Триумф поросенка


Триумф поросенка

Свинина превращается в дорогой дефицит. В этом виноваты производители колбас

Выращенные в Украине хрюшки в ближайшем будущем останутся на родине — поставки свинины за рубеж в 2015 году вряд ли увеличатся. На днях директор департамента правовой и законопроектной работы Минагропрода Игорь Чудовский официально сообщил о неготовности 90–95% отечественных предприятий мясной промышленности к полноценной работе с ЕС. По словам чиновника, основной преградой к экспорту мясной продукции в страны Евросоюза является несоблюдение технических стандартов и регламентов.

Домашний формат

Действительно, большие свиноводческие предприятия полного цикла, самостоятельно осуществляющие весь технологический процесс — от выращивания животных до забоя и переработки мясной продукции, в Украине можно пересчитать по пальцам. К тому же летом владелец крупнейшего животноводческого холдинга «АПКИнвест» Борис Колесников заявил в СМИ о приостановлении производства на своем комплексе из-за ситуации в Донбассе.

Казалось бы, такие тенденции должны были стать хорошей новостью для рядовых потребителей, ожидающих снижения цен на мясную продукцию на внутреннем рынке. Однако на практике все иначе — за последний месяц свинина в розничной продаже подорожала сразу на 15–20%.

Президент Ассоциации свиноводов Украины Артур Лоза утверждает, что производители здесь ни при чем. «Закупочные цены на свиней в живом весе имеют свою сезонность, однако в октябре¬ноябре оптовики платили больше всего на 1,5–2 грн. В среднем свиней продавали по 24–25 грн./кг», — говорит он.

«Из-за того что в два раза выросла стоимость затрат на кормление, увеличились расходы на отопление и ГСМ, себестоимость приплода 2014 года оказалась в два с половиной раза выше, чем прошлогодняя, — более 20 грн./кг живого веса», — аргументирует ценовое повышение генеральный директор Центра повышения эффективности в животноводстве Николай Бабенко.

Но главная помеха для снижения цен — то, что внутренний рынок по прежнему дефицитный. Из 2,7, млн. т произведенного в Украине мяса на долю свинины пришлось 23,6%.

По данным баланса спроса и предложения мяса и мясопродуктов, подготовленного специалистами Минэкономразвития, за десять месяцев текущего года собственное производство свинины составило 636 тыс. т (вместо ожидаемых 790 тыс. т). Причем порядка 70% свинины (443 тыс. т) скупили мясоперерабатывающие компании, которым из¬за скачка доллара любимое бразильское сырье стало не по карману. Если в прошлом году импорт свинины составил 235 тыс. т, то в этом — всего около 100 тыс. т.

Стратегии кормления

Розничным потребителям досталось чуть больше 30% свинины.

В январе–октябре украинцы съели не более 193 тысяч тонн свежего, охлажденного и замороженного свиного мяса.

Интересно, что в структуре расходов отечественных домохозяйств на продтовары 25% приходится именно на мясо и мясопродукты, их потребление сильнее всего отстает от рациональных норм, рекомендованных Минздравом. К примеру, в относительно благополучном 2013 году вместо 80 кг на человека на среднестатистического украинца пришлось всего 56,1 кг мясных изделий.

«Низкая покупательная способность влияет на активность переработчиков, которые пользуются моментом, чтобы переманить покупателей на свою сторону. Увеличение закупок свинины у отечественных животноводов на 18% обусловлено еще и тем, что производители колбасных изделий и полуфабрикатов могут позволить себе удерживать цены за счет использования химических добавок», — говорит экономический эксперт Владимир Цыбулько.

Резкий скачок цен в рознице вызван отсутствием госконтроля за наценками на социально значимые продукты, помноженным на желание торговых сетей, которые сегодня приобретают свинину у мясокомбинатов напрямую, заработать дополнительную прибыль.

В то же время на фоне самоустранения одного из монополистов на рынке мясопереработки («АПК—Инвест») и физического отсутствия дешевого европейского импорта (ввоз недорогого мяса ограничен из¬за вспышки африканской чумы свиней в Польше и девальвации гривни) отечественные животноводы получили уникальный шанс по переделу как минимум 18% рынка в условиях отсутствия конкуренции.

Светлана Попель

  • i

    Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам об этом.

Смотри также
Рейтинг популярности материала «Триумф поросенка» на Finance.ua - 2.1
Топ новости
Обсуждают

Читают

В Контексте Finance.ua