Бюджет выживания: новые налоги на продукты и доллар по 21 гривне
16 февраля в Верховной Раде зарегистрирован законопроект №2147 “О внесении изменений в Государственый бюджет Украины на 2015 г.” Напомним, что при принятии бюджета 28 декабря сразу говорилось о том, что в него неизбежно будут вноситься правки.
Изменения необходимы потому, что бюджет составлялся в сжатые сроки, и в нем неизбежно оказались связанные с этим упущения. Но главная причина в том, что за минувшие пару месяцев ситуация в стране значительно ухудшилась, а ожидания на весь 2015 г. для Украины стали мрачнее. Становится тяжелее ситуация в Донецкой и Луганской областях, разрушаются объекты промышленности и транспортной инфраструктуры. К тому же МВФ в январе ухудшил свой прогноз на 2015 г. для мировой экономики и отдельных стран (Еврозоны, Китая, России).
В итоге правительство ориентировалось на такие макроэкономические и социальные показатели для страны:
- падение реального ВВП на 5,5% (вместо 4,7%);
- рост номинального ВВП на 129,4 млрд грн (до 1850,2 млрд), что обусловлено ростом потребительских цен на 26,7% (декабрь к декабрю) и индекса цен производителей на 26,5%;
- увеличение фонда оплаты труда на 11,6 млрд грн до 478,6 млрд;
- среднемесячная зарплата 3990 грн;
- рост прибыли предприятий по сравнению с предыдущим прогнозом на 35,8 млрд грн – до 307,9 млрд.
- падение реального ВВП на 5,5% (вместо 4,7%);
- рост номинального ВВП на 129,4 млрд грн (до 1850,2 млрд), что обусловлено ростом потребительских цен на 26,7% (декабрь к декабрю) и индекса цен производителей на 26,5%;
- увеличение фонда оплаты труда на 11,6 млрд грн до 478,6 млрд;
- среднемесячная зарплата 3990 грн;
- рост прибыли предприятий по сравнению с предыдущим прогнозом на 35,8 млрд грн – до 307,9 млрд.
По словам Министра финансов Натальи Яресько, параметры бюджета посчитаны при среднегодовом курсе доллара 21,7 грн (ранее было 17 грн.). Но представляя проект изменений на заседании Кабмина 14 февраля, премьер-министр Арсений Яценюк почему-то говорил о курсе 21 грн.
Дефицит бюджета повышен с 3,7% ВВП до 4,1%. Рост расходов связан с необходимостью увеличения прямых субсидий на газ и коммунальные услуги населению, ростом числа вынужденных переселенцев до 1 млн человек, а также увеличением расходов на обслуживание госдолга из-за девальвации гривни.
Основные цифры бюджета, млрд. грн
Общие доходы 475,94 498,15
Общие расходы 527,89 563,24
Возврат кредитов в бюджет 4,03 4,80
Предоставление кредитов из бюджета 15,74 16,01
Предельный дефицит бюджета 63,67 76,30
Предельный размер госдолга на 31.12.2105 г. 1176,1 1394,4
Общие расходы 527,89 563,24
Возврат кредитов в бюджет 4,03 4,80
Предоставление кредитов из бюджета 15,74 16,01
Предельный дефицит бюджета 63,67 76,30
Предельный размер госдолга на 31.12.2105 г. 1176,1 1394,4
Перечисления прибыли от Нацбанка до 11.05.2015 г. – не менее 65,4 60,5.
Кабмину разрешен выпуск облигаций внутреннего займа на сумму 31,5 29,7.
Кабмину разрешен выпуск облигаций внутреннего займа на сумму 31,5 29,7.
Увеличение расходов
12,47 млрд грн выделено на льготы и субсидии по оплате жилищно-коммунальных услуг. 2,85 млрд грн – на адресную помощь беженцам из зоны боевых действий.
В расходы бюджета включены 400 млн грн, выделяемые на гемодиализ, приобретение цифровых мамографов и ультразвуковых диагностических устройств отечественного производства и на лечение детской онкологии.
300 млн грн выделяется аграриям для удешевления кредитов. 200 млн грн – для погашения задолженности по зарплате шахтерам, которая образовалась до 1 января 2015 г. 100 млн грн выделяется местным бюджетам для частичного финансирования детско-юношеских спортивных школ.
570 млн грн дополнительно выделены Минздраву на различные программы и 30 млн – Национальной академии медицинских наук.
Также увеличены на:
- 49,2 млн грн расходы, связанные с участием украинских спортсменов в международных соревнованиях;
- 9,2 млн грн расходы на обеспечение работы антарктической станции “Академик Вернадский”;
- 1 млн грн расходы на обеспечение деятельности Дома ветеранов сцены им. Н. Ужвий.
- 49,2 млн грн расходы, связанные с участием украинских спортсменов в международных соревнованиях;
- 9,2 млн грн расходы на обеспечение работы антарктической станции “Академик Вернадский”;
- 1 млн грн расходы на обеспечение деятельности Дома ветеранов сцены им. Н. Ужвий.
Пришлось также увеличить расходы на уплату взносов Украины в международные организации и программы: Международную организацию по миграции, ВТО, ООН.
Обустройство госграницы и территорий, вблизи зоны боевых действий и Крыма может финансироваться за счет бюджетной программы “Государственные капитальные расходы”, объем которой составляет 2,5 млрд грн.
Уменьшение расходов
Уменьшены средства, выделяемые Пенсионному фонду – до 76,95 млрд грн, что на 3,9 млрд меньше, чем планировалось ранее. Это связано в частности с тем, что предлагается не выплачивать специальные пенсии, ранее назначенные народным депутатам, госслужащим, судья, прокурорам и др.
В соответствии со взятыми перед МВФ обязательствами, продолжится реформирование сферы образования, начатое в 2014 г. Эта работа предполагает: уменьшение госзаказа на подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; уменьшение числа вузов с 802 до 317; оптимизацию сети общеобразовательных и профессионально-технических учебных заведений; переход на финансирование научных разработок исключительно на конкурсной системе госзаказа. Ожидаемая экономия в 2015 г. – 312 млн грн.
На 150 млн грн уменьшены расходы на производство и трансляцию телерадиопрограмм для госпотребностей. На 63 млн грн – на руководство и управление в сфере авиационного транспорта
Новые и старые кредиты
Предлагается, в частности:
- уменьшить государственные внутренние заимствования на 2,18 млрд грн;
- увеличить внешние заимствования на 105,77 млрд грн;
- увеличить расходы на погашение внутреннего долга на 66,77 млрд грн, а внешнего – на 25,98 млрд грн.
- уменьшить государственные внутренние заимствования на 2,18 млрд грн;
- увеличить внешние заимствования на 105,77 млрд грн;
- увеличить расходы на погашение внутреннего долга на 66,77 млрд грн, а внешнего – на 25,98 млрд грн.
Кабмину разрешено привлечь кредитные средства под госгарантии в размере до 1 млрд долларов (но в сравнительной таблице к законопроекту сумма указана иная – 21 млрд грн) для создания правительственного стабилизационного (резервного) энергетического фонда.
Из-за девальвации растут расходы, связанные с выполнением долговых обязательств прежней власти. Речь идет о кредитах под госгарантии, полученных “Укрмедпоставкой”, “Львовской областной дирекцией противопадковой защиты”, Укравтодором и под проекты “Циклон-4”, “Создание Национальной спутниковой системы связи”, а также проведение Евро-2012.
В пояснительной записке к законопроекту записано, что “Изменения в политике регулирования цен на энергоносители предполагают постепенную либерализацию тарифов, уменьшение перекрестного субсидирования и изъятие в госбюджет части прибыли газодобывающих предприятий”. Но детально эти мероприятия пока не раскрываются, т.к. работа над ними еще ведется.
Рост доходов
Откуда возьмутся дополнительные 22,2 млрд грн в доходной части бюджета? Кабмин считает, что увеличатся поступления от:
- внутреннего НДС – на 4,9 млрд грн;
- НДС с импорта – 8,9 млрд грн;
- возмещения НДС деньгами – 2 млрд грн;
- налога на прибыль – 2,3 млрд;
- ввозных пошлин – 2,1 млрд;
- рентной платы за пользование недрами для добычи газа – 9,1 млрд;
- трансфертов от зарубежных стран и организаций – 1,3 млрд грн;
- доходы от транспортировки газа, нефти, аммиака и др. – 1,7 млрд;
- из других источников – 0,7 млрд.
- внутреннего НДС – на 4,9 млрд грн;
- НДС с импорта – 8,9 млрд грн;
- возмещения НДС деньгами – 2 млрд грн;
- налога на прибыль – 2,3 млрд;
- ввозных пошлин – 2,1 млрд;
- рентной платы за пользование недрами для добычи газа – 9,1 млрд;
- трансфертов от зарубежных стран и организаций – 1,3 млрд грн;
- доходы от транспортировки газа, нефти, аммиака и др. – 1,7 млрд;
- из других источников – 0,7 млрд.
Понятно, что основной прирост этих поступлений “обеспечат” девальвации гривни и инфляция. При этом бюджет получит на 1,9 млрд грн меньше дохода от операций по покупке иностранной валюты (в связи с уменьшением объема продаж). Так же он получит на 4,9 млрд грн меньше средств от Нацбанка.
О таких источниках дохода, как невозмещение НДС и авансовая уплата налогов, в данном законопроекте ничего не говорится.
Что пока не учтено в данном законопроекте
Украина на днях введет 5-10% временный дополнительный сбор на импорт, сообщила Наталия Яресько.
В конце 2014 г. был принят закон “О стабилизации платежного баланса Украины”, предполагающий введение на год дополнительных 5-10% пошлин на весь импорт, кроме критического, в связи с резким ухудшением платежного баланса. Он должен был вступить в силу в случае принятия соответствующего решения Кабмина, который проведет консультации с торговыми партнерами Украины. И вот такой момент наступает.
Сбором по ставке 10% будут облагаться готовые пищевые продукты; продукты, жиры и масла животного и растительного происхождения; алкогольные и безалкогольные напитки; табак и его заменители; уксус; живые животные. 5% – все остальные товары за исключением “жизненно важных”, к которым парламент отнес большинство энергоносителей, бензин и дизельное топливо, а также некоторые медикаменты и медицинские изделия. Не будет облагаться допсбором и бесплатная помощь Украине от правительств других государств, международных организаций, закупаемое государством вооружение.
С любых товаров, пересылаемых (ввозимых) гражданами на территорию Украины и подлежащих налогообложению, будет взиматься дополнительный импортный сбор в размере 10%.
Сергей Гусев
По материалам: Сьогодні
Поделиться новостью