Плохой «Актив»: бывший банк братьев Клюевых ликвидируют — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Плохой «Актив»: бывший банк братьев Клюевых ликвидируют

Кредит&Депозит
999
На прошлой неделе Фонд гарантирования вкладов обратился в Национальный банк Украины с предложением начать ликвидацию Актив-Банка. Это учреждение находилось под попечительством фонда несколько месяцев, но спасти его не удалось. По мнению банкиров, ФГВ получили Актив-Банк в практически разоренном состоянии, и ни один из инвесторов не был заинтересован в этом объекте. Между тем, балансовая стоимость активов банка оценивается в сумму около 800 млн гривен.
«В Актив-Банке заканчивается официальный срок работы администрации. Она работает уже четыре месяца, план урегулирования ситуации не был выполнен, так как не было квалифицированных инвесторов», – рассказывает Forbes заместитель директора-распорядителя Фонда гарантирования вкладов Андрей Кияк.
Напомним, проблемы у этого учреждения начались в апреле 2014 года, когда в банк пришли новые владельцы. Когда-то входивший в орбиту интересов братьев Сергея и Андрея Клюевых, этот банк несколько раз за последнее время менял владельцев. Осенью 2013 года учреждение приобрели два инвестора в лице Данилы Волынца и Оксаны Маркаровой. В начале 2014 года банк еще раз сменил основных акционеров: владеющая 97% банка ООО «Актив Финанс Групп» была продана группе из 11 физических лиц, в том числе – граждан Российской Федерации, представителем которых выступал Александр Антонов.
Напомним, Актив-Банк в 2014 году получил 340 млн гривен рефинансирования. Но эти деньги не помогли спасти учреждение. С апреля миноритарии «Актива» обращались во все госорганы, включая НБУ, Администрацию президента, правоохранительные органы и так далее, с требованием разобраться в происходящем вокруг банка. Однако временная администрация была введена в учреждение только в августе, а добиться от властей каких-либо действий по спасению учреждения миноритарии не смогли. «С мая месяца я пишу во все инстанции о приобретении якобы российскими инвесторами Актив-Банка, который на тот момент имел 300 млн гривен уставного фонда, более 150 млн не распределенной прибыли, свыше 340 млн рефинансирования НБУ и прибыль по балансу. И сразу после этого приобретения банк прекратил обслуживание клиентов. И никто не понес ответственности за ликвидацию банка, приведшую к потере денежных средств, прежде всего украинских юридических и физических лиц, и неизвестной судьбе 340 млн государственных денег», – констатирует миноритарий банка Сергей Бродович, утверждая, что вина за создавшуюся ситуацию должна лечь на НБУ, в частности – главу регулятора и банковский надзор, а также на владельцев, контролировавших Актив-Банк. «Подобная бездеятельность и абсолютная непрозрачность работы НБУ привели к критически минимальному уровню доверия к банковской системе страны», – подчеркивает он.
Среди причин промедления участниками рынка называлась, в том числе, связь между Актив-Банком и государственным Укрэксимбанком: Актив-Банк выступал гарантом по кредитным линиям в 8 млн евро и $1 млн, открытых ОАО «Завод полупроводников» братьев Клюевых.Кредитором был Укрэксимбанк.
С 17 апреля 2014 года банк отказывался погашать гарантии перед Укрэксимбанком, и разбирательство перешло в судебную плоскость. В Укрэксимбанке прокомментировать стадию урегулирования спора по долгам Актив-Банка вчера вечером не смогли. Директор инвестиционно-консалтинговой компании «Амонд Инвест» Сергей Креймер считает, что «Укрэксимбанк, видя, какая ситуация сложилась вокруг банка, позволил вывести средства с помощью своих финансовых инструментов; но никто не будет обращаться к Укрэксимбанку». Один из бывших сотрудников учреждения на правах анонимности высказывает иное мнение: «В банк пришла команда антикризисных менеджеров, которые предложили НБУ вытащить банк. Они вели переговоры с Нацбанком, хотели получить еще один рефинанс. Но, я так понимаю, НБУ в последний момент отказался выдавать рефинансирование, и после этого ввел временную администрацию».
«Банк мы получили в августе, и что смогли – то сделали. Мы рассчитались с вкладчиками, провели определенные конкурсные процедуры, и спокойно отправляем учреждение на ликвидацию – чтобы дорассчитаться с остальными вкладчиками. Вполне логично с точки зрения законодательства могут возникнуть вопросы по доведению банка до состояния неплатежеспособности», – отмечает Андрей Кияк.
Согласно данным Forbes и ФГВ, оценочная стоимость активов банка после экспертизы, проведенной вслед за введением временной администрации, составляла около 808 млн гривен. Это гораздо ниже балансовой стоимости – по банковской системе к началу второго полугодия 2014 года Актив-Банк занимал 47-е место с активами в размере 3,5 млрд гривен. При этом гарантированных вкладов в размере до 200 000 гривен в банке на момент признания его неплатежеспособным было 1,3 млрд гривен. «Это вопрос к оценщикам, но я знаю, что очень много активов – надуто. Очень много залогового имущества оценивалось еще два года назад, а сейчас этой стоимости нет и близко. Если же вы сталкиваетесь с ликвидацией, и даже не только банка, но и любого предприятия, вы можете продать эти активы ниже балансовой цены. Это общая болезнь украинского рынка: имущество покупалось на пике цен пять лет назад, а сейчас продается в кризис практически за бесценок. Мы постоянно твердим о том, что целостный банковский комплекс стоит дороже, чем его ликвидационная масса по отдельности. Но ни ФГВ, ни НБУ нас не слышат», – объясняет главный финансовый аналитик агентства «Эксперт-Рейтинг» Виталий Шапран.
А что же случилось с прежней командой банка? «В Актив-Банк вовремя пришли нужные люди, которые вовремя смогли почистить активы. Поэтому банк был передан под временную администрацию уже в состоянии полной неплатежеспособности», – считает Креймер. Андрей Кияк из ФГВ при этом уточняет, что «банк попал в ФГВ из-за нарушения нормативов – как неплатежеспособный банк, но не как «мойка», то есть банк, который участвовал в сомнительных операциях».
Некоторые из лиц, ранее принимавших решения в «Активе», трудоустроены в финансовой системе. Например, экс-соучредитель банка Оксана Маркарова, по информации источников Forbes, работает в структурах Министерства финансов Украины. Игорь Солнцев, экс-глава правления Актив-Банка, с августа является первым заместителем председателя правления Златобанка. По словам Солнцева, среди основных причин негативных событий, которые произошли с банком – общая пессимистическая тенденция. «Если бы в экономике все было не так плохо, Актив-Банк мог бы еще работать», – уверяет он.
Маргарита Ормоцадзе, Александр Моисеенко
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас