Налоговая реформа: европейский подход для Украины — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Налоговая реформа: европейский подход для Украины

Казна и Политика
1025
Украинская система государственных финансов чем дальше, тем прочнее стоит на рельсах пагубного замкнутого цикла, дальнейшее движение по траектории которого в конечном итоге неизбежно приведет к дефолту страны.
Правительство требует колоссальных финансовых ресурсов, однако мобилизует их таким методом, который подрывает его же финансовую устойчивость, провоцируя себя на дальнейшие необдуманные решения, что и создает новый виток дополнительных проблем для госфинансов и экономики в целом.
Ситуация, в которой сегодня оказалась Украина, сложная не только для граждан, но и для правительства. Нынешний Кабинет министров является едва ли не первым правительством за последние 15 лет, которому необходимо научиться не только тратить, но еще и зарабатывать деньги.
К последнему многие члены правительства, судя по предложениям относительно балансирования бюджета на 2015 год, явно не готовы ни профессионально, ни ментально. Причина этого, скорее всего, кроется в том, что в новой команде оказалось слишком много выходцев из банковского и инвестиционного бизнеса, которые имеют большой опыт в том, как управлять финансовыми потоками, но очень слабо ориентируются, как генерировать эти финансовые потоки.
Ведь для того чтобы было что тратить, необходимо это «что-то» заработать. Создать налогооблагаемый доход может только бизнес и граждане страны, поэтому логично предположить, что правительство с целью увеличения доходов бюджета должно создавать условия, которые позволят увеличивать доходы населению и улучшать финансовый результат бизнесу.
Конструирование такой системы госфинансов, которая будет способна абсорбировать финансовые ресурсы из экономики, не подрывая при этом главные источники этих доходов, – достаточно сложная задача. Однако правительство, рвущееся к власти в столь тяжелый период, должно осознавать сложность задач, стоящих перед ним.
К сожалению, ни старый, ни новый состав Кабинета министров пока не продемонстрировали этого. Отсутствие четкого видения, как в идеале должна функционировать система государственных финансов, приводит к хаотичности и фрагментарности действий власти.
С одной стороны, очевидно, что правительству сейчас требуются деньги в связи с ростом финансирования обороны страны. Однако Кабинет министров не может не осознавать, что даже в случае прекращения военных действий (а официально – действия режима АТО в отдельных регионах страны) эта статья расходов на долгие годы станет одной из важнейших в бюджете, при этом постоянно увеличиваясь.
Потому финансировать эти расходы путем временного режима «максимальной фискальной мобилизации» не удастся. Растянуть такой режим на длительный период также невозможно, поскольку это окончательно погубит предпринимательский сектор и доведет до точки кипения все общество.
Очевидно, что правительству даже в нынешних условиях необходимо делать то же, что и в условиях отсутствия военной напряженности – формировать устойчивую базу доходов бюджета, то есть стимулировать развитие бизнеса и обеспечивать рост доходов населения. При этом военные действия должны восприниматься не как преграда для проведения реформ, а как катализатор активизации изменений.
Однако нынешнее правительство, как и его предшественники, не хочет зарабатывать деньги, генерируя дополнительные доходы налогоплательщиков. Вместо этого оно упорно пытается механически перекроить налоговую систему так, чтобы перенаправить финансовые ресурсы с каких-либо других источников. Если исходить из такого подхода, любые налоговые инициативы явно или скрыто будут направлены на усиление фискального давления.
Это подтверждает очередная «новая» реформа правительства. Отдельные предложенные идеи содержат конструктивный потенциал, но модель налоговой системы, которую хочет заложить правительство, неспособна обеспечить реализацию наиболее важных задач, стоящих перед Украиной.
Реформа выразительно преследует цель мобилизовать в бюджет как можно больше денег самым простым и легким способом, то есть усилить фискальное давление на доходы населения, а также малый и средний бизнес.
Опыт европейских стран, успешно справившихся с проблемами, сейчас актуальных для Украины, свидетельствует, что правительство в процессе налоговой реформы движется в неправильном направлении.
Утверждения, мол, европейский подход к решению таких проблем не годится в силу особой специфики и тонкости украинского менталитета и экономики, являются одним из наиболее спекулятивных аргументов тех чиновников, которые не хотят предпринимать серьезные шаги. На самом деле сложные налоговые реформы многие страны проводили в не менее тяжелой ситуации, это впоследствии привело к тому, что в данный момент они на порядок выше в развитии, нежели Украина.
Руководствуясь опытом таких стран, стоит выделить три ключевые задачи, реализация которых даст позитивный результат для государства в целом.
Создание благоприятных условий для развития бизнеса
Каждое европейское государство, которое борется с экономическим кризисом, идет по пути упрощения налоговой системы для бизнеса. При этом очень редко речь идет о механическом снижении ставок налогов, ведь это не дает гарантий того, что дополнительные доходы пойдут в экономику, а не на валютный рынок и дальше в офшоры.
Указанная мера не может быть актуальной и для Украины, которая и без того имеет одну из самых низких ставок налога на прибыль в Европе. Большинство европейских стран для стимулирования развития бизнеса использовали: упрощение налогового учета и отчетности, уменьшение контактов face-to-face с чиновниками, снижение фискального давления на инвестиции (ускоренный метод амортизации, налоговые льготы для инноваций, возвратные налоговые кредиты), сокращение срока и упрощение процедуры возмещения НДС.
Особое внимание в Евросоюзе уделяется малому бизнесу, который позволяет абсорбировать значительную часть людей, потерявших работу в сложных экономических условиях. В странах ЕС доминирует убеждение, что стандартная система налогообложения (общий режим налогообложения), которая включает сложное налоговое законодательство, создана для того, чтобы контролировать масштабные компании с высокими оборотами и разветвленной хозяйственной деятельностью.
Применять этот режим налогообложения к малым предприятиям нерентабельно для государства даже с экономической точки зрения. Несметное количество мелких предприятий требует огромной армии чиновников для контроля за уплатой налогов. В связи с этим к малым предприятиям применяются упрощенные системы налогообложения, под которыми подразумевается, прежде всего, радикальное упрощение учета и отчетности.
В некоторых странах для малых предпринимателей налоговую декларацию вообще заполняют сами сотрудники налоговых органов. Стоит отметить: чем шире ареал применения упрощенной системы налогообложения, тем более «рентабельной» и эффективной является налоговая система государства.
Вместо того чтобы проверять огромное количество мелких предпринимателей, которые приносят «копейки» в бюджет, налоговые органы концентрируются на крупных корпорациях, где объемы агрессивной минимизации налогообложения действительно очень высоки.
Очевидно, что для Украины задача стимулирования предпринимательской деятельности – один из главных приоритетов. В нынешних условиях создать рабочие места, увеличить доходы бюджета и приток валюты в страну может исключительно отечественный бизнес. Поэтому налоговая реформа должна максимально упростить условия для его развития.
Однако концентрация на снижении количества налогов является кардинально неправильным подходом, который, судя по всему, заимствован у Грузии. Структура украинской экономики намного сложнее, что предполагает более разнообразные объекты налогообложения, поэтому дальнейшее сокращение налогов приведет просто к потерям бюджета, и никоим образом не будет стимулировать предпринимательскую деятельность.
Правительству стоило бы сконцентрироваться на радикальном упрощении учета и отчетности, формировании бесперебойного механизма возмещения НДС и снижении фискального давления на инвестиции. Реализация этих задач принесла бы намного больше пользы, чем десятки бюджетных программ стимулирования экономики.
Создание социально справедливой налоговой системы
Подавляющее большинство европейских стран в условиях экономического кризиса моментально перестраивали налоговые системы с целью смягчить негативное влияние на наиболее незащищенные слои населения. Для этого расширялся размер прожиточного минимума, не облагающийся подоходным налогом, вводились или расширялись налоговые скидки для семей с детьми, а также выводились из-под налогообложения социальные расходы, в том числе на медицинское обеспечение, расходы на обучение, на покупку жилья для молодежи и пр.
Кроме снижения фискального давления на доходы наименее защищенных слоев населения, европейские страны часто снижали ставки НДС на группу социальных товаров и услуг (питание, лекарства и пр.). Логика такой политики весьма простая – необходимо защитить тех, кто больше всего пострадал от экономического кризиса.
Однако в условиях жестких бюджетных ограничений правительства не могли позволить себе дополнительные расходы, поэтому такая социальная политика компенсировалась усилением налогообложения богатых слоев населения. В частности, применялось увеличение верхних ставок подоходного налога, введение разовых налогов на особо высокие доходы, повышение НДС и акцизов на предметы роскоши.
Украинское правительство идет в обратном направлении. Его действия не просто неэффективны, а даже антисоциальны. В условиях скачка инфляции Кабмин снижает социальные расходы бюджета и усиливает фискальное давление на наименее защищенные слои населения.
Такая политика является либо проявлением трусости перед мощью украинских олигархов, либо банальным желанием получить их поддержку, либо особым беспокойством за свои доходы со стороны министров и депутатов. Кроме того, такие меры будут иметь резко выраженный негативный макроэкономический эффект.
Уменьшая в конечном итоге доход населения, правительство резко снижает внутренний спрос на продукцию, производителями которой зачастую являются отечественные предприниматели. Ведь наименее защищенные слои населения, а в нынешних условиях уже и средний класс, ориентируются на ценовой фактор. Низкие цены в условиях резкого обвала национальной валюты может предложить, безусловно, только местный производитель.
В данном контексте налоговая реформа должна быть очищена от любых дополнительных мер увеличения фискального давления на доходы наименее социально защищенных слоев населения. Более того, необходимо расширить возможности получения социальной налоговой льготы, снизить ставки НДС на социальные товары и продукты, ввести комплекс дополнительных налоговых льгот для граждан с низким доходом, которые имеют малолетних детей.
Данные меры вовсе не приведут к росту дефицита бюджета, если правительство усилит налогообложение на доходы миллионеров, а также предметы роскоши, которые они приобретают.
Децентрализация налоговой системы
Усиление финансовой самостоятельности местных органов власти – наиболее эффективное средство против сепаратистских тенденций. Ведь такие стимулы создают не столько различия в менталитете населения в разных уголках страны, сколько недовольство тем, что деньги, заработанные в определенном регионе, воруются/неэффективно расходуются в столице либо других регионах.
Очевидно, что если регионы будут иметь достаточный объем финансовых ресурсов в своем распоряжении, которые они могут тратить по собственному усмотрению, их лояльность к центральной власти существенно возрастет.
Несмотря на высокий уровень коррупции местных органов власти, эффективность расходования бюджетных денег, как минимум, не снизится, хотя бы в силу уменьшения количества звеньев, через которые они проходят, прежде чем попасть в экономику.
Кроме того, необходимо создать стимулы для местных органов власти, которые обеспечат более эффективную работу по сбору налогов. К примеру, если налог на прибыль полностью платится в центральный бюджет страны, то местным руководителям все равно, как работает предприятие, которое его уплачивает.
Если же они будут получать какой-то процент от этого налога в свой бюджет развития, местные власти станут более пристально следить за тем, чтобы это предприятие зарабатывало больше денег и не злоупотребляло механизмами уклонения от их уплаты.
Кризис как двигатель прогресса
Бесспорно, правительство работает сегодня в гиперсложных условиях, когда к экономической турбулентности добавляется постоянная напряженная ситуация в восточных регионах страны. Но эти условия можно использовать не только как прикрытие для выкачивания денег из населения и бизнеса, а и для качественного реформирования государства.
Со ссылкой на трудную экономическую ситуацию можно не только резать социальные расходы и усиливать фискальное давление на бизнес, но и сократить бюрократический аппарат, демонополизировать рынки, провести дерегуляцию бизнеса, усилить борьбу с агрессивной минимизацией налогообложения, заставить олигархов платить налоги и сузить их возможности выведения капитала за границу.
Будучи особенно непопулярным, правительство имеет возможность реализовать самые непопулярные реформы. Очевидно, что хуже уже не станет, однако граждане и бизнес хотя бы будут понимать, что трудности, которые они испытывают, позволят в среднесрочной перспективе улучшить положение страны в целом, и их – в частности.
Алексей Молдован
По материалам:
Forbes.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас