Альтернативная служба вместо мобилизации? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Альтернативная служба вместо мобилизации?

Казна и Политика
7544
Со времени объявления первой волны мобилизации в связи с событиями на Востоке Украины прошло больше года. В рамках проведения мобилизация возникает множество вопросов, в частности – мобилизация людей, которые относятся к категории верующих.
Согласно Конституции Украины, можно сделать недвусмысленный вывод, что граждане не могут быть освобождены от своих обязанностей перед государством на основании религиозных предубеждений, ст. 35 Конституции
Ніхто не може бути увільнений від своїх обов’язків перед державою або відмовитися від виконання законів за мотивами релігійних переконань.
У разі якщо виконання військового обов’язку суперечить релігійним переконанням громадянина, виконання цього обов’язку має бути замінене альтернативною (невійськовою) службою.
Простыми словами, Конституция Украины не освобождает верующих от выполнения воинской обязанности, а предоставляет право заменить такую обязанность альтернативной (невоенной) службой.
На уровне законов Украины принят следующий нормативно-правовой акт Про альтернативну (невійськову) службу, в частности нас интересуют ст. 1 и ст. 2:
Стаття 1. Альтернативна служба є службою, яка запроваджується замість проходження строкової військової служби і має на меті виконання обов’язку перед суспільством.
В умовах воєнного або надзвичайного стану можуть встановлюватися окремі обмеження права громадян на проходження альтернативної служби із зазначенням строку дії цих обмежень.
Стаття 2. Право на альтернативну службу мають громадяни України, якщо виконання військового обов’язку суперечить їхнім релігійним переконанням і ці громадяни належать до діючих згідно з законодавством України релігійних організацій, віровчення яких не допускає користування зброєю.
Т.е., можно сделать три вывода:
1. на уровне закона, альтернативная служба предусмотрена только для срочной службы (а не для призыва по мобилизации);
2. для использования права на альтернативную службу, гражданин должен принадлежать к вероучению, которое не допускает использование оружия;
3. в условиях военного времени и чрезвычайно ситуации могут устанавливаться ограничения на использование гражданами права на альтернативную службу.
Несмотря на то, что законы о военной службе Украины не предусматривают прав мобилизированных граждан на альтернативную службу, Конституция – предусматривает.
Как известно:
Стаття 8. В Україні визнається і діє принцип верховенства права. Конституція України має найвищу юридичну силу. Закони та інші нормативно-правові акти приймаються на основі Конституції України і повинні відповідати їй.
Норми Конституції України є нормами прямої дії. Звернення до суду для захисту конституційних прав і свобод людини і громадянина безпосередньо на підставі Конституції України гарантується.
Таким образом, следуя принципу верховенства права и Конституции Украины, граждане имеют право требовать замену военной службы (при мобилизации) на службу альтернативную.
В качестве подтверждения наличия у гражданина религиозных взглядов (которые запрещают использовать оружие) могут выступить свидетели либо справка из религиозной организации.
Однако, такая справка может быть выдана только такой религиозной организацией, которая состоит в перечне КМУ
Подведя итог, сформируем основные тезисы:
1. законом предусмотрено право на альтернативную службу вместо военной, по причине вероучений;
2. процедура альтернативной службы по мобилизации не установлена, что вызывает разногласия между призываемыми гражданами и представителями военкомата;
3. для использования права на альтернативную службу, нужно иметь справку о членстве в религиозной организации (из списка КМУ);
4. не факт, что военкомат пойдет на встречу в вопросах замены военной службы и инициирует возбуждение уголовного дела в военной прокуратуре;
5. судебная практика по данному вопросу не многочисленна, но пока на стороне граждан, а не военкомата.
В феврале 2015 года в ВРУ был зарегистрирован законопроект 2191 , дополняющий основания для отсрочки по мобилизации:
  • священнослужителі, які закінчили вищі або середні духовні навчальні заклади і займаються в релігійних організаціях, що діють за статутом (положенням), зареєстрованим у встановленому порядку (такі особи можуть бути призвані на військову службу у разі їх згоди);
  • чоловіки та жінки, виконання військового обов’язку яких суперечить їхнім релігійним переконанням і ці громадяни належать до діючих згідно з законом України релігійних організацій, віровчення яких не допускає користування зброєю
Тем не менее, в мае 2015 данный законопроект отозвали на доработку.
Вероятность прохождения такого законопроект в будущем достаточно высокая, поскольку представители религиозных организаций и Генштаба сходятся во мнении относительно мобилизации верующих (письмо Командования сухопутных сил Украины № 116/2/2/10056 от 15.09.2014)
“Беручи до уваги те, що призов віруючих громадян на військову службу під час мобілізації може призвести до правових наслідків, таких як відмова від виконання наказів командирів через релігійні переконання, Командування Сухопутних військ Збройних Сил України підтримує пропозицію стосовно звільнення віруючих громадян від навчальних зборів та призову на військову службу під час мобілізації.”
Автор: Дмитрий Дешунин, юрист Юридической компании «Дешунин и партнеры»
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас