Украинский автопром: чего ждать в 2015 году — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Украинский автопром: чего ждать в 2015 году

Технологии&Авто
2227
В январе украинские автозаводы, по данным отраслевой ассоциации “Укравтопром”, выпустили всего 352 машины — почти в 10 раз меньше, чем год назад, и на 30% меньше, чем в декабре-2014. Почти две трети производства — 224 авто (-12,8% к декабрю и -93% к аналогичному показателю прошлого года) — пришлось на “легковушки”. Их в январе выпускал лишь один завод — “Еврокар” Олега Боярина, который занимается крупноузловой сборкой марки Skoda.
Остальные крупные украинские автопроизводители с начала года простаивают: Запорожский автомобилестроительный завод (ЗАЗ) Тариэла Васадзе, “Богдан”, Олега Свинарчука, Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ), входящий в группу “АИС”, подконтрольную Дмитрию Святашу и Василию Полякову, не выпустили ни одного автомобиля. КрАСЗ остановил производство еще в августе прошлого года: “АИС” переориентировалась на импорт китайских Geely. Корпорация “Богдан” перестала выпускать легковые авто в июне-2014 и с тех пор производит автобусы и коммерческие машины. Дольше всех держался ЗАЗ: еще в ноябре-2014 завод, по данным “Укравтопрома”, выпустил 212 машин, но уже в декабре с конвейера ЗАЗ вышло лишь три легковых авто.
Глубокая заморозка
Ситуация не нова: в январе украинские автопроизводители довольно часто уходят в отпуск из-за низкого спроса и затоваренности складов после праздников, рассказывает старший аналитик ИК “Арт Капитал” Алексей Андрейченко. В январе-2015 в Украине было реализовано всего 2,6 тыс. автомобилей, что в 4,6 раза меньше, чем год назад. Однако в этом году каникулы могут затянуться. “Пока нет предпосылок для возобновления работы “Богдан Моторс” и КрАСЗ. ЗАЗ может начать выпуск к марту, — говорит Андрейченко. — ЗАЗ и “Богдан Моторс” делали ставку на дешевые автомобили, а этот сегмент из-за финансового кризиса просел больше других, продажи бюджетных авто в прошлом году упали больше, чем в среднем по рынку”.
Легче других “Еврокару”: из-за низкой стоимости рабочей силы и отсутствия импортных пошлин “еврокаровские” автомобили на 10-15% дешевле европейских марок аналогичного класса — как тех, что собирают в Европе, так и тех, что собирают в России, рассказывает Андрейченко. Впрочем, проблемы есть и у компании Олега Боярина: в прошлом году “Еврокар”, по данным “Укравтопрома”, сократил выпуск в 3,2 раза к 2013 году — до 3 649 машин.
Ожидания на 2015-й пока пессимистичны: Андрейченко прогнозирует падение выпуска на 37% до 18 тыс. авто. “Хуже всего состояние у “Богдан Моторс”, который проиграл суд Укрэксимбанку и может начать процедуру банкротства, которая, впрочем, может свестись к санации”, — резюмирует он.
Есть ли перспективы? “К сожалению, следует констатировать, что в Украине нет не только внутреннего рынка сбыта, достаточного для существования автопроизводства, закрыт также единственный до недавнего времени внешний рынок — Российская Федерация”, — заявлял Delo.UA председатель наблюдательного совета ЧАО “Еврокар” Олег Боярин.
Девальвация или бюджет?
Помочь украинскому автопрому может девальвация, считает Андрейченко: спрос на автомобили ЗАЗ, JAC и Geely украинского производства может возобновиться, если на них будет готов перейти покупатель среднего класса, понимая, что девальвация необратима, и она же сделала иномарки непосильно дорогими на неопределенный срок. “Благодаря девальвации появляются экспортные возможности: среди потенциальных рынков — страны СНГ вне Таможенного Союза и Ближний Восток”, — говорит он.
Производители больше рассчитывают на традиционный для Украины способ решения проблем автопрома — господдержку. “Укравтопром” в середине декабря 2014 года отправила открытое письмо министру экономического развития Айварасу Абромавичусу, который сразу после назначения министром в начале декабря отметил, что не считает необходимым поддержку автопрома государством. 15 января в Минэкономики ответили, что для поддержки отечественного автопрома уже есть ряд законодательных инициатив, в том числе запланирована разработка некой государственной целевой программы развития отечественного автомобилестроения до 2020 года. На этом переписка пока прекратилась.
Инна Рослик
По материалам:
Діло
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас