В поле зрения Налоговой попадет больше предприятий - из-за совершенствования контроля за трансфертным ценообразованием — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

В поле зрения Налоговой попадет больше предприятий - из-за совершенствования контроля за трансфертным ценообразованием

Казна и Политика
1072
13 мая этого года народные депутаты поддержали в целом закон №1260-VII “О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно совершенствования трансфертного ценообразования”. Таким образом крупный бизнес хотели удержать от вывода средств из Украины и заставить платить налоги в прозрачный способ.
Как в целом это работает?
Закон, принятый весной, заставляет крупные транснациональные компании с оборотом от 50 млн грн в год раскрывать налоговой службе всю группу связанных лиц, участвующих в сделке, а не только непосредственных участников. Кроме того, обосновать цену, по которой услуги и товары были предоставлены одними предприятиями другим, и которые входят в состав одной транснациональной компании и расположены в разных странах (этот механизм часто используется для вывода денег за границу – предприятия просто создают искусственные денежные потоки). Также трансфертные цены, которые намного ниже рыночных, используют и для снижения налоговой нагрузки. По данным журнала The Economist, сегодня на базе трансфертных цен осуществляется 30-50% мирового экспорта товаров и услуг, и по такому механизму транснациональные корпорации добиваются снижения налоговой нагрузки в среднем на 10-15%.
В случае нарушения закона компания рискует получить штраф в размере 5% от суммы контролируемых операций.
В общем Государственная фискальная служба получила более 2500 отчетов от предприятий за весь период, рассказал начальник отдела проверок трансфертного ценообразования департамента налогового и таможенного аудита ГФС Украины Николай Мишин.
“По состоянию на 1 мая фактически 95% всех плательщиков сдали отчеты. Вопрос еще в том, как они сдали их, в каком качестве. Но более 2400 отчетов поступили в Налоговую. После этого были перенесены сроки подачи отчетов, что дало многим возможность внести корректировки в свои отчеты, вновь представить их более осмысленно. По состоянию на 1 октября поступило более 2500 отчетов за весь период. Новых плательщиков не очень-то добавилось. Но сильно изменилась общая сумма после внесения корректировок – речь идет о триллионах гривен. 5,6 трлн. грн. – это было только за счет одного плательщика, банковского учреждения, которое посчитало движение средств по всем счетам, поэтому сумма выросла на 85% “, – рассказал он.
Лидерами во внешнеэкономических операциях стали соглашения с иностранными компаниями Греции, Швейцарии, Кипра и Российской Федерации.
Нет предела совершенству
На жесткие правила трансфертного ценообразования жалуются не только украинские бизнесмены, но и предприниматели со всего мира. Так, в исследовании, проведенном компанией EY в 2013 году, 47% респондентов сообщили, что после проверки налоговым органом трансфертных операций, у них образовалось двойное налоговое бремя. В результате корректировки трансфертных цен 60% материнских компаний были начислены пени. В исследовании приняли участие компании, которые работают в Бразилии, России, Индии, КНР или африканских странах.
Изменения в украинское законодательство планируют принять в ближайшее время, рассказал Николай Мишин, указав на высокую заинтересованность в этом Международного валютного фонда. Прежде всего, “порог” для компаний снизят – налоговики будут контролировать предприятия с годовым валовым доходом более 20 млн гривен (до этого – 50 млн. грн.) При этом фискальная служба не будет отслеживать мелкие сделки на сумму 1 млн гривен.
Внесут коррективы и в количество контролируемых операций: в них теперь попадут и операции с участием комиссионера-нерезидента.
“Если в операции, которая могла бы считаться контролируемой, появляется посредник, который не вкладывает активы, не несет риски и является бумажным передаточным звеном, то такая сделка признается контролируемой”, – пояснил Мишин.
К пакету предлагаемых изменений приложили руку Всемирный банк и МВФ. “Его до последнего мониторили, давали свои рекомендации, вчера я видел шесть последних замечаний … И теперь он наиболее приближен к мировым требованиям и правилам”, – добавил эксперт.
Наибольшие трения пока вызывает или поданная предприятиями документация, или использованные методы для установления трансфертных цен. Законопроект предусматривает использование пяти методов трансфертного ценообразования, при этом предпочтительным является метод сопоставимых рыночных цен – СРЦ, объяснил руководитель группы трансфертного ценообразования KPMG в Украине Константин Карпушин. Если используется какой-либо другой метод, предприятию-плательщику необходимо обосновать выбор метода и объяснить, почему сопоставимых рыночных цен является непригодным в его случае. И налоговые органы могут его не признать.
Налоговики тоже не остаются в долгу. “Нам один плательщик прислал документацию – на двух страницах расписал, какие у него замечательные и справедливые цены, без расчетов. Разве это документация? “, – рассказал Николай Мишин.
Правки к закону, собственно, и должны сгладить неровности, которые проступили в первый год введения трансфертного законодательства в Украине. Но те, кто наблюдали не одно поколение украинских реформ, понимают – это только начало, и не известно, будет ли этому конец.
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас