Реформа системы здравоохранения Украины: стоит ли ориентироваться на Грузию? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Реформа системы здравоохранения Украины: стоит ли ориентироваться на Грузию?

Казна и Политика
1478
Свой бинт, собственные лекарства и взятку на руку – примерно так уже более 20 лет выглядит лечения украинского пациента. На бумаге медицинские услуги предоставляются гражданам бесплатно. В реальности, как показывают исследования, каждый второй украинец отказывается от визита к медику из-за невозможности оплатить лечение. Тот же, кто имеет деньги предпочитает частные клиники или лечение за рубежом.
За последние десять лет в Украине широко обсуждали проекты медицинской реформы: введение института семейных врачей, появление больничных касс и медицинских полисов. Ни одно из десятков предложений так и нельзя считать до конца реализованным. Теперь же к реформе отрасли решили подойти основательно – это выписано отдельным пунктом в коалиционном соглашении. Предусмотрено и введение обязательного медицинского страхования.
Долгий путь грузинских реформ
Во главе ведомства стал Александр Квиташвили. За основу он собирается взять грузинскую модель реформирования. Квиташвили возглавлял Минздрав Грузии в 2008-2010 годах. “Надо, чтобы украинская система здравоохранения была основана на таком принципе, чтобы деньги шли к пациенту. Государство не финансирует институты, а финансирует обслуживание, а люди имеют выбор”, – так в интервью телеканалу 1 + 1 озвучил министр свои намерения .
Реформами медицинской системы Грузии местная власть занималась не один год, комплексно борясь с коррупцией и опираясь на поддержку международных программ. По данным ВОЗ, еще в 2005 году Грузия занимала 16 место в европейском регионе по объему государственных расходов на медицину (8,6 процента ВВП) – даже несколько больше, чем Словения, Мальта, Ирландия, Испания и Великобритания. Украина в той же таблице занимала тогда 35-е место (7 процентов). Этот тренд Грузия сохраняет все последние годы.
Важнейшим этапом реформы стала передача государством лекарственных учреждений в частные руки после проведения тендеров. Частные страховые компании, которые взяли на себя ответственность, взяли на себя и четкие обязательства. В ведении государства остались лечения инфекционных заболеваний, туберкулеза и психиатрия. С 1 апреля этого года все граждане Грузии имеют полную или частичную медицинскую страховку. На первых этапах реализации реформы в Грузии был достаточно большой процент незастрахованного трудоспособного населения, которое по разным причинам не попало под критерии социального страхования.
Эксперты советуют перенимать у Грузии не все
К грузинской реформе системы здравоохранения есть немало претензий в самой Грузии. Профессор Государственного университета Грузии Тамаре Рухадзе обращает внимание на то, что реформу грузинской системы здравоохранения еще нельзя считать завершенной. Особой доработки требует межведомственная координация и профессиональная подготовка врачей. “В национальной стратегии медицинской системы Грузии на 2011-2015 гг. указано, что система должна фокусироваться на потребностях пациентов, а не на их покупательной способности”, – замечает Рухадзе.
Именно это обстоятельство больше критикует грузинский экономист Сандро Твалчеридзе. “Такая ультралиберальная реформа без учета социального обеспечения граждан привела к плачевным результатам: к расслоению общества на бедных и богатых и практически выжала весь средний класс”, – сказал эксперт в беседе с DW. Грузинская модель, по его словам, оказалась “плохой калькой” американской, тогда как в самих США свою модель тоже уже не один год пытаются реформировать. “Связующее звено между государственным и частным, как это существует в европейских системах, мы выбросили. Все страхования у нас осуществляются частными страховыми компаниями, а государство перечисляет им средства. Такая реформа в отсутствие прочных пенсионных фондов, финансовых инструментов носит иллюзорный характер”, – говорит эксперт. Среди единых позитивов Твалчеридзе называет то, что все граждане Грузии теперь обеспечены медстрахованием, а в самой системе нет коррупции. Впрочем, Твалчеридзе говорит, что заслуги Квиташвили в этом нет. “Он как получил министерство – так его и сдал”. Основным идеологом реформ экономист называет хорошо известного в Украине покойного Каху Бендукидзе.
Между тем, международная организация Transparency International, по результатам своего апрельского исследования системы медстрахования в Грузии, указывает на недостаточную информированность общественности о своих правах и недостаточном доверии к системе.
Украине подошла бы комбинированная модель?
Координатор программ общественного здоровья международного фонда “Возрождение” Виктория Тимошевская, считает, что опыт Грузии нельзя точно также перенести на украинские реалии. Ее фонд финансировал рекрутинг кандидатур на нового министра здравоохранения, а теперь инициировал общественные обсуждения проекта реформы. По мнению Тимошевской, Украине нужна комбинированная система здравоохранения, которая бы включала в себя социальное страхование для незащищенных слоев населения. Учитывая ошибки грузинского опыта, важно, говорит Тимошевская, чтобы ни на одном этапе определенные категории населения не остались “за бортом” – без всякой страховки на руках. “Он (Квиташвили – ред.) тоже понимает эти ошибки и неоднократно озвучивал их на этапах нашей работы консультативной группы”, – сказала она.
Главными вызовами для Украины Тимошевская называет коррупцию и устаревшую и неэффективную систему перераспределения средств. “Даже если мы утроим бюджет здравоохранения, это не приведет к повышению качества предоставления медицинских услуг”, – подчеркнула эксперт в беседе с DW.
С ней соглашается и эксперт Стратегической консультативной группы Олег Петренко. “В Украине работает советская система, основанная на чрезмерной государственной регуляции всего – от помещений до персонала”, – говорит он.
Угроза саботажа реформы
Именно поэтому среди предложений, заложенных в программу реформы, одним из первоочередных есть внедрение автономности медицинских учреждений. Так, в настоящее время главный врач не имеет права перераспределить средства больницы по своему усмотрению. Деньги расходуются по “нормам” – это часть системы, унаследованной с советских времен. К примеру, когда в больнице заканчиваются деньги на бензин для скорых, главный врач может взять средства из другого отделения. При этом там могут быть даже вакантные кровати. Получив автономность, руководство больниц сможет само решать, как распределять имеющиеся средства. “Мы должны прекратить финансировать эфемерные койко-места и эфемерные визиты пациентов поликлиники или врачей на дом”, – говорит координатор фонда “Возрождение”.
В селах, где проживает примерно треть населения Украины, специалисты предлагают ввести институт семейных врачей. Еще с советских времен молодые специалисты воспринимали “путевку” на работу в селе как приговор. Теперь же проект реформы предлагает трудоустраивать семейных врачей на селе как частных предпринимателей. Община сможет проверить качество работы и имеет право расторгнуть с ним соглашение.
Главной преградой для успешной реализации плана реформ в Украине, опрошенные DW эксперты считают не только сложность реализации изменений всей системы финансирования и перераспределения средств, но и возможный ее саботажа врачами среднего звена. Их, как говорит Виктория Тимошевская “не будет устраивать существенное изменение их финансовых доходов”.
Так или иначе, об успехе или провале украинской реформы, по прогнозам специалистов, можно будет судить уже через два-три года. Медлить с ее проведением уже некуда, говорят специалисты, ведь современное состояние дел в украинской медицине очень нездоровое.
Дмитрий Каневский
По материалам:
Deutsche Welle
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас