Из прошлого в будущее — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Из прошлого в будущее

Мир
1551
Финансовый крах в России, удешевление нефти и укрепление доллара, новая золотая лихорадка в Кремниевой долине и восстановление американской экономики, ослабление Германии и Японии, обвал валют новых рынков, проблемы демократа в Белом доме. Это прогноз мира на 2015 год или портрет конца 1990-х?
В новейшей истории экономики финансовый кризис 2008-2009-го занял столько места, что о более давних трудностях и не вспомнить. Но оглянуться лет на 15 назад весьма поучительно, чтобы знать, что делать, а чего избегать.
Тогда, как и сегодня, США шли в авангарде цифровой революции. Интернет породил взрыв инновационных технологий и эйфорию по поводу их перспектив. До 1999-го ВВП Америки рос более чем на 4% в год, почти вдвое обгоняя средний темп богатых стран. Показатель безработицы снизился до рекордных за последние три десятилетия 4%. От иностранных инвесторов не было отбоя, и они стимулировали как курс доллара, так и цены на акции.
Тогда оптимизм в США контрастировал с пессимизмом, как и сегодня. Японская экономика 1997 скатилась в дефляцию. Германия была «инвалидом» Европы, ее компаниям мешали строгое регулирование рынка труда и высокие затраты на ведение бизнеса. Новые рынки сначала вырвались вперед, а затем их охватил кризис: с 1997 по 1999 год от Таиланда до Бразилии местная валюта обваливалась, иностранный капитал бежал, а долги в долларах стали неподъемными.
В конце концов, проблемы начались и в соединенных штатах. Пузырь доткомов лопнул в начале 2000 года, обрушив цены на акции. Инвестиции в бизнес, в том числе в технологии, уменьшились; ценные бумаги подешевели, а потребители принялись экономить. К началу 2001-го США, как и большинство богатых стран, съехали в рецессию, хотя и умеренную.
Больше изменилось положение Китая: будучи второстепенной экономикой еще в 1999 году, он вырвался на второе место в мире, которое удерживает до сих пор. Но три тенденции дестабилизировали глобальную экономику тогда – и могут сделать то же самое сейчас.
Первая – это разрыв между США, где рост ускоряется, и остальными странами, где он замедляется. На 2015 год команда прогнозистов The Economist предполагает рост в Америке на уровне 3% (для сравнения: в Японии и еврозоне – 1,1%). Темпы динамики Китая могут снизиться примерно до 7%. Американцы, не исключено, будут радоваться в 2015-м тому, что у них рабочие места создаются быстрее чем в 1999, дешевый бензин вызвал всплеск потребительских расходов, а инвестиции в бизнес набрали обороты. Хотя есть и плохие новости: при обвале цен на нефть могут обанкротиться многочисленные американские разработчики сланцевых месторождений, а укрепление доллара и ослабление иностранных валют наносит ущерб экспортерам, как и 15 лет назад. Великобритания тоже может пострадать от проблем еврозоны.
Вторая тенденция – это мрачные перспективы двух других крупных экономик богатого мира. Германия растет примерно на 1% в год и имеет глубокие проблемы из-за годов недофинансирования, катастрофическую энергетическую политику и правительство, слишком одержимое планами экономии и страхом перед электоратом, чтобы проталкивать структурные реформы. А Япония повторила ошибку 1997 года: не обошлась без стагнации, преждевременно подняв потребительский налог.
Третья – опасность на новых рынках. Тогда проблемой были фиксированные обменные курсы и большие валютные долги. Сейчас долги меньше, валютные курсы плавают, а большинство государств накопило резервы. Однако наблюдается все больше тревожных сигналов, особенно в России. Но и другие сырьевые экспортеры есть слабыми, в частности африканские. В Нигерии на нефть приходится 95% экспорта и 75% дохода государства. Гана уже обратилась за поддержкой к МВФ. Проблема других стран – в корпоративном секторе. Многие бразильских компаний имеют большие долги в долларах. Эпидемия дефолтов в бизнесе может стать не такой зрелищной, как ряд суверенных долговых кризисов в Азии в 1990-х, но инвесторы начнут нервничать, а доллар – расти.
Страшнее будут последствия
Если сложить все это вместе, то 2015 обещает быть нелегким. Биржевые пессимисты заключают пари, что подъем доллара в сочетании с апатией еврозоны и кризисом нескольких новых рынков в конце концов приведет к спаду экономики США. Из положительного: фондовые биржи оказывают более солидное впечатление, чем в 1990-х – соотношение цены акции к доходности среди компаний S&P 500 составляет 18, не превышает среднего исторического значения. Многие крупные технологические фирмы имеют вполне приличный баланс. Мировая финансовая система менее зависима от кредитов, а следовательно, и не столь чувствительна к кризисам. В 1998 году дефолт России обвалил большой американский хеджевый фонд LTCM. Сегодня такой эффект домино менее вероятен.
Но если мировая экономика таки пошатнется, то восстановить стабильность в этот раз будет труднее, потому что у политиков очень мало пространства для маневра. В 1999 году процентная ставка ФРС была в пределах 5%, что оставляло достаточно возможностей для ее снижения, когда экономика замедлялась. Сегодня процентные ставки во всем богатом мире близки к нулю.
Не в лучшую сторону отличается и политическая арена. В конце 1990-х большинство населения богатого мира наслаждалось плодами экономического бума: медианная зарплата в США в течение 1995-2000-го росла ежегодно на 7,7% в реальном выражении. С 2007-го в большинстве оставалась там на одном уровне, а в Великобритании и большинстве стран еврозоны снизилась. Во всех государствах богатого мира избиратели уже жалуются на власть, и это видно по низкой явке и поддержке протестных партий. Если в следующем году них будут давить и далее, недовольство перерастет в негодование. Экономика в 2015-м, может, и будет похожа на ту, что была в конце 1990-х, но политическая ситуация, очевидно, кажется намного хуже.
По материалам:
Тиждень.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас