В шаге от финансовой пропасти — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

В шаге от финансовой пропасти

Казна и Политика
3573
Пока в Украине и Евросоюзе находятся в состоянии эйфории от «проевропейских» результатов выборов в Верховную Раду, в финансовом секторе продолжаются очень угрожающие тенденции, которые стремительно развились с легкой руки победителей последних гонок и за период их пребывания у власти.
Две проблемы
Речь идет о двух взаимосвязанных комплексных проблемах. Первая – уход капиталов, имеет несколько проявлений. В частности, один из них – отток депозитов из банковской системы. За девять месяцев 2014 их объем в гривне уменьшился на 7,8% (физлица забрали 18% вкладов). Депозиты в валюте сократились на 21,9% (соответственно 34,1%). Также наблюдается отток денежного капитала за границу. Хотя чистый приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Украину вышел «в плюс» и постепенно возрастает с $161 млн в июне до $235 млн в сентябре, он меньше, чем в прошлом году (в среднем $300-350 млн в месяц) и значительно уступает тому, что было 2-3 года назад (соответственно $500-600 млн). К тому же показатель ПИИ полностью отражает движение капитала, ведь через торговые кредиты (оплату непоставленного товара) и другие схемы с Украины в I квартале было выведено $1,9 млрд, а во II – $1,6 млрд, данных за III пока нет. Еще одно проявление – отток наличной валюты из банков. За январь – сентябрь с украинских финучреждений вынесли наличными $2,4 млрд, что в 2,7 раза больше, чем в прошлом году (основная часть выноса пришлась на январь – февраль). Находятся эти деньги в Украине под чьими матрасами, или уже давно вывезены в кейсах за границу, не имеет значения, потому что в банках их нет, поэтому на экономику они не работают.
Вторая комплексная проблема финансового сектора – печать денег, также имеет ряд составляющих. Во-первых, государство стремительно теряет чувство меры в заимствованиях, печатая гигантские объемы облигации внутреннего государственного займа (ОВГЗ). За 10 месяцев текущего года количество гособлигаций, находящихся в обращении, возросло на 142 млрд грн, или на 56%. Только четверть из этого объема было использовано для финансирования дефицита сводного бюджета, остальные части пошла на латание дыр Нафтогаза (покупку дополнительных эмиссий акций компании в обмен на ОВГЗ с целью обеспечить ликвидность НАК), в меньшей степени на возмещение НДС и другие цели. Также стремительно выросли внешние заимствования, но они нужны для возвращения старых долгов. Пиковые выплаты по ним наступают в течение 2014-2015 годов. Во-вторых, финансовый сектор Украины, прежде всего банки, не может принять на баланс такой большой объем ОВГЗ, так из-за оттока капиталов имеет проблемы с ликвидностью. За девять месяцев портфель государственных ценных бумаг на балансе финучреждений увеличился на 9,9 млрд грн, что на 57% меньше, чем за три квартала прошлого года. Поэтому подавляющая часть новых ОВГЗ оседает на балансе Нацбанка. Нафтогаз прямо обращается к регулятору с тем, чтобы обменять гособлигации на средства, необходимые для расчетов с поставщиками голубого топлива. Это скрытая эмиссия, которая будет продолжаться, пока государственные финансы будут иметь соответствующие дисбалансы. В-третьих, баланс НБУ, раздутый выкупом гособлигаций, уравновешивается по активам и пассивам двумя путями. Или ростом монетарной базы, когда регулятор, например, дает НАК живые деньги в обмен на ОВГЗ, или уменьшением золотовалютных резервов, когда этот же Нафтогаз покупает валюту для расчетов за импорт газа не за деньги, полученные от клиентов, а за свеженапечатанную гривну (и этим создает давление на золотовалютные резервы или на валютный курс).
Cуть и масштаб угрозы
Обе проблемы – отток капиталов и печать денег – имеют свои причины, побочные эффекты и последствия, в основном катастрофические и необратимые. Их понимание может помочь в борьбе с самыми проблемами. Например, 85% вкладчиков имеют депозиты до 20 тыс. грн, 90% клиентов банков держат взносы менее 50 тыс. грн. И только 1,5% самых богатых, по данным Минфина, имеют вклады свыше 100 тыс. грн, на которые в совокупности приходится 70% всех депозитов. Поэтому когда речь идет о том, что из финучреждений уходят вкладчики, которые уже вынесли несколько процентов депозитной базы, то, очевидно, основной причиной этого есть богачи. Подавляющая их часть – чего греха таить – кооперировалась с режимом Януковича, без чего тогда было невозможно заработать. Поэтому сейчас, с приходом новой власти, которая далеко не всегда идет на компромисс, они слишком боятся за свои кровные и выводят их не просто из банков, а подальше из Украины. Поэтому отток депозитов из финучреждений и перемещение капитала за границу имеют общие корни. Есть большие сомнения по поводу того, должна ли власть бороться за возвращение этих денег в Украине, потому что с ними вернутся и люди с темным, антиукраинским прошлым и плохими влияниями.
Есть и другая категория состоятельных, которые боятся потерять сбережения в условиях радикальных действий НБУ, поэтому переходят на наличные, прежде всего валюту. Если регулятор десятками выводит неплатежеспособные банки с рынка, а перспективы даже крупнейших банков остаются туманными, то держать депозиты в Украине для богачей очень рискованно (Фонд гарантирования вкладов (ФГВФЛ) возвращает депозиты в пределах 200 тыс. грн., остальные для них – потенциальные потери) . Конечно, если в какое-то финучреждение ввели временную администрацию (ВА), всегда можно попробовать договориться, но гарантий нет и убытки большие (говорят, что за то, чтобы вынуть депозит из «мертвого» банка, «помощники» просят до 50% его суммы). Более того, если кто-то держит даже небольшой депозит в валюте, то при признании банка неплатежеспособным ФГВФЛ компенсирует в гривне по курсу на день введения ВА. Например, когда 14 марта ввели ВА в Банк Форум, то курс доллара составлял 9,8 грн, а когда вкладчикам возвращали до 200 тыс. грн, курс уже вырос до 12-13 грн. Учитывая то, что в 2014 году гривна обесценивается чуть ли не ежемесячно, никто не хочет держать валюту в банках, чтобы не потерять на курсовой разнице в случае признания финучреждения неплатежеспособным (этим объясняется высокий темп оттока именно валютных депозитов).
Если отток депозитов и капитала за границу вызвали действия состоятельных людей, порой объективные, а порой спровоцированные непродуманными действиями НБУ, то печать денег обусловлена диспропорциями в государственных финансах и бездействием властей по их устранению. Согласно сентябрьскому прогнозу МВФ, дефицит сводного бюджета вместе с дефицитом Нафтогаза составит 10,1% ВВП в 2014-м. Это при курсе 12,5 грн за доллар, который МВФ закладывает на конец года. Сюда следует добавить еще несколько процентных пунктов на докапитализации банков, на которую вынужден будет пойти НБУ (общая потребность в капитале банков групп I и II составляет почти 5% ВВП). Также стоит учесть, что чем ниже курс гривны, тем больше дыры будут в банковском секторе и Нафтогазе. Поэтому реальный дефицит госсектора может приблизиться к 15% ВВП, из которых большую часть профинансируют с помощью ОВГЗ, выкупленных Нацбанком, а фактически денежной эмиссией. В таком случае ситуация будет собственно такой же, как была 20-22 года назад, когда Украина имела дефициты, измеряемые более десятиной ВВП на фоне стремительного падения объемов производства. К каким последствиям это тогда привело, можно не напоминать.
Что можно сделать?
Во-первых, заставить ФГВФЛ выплачивать валютные вклады «мертвых» банков в валюте или в гривне по курсу на день выплаты. Во-вторых, как можно быстрее завершить абсолютно необходимый процесс вывода с рынка неплатежеспособных финучреждений, чтобы не сеять панику среди богачей. В-третьих, быстро мотивировать владельцев банков полностью или частично (вместе с правительством и донорами) внести необходимый капитал, чтобы показать состоятельным гражданам, что в Украине есть надежные финучреждения (те из банков, которые первыми внесут капитал, выигрывают борьбу за большой кусок рынка, освободившегося недавно).
Но главное – нужно устранять дисбалансы государственного сектора. Нафтогаз должен стать бездефицитным и чем раньше, тем лучше. Государственные расходы следует уменьшить и вообще отказываться от этого надоедливого патернализма в головах политиков. Только в таком случае можно будет проводить структурные реформы и ожидать от них положительного эффекта, который моментально стимулировать приток капитала в финансовый сектор.
Если же правительство и в дальнейшем будет печатать ОВГЗ, а НБУ – деньги под гособлигации, то они рано или поздно попадут на валютный рынок. И или повысят валютный курс до невиданных высот, если он станет рыночным, либо – при наличии административных ограничений и фиксированного курса – будет вымывать резервы, параллельно стимулируя отток капитала, и разогревать черный рынок валюты, пока тот не взорвется и не приведет к общенациональной панике с неуправляемыми последствиями для финансовой системы. Тогда эйфория от выигранных выборов и доверие к людям, которые в Европе за свои действия уже давно ушли в безвозвратную отставку, быстро пройдет. А если не пройдет и при таких условиях, то народ их может «люстрировать», но уже не с помощью свалок, а, вероятно, более жестокими методами.
Любомир Шавалюк
По материалам:
Тиждень.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас