«Перемога» из Рады: парламент проголосовал за изменения в Конституцию — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

«Перемога» из Рады: парламент проголосовал за изменения в Конституцию

Казна и Политика
952
Украинский парламент за день преодолел треть расстояния на пути к изменениям в Конституцию. 16 июля народные депутаты 288 голосами поддержали законопроект Петра Порошенко относительно внесения изменений в Основной закон в части децентрализации власти.
Этот документ имел статус «неотложного». Он позволяет отправить проект на рассмотрение в Конституционный суд, и в случае получения согласования открывает путь к голосованию, которое позволит сделать эти изменения постоянными.
Петр Порошенко аттестовал себя как первого президента Украины, который осознанно отдает часть своих полномочий и не просит дополнительных. «Но мы делимся не только властью, но и ответственностью [с местными общинами], – предупредил он, добавив, что центр также делится с регионами и деньгами: – Не будет больше популизма, не подкрепленного финансовым ресурсом».
Законопроект закладывает трехуровневую систему административно-территориальных единиц: регионы, районы, общины; создаются исполкомы районных и областных советов. Также вводится институт префектов, которые осуществляют надзорные функции от имени главы государства, не вмешиваясь в операционное управление. Как субъекты получения дополнительных полномочий на местном уровне Киев рассматривает исключительно местные общины, а не «какие-то мифические республики».
«Вернуть оккупированный Донбасс в Украину мы сможем исключительно дипломатическим путем», – считает Порошенко. Он несколько раз на протяжении своей речи уверил, что проект изменений в Конституцию не предусматривает никакого «особого статуса» Донбасса – речь идет лишь о должном уважении к местным традициям и специфике. «Самые истовые критики [изменений в Конституцию] – ЛНР и ДНРМИД России. Разве это не аргумент, что мы делаем все правильно?» – задал риторический вопрос президент.
В своих выступлениях главы фракций оказали полную поддержку предложенным изменениям. «Послушайте Россию и сделайте наоборот! Голосуем же «за»!» – аргументировал свою позицию глава фракции БПП Юрий Луценко.
Сергей Соболев, заместитель главы фракции «Батькивщина», заявил, что Украина должна показать всему миру, что «она за мир, но с позиции силы» – именно это, по его мнению, и происходит сейчас в парламенте.
Чуть ровнее
Согласно разделу XV «Переходных положений» редакции Основного закона, особенности осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей определяются отдельным законом. Это условие было прописано в минских соглашениях (пункт 11), и это единственный пункт, который имел четко очерченные временные рамки – конституционная реформа, закрепляющая децентрализацию, должна вступить в силу до конца текущего года. В рамках этого пункта Киев обязуется принять постоянное законодательство о предоставлении особого статуса.
Более ранняя редакция законопроекта предусматривала, что особенности местного самоуправления Донецкой и Луганской областей будут закреплены в переходных положениях законопроекта.
«Президент перенес новеллу об особом статусе этих территорий в тело Конституции (постоянную). Поэтому изменить это будет очень сложно», – предупреждает Владимир Крыжановский, первый посол Украины в России.
Конституционный эксперт Виктор Мусияка отмечает, что несмотря на то что как таковая формулировка «особый статус» может не фигурировать, де-факто о расширении полномочий речь идет.
Непонятно каким законом будет регулироваться этот особый статус – одна из предложенных и принятых редакций или принципиально новый документ. В нынешних редакциях право президента распускать местные органы самоуправления к Луганской и Донецкой областям не применяется, поскольку внеочередные выборы на этих территориях запрещены.
Депутаты в один голос уверяют, что речь идет лишь о минимально необходимых уступках. «Что касается местного самоуправления Донбасса, действительно, записано, что это регулируется отдельным законом. Но исключительно вопросом местного самоуправления. Другими словами: вопросы национальной безопасности, обороны, военно-оборонного комплекса, силовых структур, прокуратуры, милиции, судов – в компетенции исключительно государства», – подчеркивает Сергей Соболев.
Виктор Чумак, депутат от БПП, считает, что документ претерпит серьезные изменения: «Более чем уверен, что там будет куча замечаний КС. Уверен, к нему будут поправки народных депутатов после возвращения из КС. Тогда и будем говорить, что мы будем принимать. А вчера ничего еще не приняли».
В нынешнем виде, по его словам, проект требует серьезных доработок. «Есть некоторые моменты, которые читаются двусмысленно. Например, в части полномочий префекта. Какими будут взаимоотношения местной власти с государственной исполнительной властью? Может быть двузначное толкование: исполнительная власть военкомов и исполнительная власть префектов», – перечисляет он.
По его мнению, принципиальным станет вопрос, каким законом будет определяться порядок местного самоуправления. «На сегодняшний день не определено, какой это будет закон. Нынешний закон действует до 2018 года. Я думаю, он может быть закреплен точно так же Конституционным судом, который может прописать, что порядок действует три года», – говорит он.
Владимир Крыжановский прогнозирует, что своей официальной цели – передачи власти на места – конституционная реформа достигнет. «Очень важно, чтобы при децентрализации власти не получилось наращивание мелких «царей» на местах. Можно так передать власть на места, что они станут своего рода Порошенками в каждом селе и в каждом городе, – поясняет он. – Они будут стараться стать хозяевами на территории. А префекты не дадут им этого сделать».
При этом указывает, что поодиночке села сейчас практически не имеют возможности содержать инфраструктуру, а объединение общин позволит оптимально концентрировать деньги. «Прошла же Польша через такую реформу! И это отразилось очень позитивно. Я думаю, у нас тоже уменьшится количество районов. Эта реформа также перетряхнет всю власть в регионах», – уверен он.
За происходящим в Верховной раде наблюдали внешние партнеры Украины – помощник государственного секретаря США по делам Европы и Евразии Виктория Нуланд, глава представительства Европейского Союза в Украине Ян Томбинский и посол США в Украине Джеффри Пайетт.
По итогам заседания Виктория Нуланд дала короткий брифинг, на котором заявила, что децентрализация предоставляет равные права, в том числе в части бюджетирования, для каждого региона Украины. Что касается необходимости закона об особом статусе, то это прямое выполнение минских соглашений и обязательное условие мира. «Я очень рада вернуться домой и сообщить, какой прогресс произошел здесь, в Украине», – резюмировала Нуланд.
7 тезисов президента о Конституции 2015 года
1. Децентрализации нет места в таких сферах, как оборона, национальная безопасность, внешняя политика и контроль за соблюдением конституционных прав и свобод граждан. Мощная долгосрочная военная угроза не закончится ни за месяц, ни за год. Нам нужно научиться жить в таких условиях. А противостоять этим условиям невозможно без президента-главнокомандующего, наделенного достаточным объемом полномочий.
2. Институт префекта вводится в районах и областях исключительно для контроля. Никто не будет против такой абсолютно оправданной перестраховки. Префекты получат значительно меньше прав, чем сейчас [имеют] губернаторы. Префекты не будут иметь никакого отношения к бюджетным потокам и финансовым ресурсам местного уровня.
3. Так называемое право президента распускать местные советы – это совместная прерогатива главы государства, Конституционного суда и парламента. Если бы в свое время так можно было поступить с парламентом Крыма!
4. Нет ни одного намека на федерализацию. Украина была, есть и будет унитарным государством.
Закон не предусматривает особого статуса Донбасса – только специфику порядка осуществления местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, которая регулируется отдельным законом.
5. Хочу сказать отдельным писателям в социальных сетях: никто на меня не давит! Да, наши американские и европейские партнеры, которые помогли нам выстоять против сверхдержавы, демонстрируют целиком оправданную заинтересованность в успешности конституционного процесса.
6. В будущем, когда мы будем голосовать за принятие Конституции в целом, нам надо очень ответственно подойти к этому голосованию. Понимаю, как сложно за такую норму голосовать. Поверьте, и подписывать ее непросто. Но нас выбирали не для того, чтобы мы только удовольствие получали. Мы, конечно, можем стать в красивую позу, но она слишком дорого обойдется стране.
7. Призываю осваивать искусство поиска компромисса. Нам сейчас это необходимо.
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас