По взяточникам ударим ... бюрократией — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

По взяточникам ударим ... бюрократией

Казна и Политика
528
ВСЕХ – НА УЧЕТ!
Широко разрекламированная правительством налоговая реформа предусматривает создание очередного «монстра» – Центрального органа исполнительной власти (ЦОИВ) в сфере охраны экономической безопасности государства. Об этом свидетельствует правительственный законопроект № 4449 «Об основах предотвращения и борьбы с экономическими правонарушениями». Пока что данный документ «прописан» в профильном парламентском комитете (по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности).
Главные задачи нового органа – предупреждение совершения экономических правонарушений; борьба с экономическими правонарушениями для защиты интересов государства, территориальных общин, субъектов хозяйствования и граждан. Кроме того, ЦОИВ призван нейтрализовать негативные социальные процессы и явления (порождающие экономические преступления); обеспечивать возмещение ущерба государству, физическим и юридическим лицам; противодействовать отмыванию «грязных денег» и незаконном выведению средств за границу.
По замыслу правительства, ЦОИВ получит функции налогового и таможенного контроля; осуществлять оперативно-розыскную деятельность и досудебное расследование. То есть в одних руках хотят сконцентрировать различные правоохранительные функции. Но это еще не все. Как показывает детальный анализ проекта закона (п. 10 ст. 9), новый орган получит мегаполномочия вроде КГБ СССР: получит доступ как пользователь к информационным системам государственных органов, а также будет вести «оперативный учет в объеме и порядке, определяемом задачами, возложенными на центральный орган исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности государства». Какой это «учет» и как его будут вести, нигде не написано.
«ОЧЕНЬ ПРИЯТНО – ЦАРЬ»
Какой должен быть штат ЦОИВ, тоже неизвестно. Согласно ст. 10 законопроекта, количественный состав сотрудников этого органа «определяется Кабинетом Министров Украины по представлению председателя Центрального органа исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности государства в пределах расходов, предусмотренных на содержание центрального органа исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности государства». Почему такая туманная формулировка? Не свидетельствует ли она о попытке создать еще один бюрократический аппарат, численность которого может превысить количественный состав соответствующих правоохранительных ведомств?
Довольно странный и четвертый пункт указанной (10-й) статьи: «Организационную структуру Центрального органа исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности государства утверждает председатель Центрального органа исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности государства по согласованию с Кабинетом Министров Украины». А где же парламентский контроль над силовой структурой? Где роль Президента как Верховного Главнокомандующего? А в статье 11-й проекта указано: «Руководство Центральным органом исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности государства осуществляет его председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Кабинетом Министров Украины по представлению премьер-министра Украины». Есть руководителя ЦОИВ должны утвердить именно с подачи главы Кабмина, то есть речь идет о стопроцентном «человеке -премьера», который будет контролировать все финансовые потоки в государстве. Попутно отметим, что такое лицо может быть правой рукой премьера немного-немало – 12 лет председатель ЦОИВ назначается сроком на шесть лет и может занимать эту должность два срока подряд.
ЕЩЕ ОДНО «ДОСТИЖЕНИЕ» ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОГО ДОКУМЕНТА
Согласно статье 12 проекта, на службу в ЦОИВ принимают граждан, которые способны по своим качествам (профессиональными, моральными, образовательными) и состоянию здоровья эффективно выполнять задачи в сфере охраны экономической безопасности государства. Прием на работу таких сотрудников осуществляется в соответствии с законодательством о государственной службе и труде, а также с учетом требований, определенных Законом «О принципах предотвращения и противодействия коррупции».
Кандидаты на работу в ЦОИВ должны быть чистыми как слеза ребенка: у них не может быть не только непогашенной судимости, но и даже (внимание!) административного взыскания «за совершение коррупционного правонарушения». С юридической точки зрения, такое требование выглядит абсурдным и остроумным: где же такое видано, чтобы человека, которого обвиняют во взяточничестве, привлекали к какому-то админштрафу, а не к уголовной ответственности?
Еще одно «достижение» правительственного документа – для подготовки кадров ЦОИВ «могут создавать соответствующие учебные заведения» (ст. 13 проекта). Интересно бы узнать: какая судьба будет ждать профильные вузы (например, МВД и СБУ), где готовят именно таких специалистов? Их расформируют передадут новоиспеченному заведения правительственного «монстра»? Также непонятна статья 14 проекта: ЦОИВ «имеет административные помещения и другие сооружения, объекты здравоохранения, учебного, научно-исследовательского, хозяйственного и социально-культурного назначения, ведомственный жилой фонд …» Непонятно, откуда новый орган все это «имеет»? За чей счет? Случайно не благодаря «братскому распределению» помещений других правоохранительных органов? Позаботились господа чиновники и о безопасности сотрудников ЦОИВ (ст. 16): «… в составе центрального органа исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности государства действует специальное подразделение физической защиты» (его полномочия и обязанности предусмотрено Законом «О милиции»).
В своем «детище» Кабинет Министров будто вообще забыл о существовании Верховной Рады. Так, в статье 23 проекта говорится: «Контроль за деятельностью Центрального органа исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности государства осуществляет Кабинет Министров Украины и другие государственные органы в порядке, определенном законодательством Украины». Далее вспоминают так называемый общественный контроль, который должен олицетворять Общественный совет: он может действовать «на основании положения, которое утверждается приказом председателя ЦОИВ» (то есть речь идет о «карманных контролерах», которые полностью будут зависеть от руководства силового органа).
Ядром нового органа должны стать мытари в погонах, которые пока в составе Государственной фискальной службы. Это подчеркивает министр юстиции Павел Петренко (в своей пояснительной записке к проекту): «Налоговая милиция, на базе которой предлагают создать Центральный орган исполнительной власти, созданный для охраны экономической безопасности государства, является наиболее подготовленным подразделением, который может работать по такой модели восстановления нарушенных прав. Ведь именно налоговая милиция первой начала работать по новым подходами, введенными для преступлений в сфере налогообложения, когда человека, который полностью возместил причиненный ущерб (т.е. возобновил нарушенное им право государства) и оплатил многие штрафные санкции (т.е. был привлечен к финансовой ответственности), освобождают от других видов наказания».
Однако с такой позицией не соглашается главное научно-экспертное управление Верховной Рады: «Название законопроекта не соответствует его содержанию. Ведь в нем фактически определяются не основы предотвращения и борьбы с экономическими правонарушениями, а правовой статус Центрального органа исполнительной власти в сфере охраны экономической безопасности государства, правовые и социальные гарантии его сотрудников, служащих и работников, а также механизм контроля и надзора по указанному ЦОИВ. По общему правилу задачей законов Украины является регулирование общественных отношений, а не образования тех или иных органов исполнительной власти. Поэтому вопрос создания таких органов должны решаться согласно Конституции, а не путем принятия соответствующего закона. При этом следует учесть правовую позицию Конституционного Суда, который в пункте 2 мотивировочной части своего решения № 2-рп/99 от 2 марта 1999 отметил: законами могут регулироваться вопросы, «решение которых, согласно Конституции Украины, не относится к полномочиям других органов государственной власти ».
Неужели такое объединение будет способствовать объективной и беспристрастной деятельности на всех стадиях выявления и расследования уголовных правонарушений? На самом деле все может происходить с точностью до наоборот: необоснованное предоставление мегаполномочий в одни руки чревато высокими коррупционными рисками…
Валентин Ковальський
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас