имеет объем 2-3 тыс. тонн, перевалка через него стоит от $16 до $24 за тонну. К тому же в таких случаях происходят технологические потери и хищения. А если ты привез всего 1000 тонн, придется просто работать в убыток. А через маленькую баржу у причала – и дешевле, и потери меньше.
Петр Белз в мае рассказывал, что «Прайтекс» ранее пытался обслуживаться на Херсонской перевалке. Но были замечены хищения и попытки арестовать бензовозы.
«Мы не понимаем, что там происходит. Представители компании, которая сейчас работает в Херсоне, заказывают музыку – советуют милиционерам, как арестовать, куда арестованное топливо перевезти, как правило, на их нефтебазу. Тогда суд не дал арестовать наше топливо», – вспоминал ситуацию наш собеседник.
20 июля компания «Сармат Ойл» заявила, что сотрудники следственного управления МВД и ГФС Украины незаконно опечатали более 1845 тонн дизельного топлива в порту Херсона. Повторилась история с Очаковом. «Сармат Ойл» 17 июля прошел таможенную «очистку», заплатил акциз и НДС более 10 млн гривен, получил соответствующие документы.
Однако после получения всех платежей ГФС заявила, что документы оформлены неверно и даже подделаны. Милиция опломбировала резервуар и запретила компании пользоваться своим имуществом.
Решающий фактор
«Если раньше через южные порты работал только WOG, то сейчас уже каждый месяц добавляются все новые и новые поставщики. Раньше ты не мог конкурировать с контрабандистами, а сейчас получается, я не называю имен, некоторые контрабандисты легализовались и повезли в белую», – констатирует наш эксперт.
Вторым фактором снижения контрабанды в регионе, по его словам, стало назначение Михеила Саакашвили главой Одесской области. А третьим – возобновление работы энергетической таможни. Эта таможня была ликвидирована во времена, когда налоговую возглавлял Клименко. Оформление всех энергоносителей тогда было передано в общий поток. А здание энерготаможни на Виноградаре было заброшено и просто разграблено.
Нынешняя энерготаможня официально начала работать 1 июня, но был двухмесячный переходный период, когда они готовили все внутренние документы. С 1 августа они уже взяли на себя все оформление энергоносителей, в том числе и нефтепродуктов.
Но энергетическая таможня, входящая в зону ответственности Константина Ликарчука, продолжает делить обязанности с обычными фискалами Сергея Билана. Наш эксперт Сергей Куюн подтверждает, что именно подчиненные Билана сегодня тянут с оформлением документов импортерам. Именно они работают в тесной связке с милицией Арсена Авакова, которая задерживает топливо «до выяснения обстоятельств». И управы на них пока нет.
Forbes может только констатировать факты. Уголовное дело, которое Генпрокуратура открыла в мае т.г. по факту расхищения должностными лицами ГП «Укртранснафтопродукт» нефтепродуктов, не сдвинулось с места. Ни одно громкое задержание танкеров не получило никакого продолжения.
Представители фирмы «Прайтекс», у которой опечатали топливо в Очакове, и которые активно общались с изданием в конце мая, отказываются даже брать трубку. Компания «Сармат Ойл», которая собиралась летом завезти в Украину 20 000 тонн топлива, но в июле в Херсоне у нее арестовали первую партию в 1,8 тыс. тонн, не завезла больше ни тонны.
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас