Выстоят ли лоукосты? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Выстоят ли лоукосты?

Личные финансы
722
Ситуация с авиаперевозками в Украине ухудшается. По прогнозам экспертов, до конца 2014 года украинский рынок авиаперевозок ожидает спад.
«До последнего времени наблюдался рост среди международных и внутренних перевозок. На рынке «Киев – Донецк» можно было отметить очень жесткую конкуренцию между перевозчиками. Но это все в прошлом … У нас резкое падение объемов авиаперевозок. С учетом событий, произошедших (в Крыму и на Донбассе. – Авт.), мы прогнозируем, что до конца года спад будет как минимум 40%, а то и больше. В разных аэропортах – по-разному», – рассказал директор департамента авиационных перевозок и аэропортов Государственной авиационной службы Украины Сергей Коршук.
Напомним, что с 12 марта 2014 Госавиаслужба запретила полеты в\из аэропорта «Симферополь» и закрыла воздушное пространство над всей территорией временно оккупированной Автономной Республики Крым. В июне она отозвала сертификаты аэропортов Донецка, Луганска и Мариуполя, потому полеты к ним не осуществлялись с середины мая 2014 года.
Снижаются темпы рынка пассажирских авиаперевозок и через падение покупательной способности населения. «Авиационные перевозки переходят в разряд роскоши. И все наши передвижения внутри страны часто осуществляются по железной дороге, где есть и разветвленная сеть, и возможность туда доехать», – добавил Коршук.
Негативные последствия непростой политико-экономической ситуации уже почувствовали присутствующие на украинском рынке лоукостеры и те, которые только планировали заходить в Украину, указывает на еще одну тенденцию коммерческий директор международного аэропорта «Львов» Вячеслав Чеглатонев. «В частности,«Визз Эйр Украина” планировал с апреля 2014 базировать третий самолет во Львове и увеличивать количество рейсов с 8 в неделю до 21. Но в связи с теми событиями, которые произошли (в Крыму и на Донбассе. – Авт. ), эту программу отсрочено, как минимум, на год. Есть предпосылки для создания и функционирования другого украинского лоу-кост – AtlasJet Украины, который так же планировал базировать самолеты во Львове. Но в авиакомпании возникли проблемы с назначениями и, соответственно, эта программа так же не была запущена», – пояснил он. Чеглатонев отметил, что полеты в Харьков лоукостер также прекратил полностью в связи с тем, что международная страховка сделала экономически нецелесообразным выполнение рейсов в этот регион.
Что будет дальше с ценами на билеты лоукост-компаний? Удержатся ли дешевые авиалинии на украинском рынке?
Эксперт в транспортной сфере, основатель общественного движения «Мы вместе» Александр Юраков рассказал о формировании себестоимости перевозок лоукостов. Стоимость топлива – одна из основных статей расходов. На нее и на другие составляющие, по словам эксперта, влияют колебания курса гривны. «Все расчеты проводятся, фиксируются в валюте, билеты продаются в гривнах. И просчитать, какой будет завтра курс, очень-очень сложно. Поэтому пока у нас не будет стабильной экономики – сложно прогнозировать и стоимость билета, и возможность открытия новых маршрутов…»- рассказывает эксперт. По его мнению, если в ближайшее время не будет повышаться стоимость закупки топлива, аэропортовые сборы за обслуживание пассажиров, не будет большой валютной курсовой разницы, то цены можно оставить на прежнем уровне.
В аэропортах также пока успокаивают – к концу года ситуация с ценами должна быть более или менее стабильной. По словам директора компании «Мастер Авиа» (оператора международного аэропорта «Киев» (Жуляны) Алексея Яковца, до конца года аэропорт «Киев» не ожидает повышения стоимости билетов в группе наибольшего лоукостера – компании «Виз Эйр Украина». Но это при условии, продолжает он, что гривна не будет значительно девальвировать. По его словам, сейчас идет работа с компанией по дальнейшему снижению стоимости ее обслуживания в аэропорту «Киев» и фиксации курса доллара (для оплаты билетов) на полгода на определенном уровне. Таким образом, у лоукостера будет видение перспективы развития и доходов, говорит он, а у клиентов – ценовая конъюнктура на билеты.
Впрочем, чтобы в дальнейшем удержать и развить рынок пассажирских авиаперевозок, эксперты призывают власть решить несколько проблем.
«К 2020 году рост рынка пассажирских авиаперевозок составит 1,4%, или это 8-11 миллионов пассажиров в год. О грузовых перевозках вообще молчу, потому что их доля очень мала», – озвучивает прогноз развития рынка доцент кафедры организации авиационных перевозок Института экономики и менеджмента НАУ Кристина Маринцева. Как изменить ситуацию? Нужно насыщать рынок новыми игроками, считает она. И в подтверждение своих слов приводит статистику. «Мы проанализировали работу одного лоукост-перевозчика 2011 года, когда он работал на рынке без конкурентов по направлению «Киев – Валенсия». Выяснилось, что он выполнил 29 рейсов при загруженности 76,5%. 29 рейсов – это очень мало для лоукостов. С появлением на другом направлении прямого конкурента в лице классической авиакомпании ситуация существенно изменилась», – рассказывает она. Поэтому государству нужно приложить усилия, чтобы расширить возможности участия на рынке для всех желающих.
Как это сделать?
Прежде, говорят участники, следует проверить рынок на предмет монополий. «Несколько лет назад наша компания хотела начать полеты из Днепропетровска, и мы даже получили слоты (разрешение аэропорта на прием самолетов авиакомпании в определенное время и по определенной процедуре. – Авт.). мы это разрешение получили, хотя было нелегко. А через день по факсу получили письмо, в котором говорилось об отзыве разрешения, мотивируя это тем, что продолжается планируемый ремонт взлетно-посадочной полосы. Насколько я знаю, эта фраза о ремонте фигурирует в аэропорту Днепропетровска уже в течение 8 лет», – объясняет суть проблемы директор по продажам авиаперевозчика Air Arabia Ukraine Елена Петренко.
В Госавиаслужбы только разводят руками и перекладывают ответственность на других. «Есть эта монополия? Ну, может, это имеет место быть. Ну хорошо, все о ней говорят, но никто с ней не пытается бороться», – говорит директор департамента авиационных перевозок и аэропортов Госавиаслужбы. А заниматься, по его мнению, этим должен Антимонопольный комитет, куда он и советует обращаться недовольным авиакомпаниям.
Во-вторых, надо ускорить подписание договора об «Открытом небе» с ЕС. «Он позволит большому количеству авиакомпаний летать в много пунктов, и это будет способствовать выходу на рынок многих перевозчиков … Это может стать серьезным стимулом для авиаперевозок между Украиной и ЕС и стимулировать выход новых авиакомпаний на отечественный рынок», – добавляет председатель Центра экономического и политического анализа, советник мэра по транспорту в КГГА Александр Кава.
И в-третьих, уравнять всех участников рынка и развивать внутренние перевозки. Сейчас Госавиаслужба пытается навести порядок в этом вопросе, обновив правила для получения назначений на полеты авиакомпаниями. Вокруг ее инициатив разгорелась дискуссия. По мнению Кавы, предложение Госавиаслужбы «не является стимулом для развития внутренних перевозок, поскольку это, по сути, попытка монополизировать рынок». Дело в том, что в представленных ведомством изменениях, указано: для получения разрешений на осуществление международных рейсов одно из условий – осуществление внутренних перевозок авиакомпаниями. «У нас предлагают заставить авиакомпании в течение года летать на чартерных линиях, и только после этого получить возможность летать на международных регулярных рейсах. Это не шаг вперед. Это только приведет к монополизации и сделает услуги авиаперевозок менее доступными для наших граждан», – говорит Кава и добавляет, что это ударит по лоукост.
«Эти нормы отменены в последней редакции, все нюансы были учтены», – зато в ответ ему резюмировал Коршук. Правда, как изменились правила, он не объяснил «Дню».
Но не все критикуют такую инициативу Госавиаслужбы. «Если, например, лоукост хочет зайти на наш рынок и зарабатывать на нем, – пожалуйста. Но сделайте свой вклад в развитие внутреннего рынка », – говорит «Дню» Яковец. Выполнить это условие, по его мнению, можно, используя для внутренних авиаперевозок более экономичные самолеты с меньшим количеством посадочных мест.
Наталия Билоусова
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас