Кабмин избавляется от госслужб — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Кабмин избавляется от госслужб

Казна и Политика
2018
Через полгода защищать персональные данные украинцев будет некому. 30 октября Кабмин принял распоряжение №1052-р, согласно которому создает комиссию по ликвидации Государственной службы по вопросам защиты персональных данных. Председателем комиссии назначен заместитель главы Госслужбы по вопросам защиты персональных данных Владимир Козак. На работу по прекращению деятельности органа Кабмин выделил полгода.
Ликвидация службы по вопросам защиты персональных данных будет происходить в рамках проекта Кабмина об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти (ЦОИВ), который начался еще в апреле этого года с принятием постановления №85. Тогда было уменьшено численность работников ЦОИВ на 10%. Во время второго этапа реформирования госслужб правительством была создана рабочая группа, которая работала в течение двух месяцев. Результатом работы группы стало принятие постановления Кабмина №442 от 12 сентября 2014. Согласно этому документу, восемь контролирующих органов было ликвидировано, а еще десять сегодня находятся в стадии реорганизации.
Следующий этап, который начался в прошлом месяце, предусматривает передачу большей части полномочий органам местного самоуправления.
Согласно данным Национального агентства по вопросам государственной службы, на начало октября во всех органах исполнительной власти сокращены более 27 тысяч государственных служащих. Благодаря этому удалось сэкономить почти миллион гривен в расходах из государственного бюджета.
Таким образом, сегодня уже ликвидировано или находится в состоянии ликвидации Государственная служба по вопросам противодействия ВИЧ-инфекции/СПИДа и других социально опасных заболеваний, Государственное агентство туризма и курортов, Государственная пробирная служба, Государственная инспекция по контролю за ценами, Государственное агентство по инвестициям и управлению национальными проектами, Государственная инспекция сельского хозяйства и Государственное агентство экологических инвестиций. Функции ликвидированных органов власти возложены на профильные министерства и другие службы.
Кроме того, некоторые государственные службы объединили. Государственную ветеринарную и фитосанитарную службу, Государственную инспекции по вопросам защиты прав потребителей и Государственную санитарно-эпидемиологическую службу в Государственную службу Украины по вопросам безопасности пищевых продуктов и защиты потребителей. Также в результате реорганизации Государственного агентства земельных ресурсов создали Государственную службу Украины по вопросам геодезии, картографии и кадастра. Государственная служба Украины по безопасности на транспорте объединила Государственную инспекцию по безопасности на морском и речном транспорте, Государственную инспекцию по безопасности на наземном транспорте и Государственную специальную службу транспорта. В новую Государственную службу Украины по лекарственным препаратам и контролю за наркотиками вошли Государственная служба по лекарственным средствам и Государственная служба по контролю за наркотиками. Государственную службу Украины по вопросам труда создали из Госинспекции по вопросам труда и Госслужбы горного надзора и промышленной безопасности. Также создают Государственную инспекцию энергетического надзора Украины, на которую возложены функции по реализации государственной политики надзора (контроля) в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.
Всего инициаторы программы реформирования государственной службы планируют сокращение численности государственных служащих центральных аппаратов контролирующих органов на 47%, по территориальным органам – на 16%.
«День» спросил у экспертов и игроков рынка, насколько целесообразна программа реформирования государственных органов сегодня, да и улучшат ли работу в различных отраслях экономики такие новации?
КОММЕНТАРИИ
«ОРГАН ПО ЗАЩИТЕ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ — НЕОБХОДИМ»
Иван ПЕТУХОВ, вице-президент, глава комиссии Украинского союза промышленников и предпринимателей по вопросам науки и информационных технологий, президент группы компаний «Адамант»:
— Сегодня в правительстве принимают решения, не вникая в суть дела. Если они думают, что этим сделают что-то хорошее, то ошибаются.
Этот орган по защите персональных данных — необходим и защищать персональные данные — тоже необходимо. Как показала практика, во всех европейских странах есть орган, который этим занимается. И, поскольку мы идем европейским путем, такой орган должен быть и у нас.
Но выполнять эта служба должна совсем другие задачи и функции. Ее работа должна быть направлена на защиту данных наших граждан. Чтобы эта информация не выходила за границу.
Например, с начала года вводятся биометрические паспорта. Появилась информация о том, что, кроме отпечатков пальцев, в этих паспортах будет помещен рисунок сетчатки глаза. При оформлении виз в страны Шенгена, вся информация отправляется не напрямую и через посольства и консульства, а на так называемые «прокладки». То есть где-то в Индии или еще где-нибудь есть компания, которая владеет всеми данными о наших гражданах. И получается так, что у нас на сегодняшний день нет органа, который будет заниматься защитой этих данных.
Сегодня мы страдаем от российской агрессии, а сбор и передача персональных данных уже никем не контролируется, и неизвестно, каким образом защищаться.
Конечно, работа этого органа была не наилучшей. Ведь сначала он строился таким образом, чтобы за счет рынка получить деньги. Но мы выступали против и добивались отмены многих негативных для рынка решений.
«ВНОВЬ СОЗДАННАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ НА ТРАНСПОРТЕ НЕ БУДЕТ РАБОТАТЬ ЭФФЕКТИВНЕЕ»
Олег ВЕРЖБИЦКИЙ, директор компании DB Schenker Ukraine (поставщик транспортно-логистических услуг):
— На мой взгляд, объединение, разъединение, перегруппировка старых организаций или создание новых на основе старых — это очередная профанация нашего некомпетентного правительства. И в том, что оно некомпетентно — нет сомнений. Ведь там сидят политики. А должны сидеть профессиональные управленцы.
Также, думаю, вновь созданный орган — Государственная служба Украины по безопасности на транспорте — не будет работать эффективнее. Потому что для того, чтобы любой государственный орган в настоящий момент начал работать эффективно, его необходимо полностью разогнать, ликвидировать и создать новый на основе подбора персонала по профессиональным качествам, при этом предварительно полностью пересмотрев политику формирования зарплат и установив рыночный уровень заработных плат.
«ЛИКВИДИРОВАВ СЛУЖБУ ПО СОЦИАЛЬНО ОПАСНЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ, МЫ МОЖЕМ НАДЕЛАТЬ МНОГО БЕДЫ»
Валентина ОЧЕРЕТЕНКО, президент Союза защиты прав пациентов «Здоровье нации»:
— На мой взгляд, мы имеем слишком «раздутый» штат наших чиновников, и мы платим большую заработную плату людям, которые просто перекладывают бумажки с одного места на другое.
Но вместе с тем есть опасение, что ликвидировав службу по социально опасным заболеваниям, мы можем наделать много беды. Поэтому нужно очень хорошо просчитать этот процесс. Ведь сегодня мы имеем достаточно разветвленную систему борьбы с ВИЧ/СПИДом и туберкулезом. И необходимо, чтобы тот орган, который будет сохранен или сформирован в структуре Министерства здравоохранения, налаживал коммуникацию. Потому что на сегодняшний день она очень плохая. Часто мы не знаем, что происходит на местах. И у нас очень плохо со статистикой. Разные органы имеют совсем разные отчеты — и государственные, и общественные.
Относительно объединения службы по лекарственным средствам и службы по контролю за наркотиками, то мне кажется, что это абсолютно логичное решение.
«ВАЖНО, ЧТОБЫ БЫЛИ СОХРАНЕНЫ ТЕ ФУНКЦИИ, КОТОРЫЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕОБХОДИМЫ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ РАБОТЫ БИЗНЕСА»
Владимир ЛАПА, генеральный директор ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса»:
— Очевидно, эти органы имели слишком много функций. Даже если посмотреть на положение о ликвидированной сельскохозяйственной инспекции, то там предусматривались такие функции, которые она даже теоретически не могла охватить. Речь идет об охране земель, пожарной безопасности, то есть функциях, которые предоставлялись также другим органам государственной власти и инспекциям.
И, я думаю, было два подхода к решению этого вопроса. Первый — по каждому отдельному органу «подчищать» положения, чтобы устранить дублирование, которое приводит к возможности дополнительных проверок хозяйствующих субъектов, а также сокращать персонал инспекций. Второй путь — более сложный. Он заключается в урезании каждой отдельной инспекции в рамках отдельного процесса.
В целом, важно, чтобы были сохранены те функции, которые действительно необходимы для улучшения работы бизнеса. В частности, нас интересует, чтобы в ходе создания нового органа по вопросам безопасности продукции и защиты прав потребителей была корректно передана структура фитослужбы в части ветеринарии. И чтобы сохранилось признание украинского компетентного органа в части доступа на рынки третьих стран.
То же самое касается сельскохозяйственной инспекции. Там осталось не так уж и много полезных функций. Но они, например, отвечали за сертификацию семян. И пока не будет законодательно определена возможность конкурентной сертификации семян, важно, чтобы эти функции были тоже переданы достаточно корректно.
«ЛИКВИДАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО АГЕНТСТВА ПО ТУРИЗМУ И КУРОРТАМШАГ НАЗАД В РАЗВИТИИ ОТРАСЛИ»
Игорь ГОЛУБАХА, председатель Всеукраинской ассоциации туристических операторов:
— Государственное агентство по туризму и курортам как самостоятельный орган было целесообразно. Но те функции, которые оно выполняло, были недостаточны для того, чтобы отрасль развивалась. Функции центрального органа не соответствовали времени и экономике страны вообще. Потому что туризм — одна из мощных экономических отраслей, которая может не только обеспечивать поступление в бюджет, но и решать немало социальных вопросов. И ликвидация этого органа — шаг назад в развитии туризма.
Отрасль не очень положительно относится к тому, как государство ведет себя с туристическим сектором. Во времена военного конфликта туризм мог бы обеспечить и поступление в бюджет, а с другой стороны — существенно повлиять на рынок труда, предоставив дополнительные рабочие места. Главное — создать условия для развития туризма, а не ликвидировать его центральный орган.
Возможно, стоило бы переформатировать эту службу и перевести в Министерство культуры или Министерство экономики, как делают в наиболее развитых туристических странах мира. Но при этом необходимо, чтобы это был сильный орган, имеющий больше координирующих полномочий. Ведь туризм — это отрасль, которая взаимодействует со многими другими — от производственных до инфраструктурных.
Мария Юзич
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас