Пенсионная реформа: Украине предлагают "немодную" накопительную систему — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Пенсионная реформа: Украине предлагают "немодную" накопительную систему

Казна и Политика
1945
Всемирный банк и МВФ по всему миру уже свернули свои кампании по продвижению этой системы
30 апреля Кабмин зарегистрировал в Верховной Раде проекты законов о внесении изменений в некоторые законодательные акты, направленные на то, чтобы начать в внедрение накопительной системы общеобязательного государственного пенсионного страхования и установить единые принципы начисления пенсий.
Согласно закону “Об общеобязательном государственном пенсионном страховании”, в Украине существует трехуровневая пенсионная система:
Считается, что одновременное функционирование этих уровней обеспечивает стабильность пенсионной системы, поскольку способствует выравниванию вероятных демографических и финансовых рисков.Но второй уровень пока так и не заработал, третий – все еще незначителен в объемах. Поэтому подавляющая часть пенсий в Украине начисляется и выплачивается за счет средств Пенсионного фонда.
Солидарная система в одиночку не может справиться с существующими в стране финансовыми и демографическими негативными факторами (падение поступлений в Пенсионный фонд и его хронический дефицит, сокращение числа работающих граждан по сравнению с пенсионерами).
Дефицит Пенсионного фонда Украины, млрд грн.
Поэтому правительство и решило интенсифицировать работу по внедрению в стране второго уровня пенсионной системы. Заодно решили и сделать пенсионную систему более социально справедливой.
Что предлагается
Первое – 1 января 2017 г. будет запущена накопительная система пенсионного страхования. Обязательной она будет для тех, кому меньше 35 лет, а люди в возрасте от 35 до 55 лет смогут на добровольной основе участвовать в ней (они должны будут определиться в течение 2017 г.). Ставка взноса в систему будет постепенно расти, и на начальном этапе в 2017 г. составит 2%, потом будет увеличиваться на 1% каждый год и к 2022 г вырастет до 7% и далее расти не будет. Соответственно будут уменьшаться взносы в Пенсионный фонд (т. е. ставка ЕСВ).
Министр социальной политики Павел Розенко прогнозирует, что в первый год накопительной системы к ней присоединятся 6 млн граждан Украины, что позволит привлечь 5 млрд грн. Эти средства будут инвестироваться в экономику страны, а государство будет полностью гарантировать сохранность средств накопительной пенсионной системы. В случае смерти вкладчика его страховой взнос будет передан как наследство.
Деньги, которые начнут вкладывать в накопительную систему в 2017 г., начнут изыматься из нее примерно через 25 лет.
Второе – предусматривается отмена с 1 января 2016 г. специальных пенсий, т. е. для всех категорий граждан пенсии будут насчитываться по единой формуле. Но принцип начисления пенсий для военнослужащих и сотрудников МВД и СБУ не изменится.
Для представителей вредных профессий, имеющих право на досрочный выход на пенсию по выслуге лет, предлагается, чтобы их пенсия состояла из двух частей. Основная часть – как у всех, дополнительная – профессиональная под эгидой ПФ, куда работодатель станет переводить часть денег, начисляемых на их заработки.
Правительство ожидает, что в парламенте его инициативы вызовут критику. И речь идет не только о спецпенсиях (что понятно), но и о накопительной системе. И это неспроста, ведь такая система в многих странах работает с большим скрипом, а кое-где от нее и вовсе отказались.
Зарубежный опыт накопительных систем
До недавнего времени универсальным решением проблем с пенсионным обеспечением считался переход на многоуровневую систему. Ее, в частности, активно продвигал Всемирный банк. В конце 1990-х и в начале 2000-х в ряде стран Центральной и Восточной Европы был введен второй уровень пенсионной системы с принудительными взносами, но солидарная система везде осталась.
Размер отчислений во второй уровень составлял 5-9%. Во всех странах эти взносы производились за счет сокращения выплат, шедших ранее в солидарную систему (только в Эстонии у граждан дополнительно начали изымать еще 2% от зарплат, повысив нагрузку на фонд оплаты труда). Таким образом в бюджете пенсионной системы первого уровня сразу образовалась дыра, размеры которой со временем только росли.
Решать эту проблему пытаются разными способами. Так, в Словакии предполагали, что дефицит удастся покрыть доходами от приватизации, а также средствами Резервного фонда солидарности, собирающего взносы с зарплат в размере 4,75%. Продажа части газотранспортной системы обеспечила финансирование пенсионной реформы в 2005-2010 гг. Сейчас недостаток средств полностью восполняет государство.
При внедрении реформ оказалось, что расширение масштабов накопительного уровня пенсионной системы за счет солидарного приводит к росту социального неравенства. На это государства реагировали противоположным образом. Например, Финляндия, Франция, Мексика, Швеция проводили урезания так, чтобы они сказывались на богатых участниках пенсионной системы, защищая бедных. В свою очередь, Австралия, Норвегия, Британия повысили размер выплат наиболее бедным пенсионерам.
Проводя реформирование пенсионных систем, правительства рассчитывали на экономический рост и легализацию зарплат, что и должно было компенсировать сокращение доходов солидарной системы. Но ожидания оказались слишком оптимистичными, и в конечном итоге дефицит пришлось финансировать за счет кредитования.
В итоге Всемирный банк и МВФ постепенно свернули кампанию рекламы накопительной пенсионной системы. МВФ даже в ряде случаев поддерживал инициативы по сворачиванию накопительного уровня в тех странах, которые брали у него кредиты и вынуждены были бороться с бюджетным дефицитом и ростом госдолга. Сильнейший удар по идее накопительной системы нанес кризис 2008 г., когда капитализация пенсионных фондов во всем мире обвалилась на 23%.
К этому прибавились растущие дефициты госбюджетов – государствам нужно было где-то брать деньги. Некоторые из них обратили внимание на пенсионные фонды второго уровня, которые успели накопить солидные суммы. Так в Венгрии правительство в 2010-2011 гг. национализировало накопленные во втором уровне взносы, переведя их в первый уровень.
Правительство Польши в мае 2011 г. не стало трогать накопленные средства, но снизило ставку взносов в накопительную часть с 7,3% до 2,3% зарплаты (к 2017 г. ставка должна подняться до 3,5%). Оставшиеся 5% идут теперь в солидарную систему.
В Эстонии принято решение временно перенаправить все накопительные взносы в солидарную систему. В этом же духе меры были предприняты в Латвии и Литве. А в Словакии пенсионная политика меняется после каждых парламентских выборов.
На общем фоне выделяется Чехия: там не вводили второй уровень, когда это было модно, но ввели совсем недавно, когда от него начали отказываться. Но сначала в середине 1990-х в стране был введен третий уровень – добровольные накопления. Государство субсидировало эту систему: на каждые 100 крон добровольного взноса оно от себя добавляло еще 50 крон. В результате на сегодняшний день на третьем уровне в нем участвует 5 млн чел., т.е. около половины населения страны.
Что нужно учитывать
  • Действующее законодательство предусматривает индексацию пенсий в солидарной системе, а регулярные выплаты в рамках накопительной системы рассчитываются один раз и не подлежит поправкам на инфляцию.
  • Солидарная система укрепляется автоматически при росте экономики страны и связанным с этим увеличением количества рабочих мест и величины зарплат. Правительство может способствовать этим процессам, мотивируя к легализации зарплат.
  • В рамках нынешней реформы речь не идет о повышении пенсионного возраста. К этой идее обязательно вернутся, но позднее.
Сергей Гусев
По материалам:
Сьогодні
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас