Хронически опаздывающие меры — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Хронически опаздывающие меры

Энергетика
465
Четыре основные ошибки энергетического блока правительства.
СПЯЩИЙ ГОРИЗОНТ
Повод для первых упреков в адрес Минэнергоугля появился весной прошлого года, когда ведомство недооценило последствия тогда еще только начинавшихся волнений в Донбассе. На тот момент оно занималось решением текущих проблем отрасли. А уже через несколько месяцев стали появляться первые результаты такой близорукости.
Например, в начале лета статистическая информация начала красноречиво свидетельствовать об уменьшении запасов угля на складах ТЭС и ТЭЦ. Так, на 1 июня 2014 года резервы составляли 5,6 млн. т, что на 38% меньше, чем на аналогичную дату 2013-го. Даже без анализа этих данных было понятно, что основной причиной произошедшего является разгорающийся конфликт на востоке страны, в ходе которого были разрушены железнодорожные каналы поставок угля. Но должного вывода из этой ситуации Кабмин не сделал, поэтому к началу отопительного сезона 2014–2015 годов «кассовый разрыв» в поставках топлива увеличился до неприлично больших размеров. Так, на 1 октября запасы угля на складах теплостанций составляли 4,3 млн. т, что уже на 56% отставало от показателей октября-2013.
Впервые признать эту проблему Минэнергоугля решилось накануне отопительного сезона. Тогдашний первый замглавы ведомства Юрий Зюков сообщил, что дефицит угля в стране составляет 1 млн. т/месяц.
Исправлять ситуацию пришлось за счет налаживания поставок, включая импорт из РФ. Но даже эти контракты были прерваны по решению российских властей, которые таким образом добились от официального Киева согласия на поставки электроэнергии из соседней страны, часть которой передавалась в Крым.
ГАЗОВЫЙ ОБВАЛ
Новая власть постоянно демонстрировала деструктивную позицию по отношению к отечественным газодобытчикам. Впервые напряжение между участниками промысла и чиновниками возникло в прошлом году, когда ставки ренты за добычу газа частниками были повышены Верховной Радой почти вдвое — до 55% (при глубине скважины до 5 км). Изначально планировалось, что повышенный сбор будет действовать временно — до конца 2014 года. Но впоследствии он получил статус постоянного.
Эти решения принимались на фоне постоянных изменений правил игры для газодобытчиков. Самыми яркими из них было предложение «Нафтогаза» узаконить обязательную закачку в подземные хранилища 50% газа, добываемого частными компаниями, а также постановление правительства №647, обязывающее крупнейших промышленных потребителей закупать газ исключительно у НАК «Нафтогаз Украины». Государство перевело рынок в режим ручного управления, тем самым окончательно отбив охоту у его участников увеличивать темпы добычи.
Эти меры привели к сворачиванию частными газодобытчиками инвестиционных программ, что уже сказалось на результатах их деятельности: по итогам января 2015 года прирост добычи газа оказался втрое меньше прироста за январь 2014-го.
Неуклюжие реформы касались в первую очередь частного бизнеса, но государственные добытчики пошли по тому же пути.
Например, крупнейший игрок рынка ПАО «Укргаздобыча» на днях публично спрогнозировал падение добычи газа в этом году (по сравнению с 2014-м) сразу на 3%. Одна из основных причин — истощение эксплуатируемых предприятием месторождений, парк которых в Кабмине никто не спешит пополнять.
СОЦИАЛЬНЫЙ ИГНОР
За последние полгода НКРЭКУ неоднократно принимала решения о повышении тарифов на все виды энергоносителей. На каком-то этапе рост цен набрал угрожающие обороты, тем самым подняв волну недовольства в обществе. Эта реакция дала повод СМИ прогнозировать новый виток конфликта между социумом и властью. В первую очередь потому, что нынешние руководители государства пустили на самотек не только тарифную проблему незащищенных слоев населения, но и оставив наедине с кризисом самую взрывоопасную прослойку — горняков.
То, что власть недооценила вероятность шахтерских забастовок, стало понятно в начале года, когда под окнами Кабмина и Минэнергоугля состоялось сразу несколько протестных мероприятий. Тушить этот пожар начали буквально на днях — Верховная Рада отдельным решением направила 400 млн. грн. на зарплаты шахтерам, большинство которых остались без работы после начала военного конфликта в Донбассе.
Одновременно премьер-министр Арсений Яценюк дал поручение министру энергетики Владимиру Демчишину подготовить и внести в Кабмин программу реформирования угольной отрасли. Правда, реально ослабить уровень социального напряжения в этой сфере вряд ли удастся, ведь параллельно с этими публичными мерами правительство занимается подготовкой к резкому многократному сокращению численности шахт. А это — верный детонатор для социального взрыва.
БЛИЗОРУКАЯ СТРАТЕГИЯ
Месяц назад Украина отмечала маленький юбилей: полгода с момента введения чрезвычайного положения на энергорынке.
Все это время правительство занималось решением текущих проблем, которые отодвинули на второй план главное: стратегию работы и развития топливно-энергетического комплекса.
Отсутствие долгосрочного видения обнуляет осуществление системной модернизации в энергосекторе Украины. А значит, мы не решаем наши главные проблемы, а консервируем их.
Чего только стоит бездействие в вопросе перепрофилирования ТЭС с потребления дефицитного в мире угля антрацита, добываемого на неподконтрольной части Донбасса, на угли так называемой газовой группы, которыми оперирует целый ряд наших стран-соседей.
Вместо того чтобы заниматься решением этого вопроса, ставка была сделана на политические методы реформирования. В крат­косрочном периоде они эффективны — позволяют получить нужный результат практически сразу. Например, простаивающие ТЭС в украинской энергосистеме сначала были замещены импортом российского угля, а чуть позже и поставками российской электроэнергии. Но в стратегическом плане на пути к энергетической независимости Украина почти не продвинулась.
По материалам:
Коментарі
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас