Пять новаций фискальной системы
Во вторник парламент должен был рассмотреть и принять новый порядок сбора налогов в стране. Однако проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие законы Украины (относительно налоговой реформы)», №5079, инициатором которого является премьер-министр Арсений Яценюк, даже не был включен в повестку дня. Народные депутаты отказались голосовать за документ объемом в более 150 страниц, который был подан в ВР только во вторник утром. «В ходе этой трехмесячной работы вы (Министерство финансов и другие органы, которые готовили проект закона. – Авт.) не нашли времени на встречу со мной как с председателем комитета, с председателем бюджетного комитета», – сказал председатель парламентского комитета по вопросам таможенной и налоговой политики Виталий Хомутынник.
Уже вчера на сайте ВР появилась информация о том, что проект закона передан комитету Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики, комитету Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, комитету Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией и комитету Верховной Рады Украины по вопросам европейской интеграции.
• Новый документ предполагает прежде сокращение количества налогов и сборов – с 22 до девяти. Предлагается оставить налоги на прибыль предприятий, доходы физических лиц, добавленную стоимость, недвижимое имущество, акцизный и экологический налоги, рентную плату (объединит в себе плату за пользование недрами, сбор за пользование радиочастотным ресурсом и за специальное использование воды), пошлины, а также единый налог (в который войдет фиксированный сельскохозяйственный налог).
В целом же реформирования налоговой системы будет происходить в четырех направлениях. Первое – увеличение ресурсной базы местных бюджетов. Предлагается ввести акцизный налог с реализации через розничную торговую сеть пива, алкогольных напитков, табачных изделий и топлива (в размере не более 5% от стоимости реализованной продукции). Кроме этого, планируется расширить базу налогообложения за счет коммерческой (нежилой) недвижимости (здания предприятий и склады, гостиницы, рестораны и бары, туристические базы, торговые центры, магазины, СТО, столовые, базы и склады предприятий торговли и общественного питания, казино, игорные дома, здания бань и т.п.). Ставка налога будет устанавливаться местными органами в размере не более 2% размера минимальной зарплаты (24,36 гривны) за один метр квадратный в год. По подсчетам авторов документа, такие меры позволят увеличить поступления в бюджет на 8 и 2,7 миллиарда гривен соответственно.
Второе направление – реформирование налога на прибыль предприятий. В частности, по новым правилам субъектами хозяйствования отныне будут юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность как на территории Украины, так и за ее пределами, кроме бюджетных учреждений, общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, пенсионных фондов, целью которых может быть получение и распределение прибыли среди учредителей, членов органов управления, других связанных с ними лиц, а также среди работников таких организаций. Также субъектами хозяйствования не будут организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Кроме этого, предлагается отменить одиннадцать существующих льгот и ввести новые. В частности, это льготы на прибыль, полученную от хозяйственной деятельности по добыче нефти, газа (газового конденсата), прибыль предприятий машиностроения для агропромышленного комплекса, прибыль предприятий оборонно-промышленного комплекса и прибыль предприятий и организаций, основанных общественными организациями инвалидов.
Третье направление – реформирование налогообложения аграрного сектора. В этой области авторы закона предлагают три варианта. Постепенно, в течение трех лет, снизить один из критериев отнесения сельскохозяйственных предприятий до крупных – объема годового оборота 50 миллионов гривен (в 2016-м – 40 миллионов, в 2017-м – 30 миллионов, 2018 – 20 миллионов гривен).
Четвертое направление – упрощение ведения малого и среднего бизнеса. В этом случае закон предусматривает уменьшение количества групп плательщиков с шести до четырех. В первую группу войдут физические лица с доходом до 300 тысяч гривен, которые будут облагаться налогом по ставке до 10% минимальной заработной платы. Ко второй – лица с доходом до 1,5 миллиона гривен, до 10 сотрудников (до 20% МЗП). К третьей группе войдут физические и юридические лица с доходом до 20 млн грн (уплачивается 2% от дохода в случае уплаты НДС в общем порядке, 4% – без уплаты НДС). К четвертой – сельскохозяйственные товаропроизводители из долей сельскохозяйственного производства более 75% – от 0,03% об 1% за гектар нормативной денежной оценки земли.
Кроме этого, предлагается на 2015 – 2016 годы запретить проверки плательщиков единого налога и субъектов ведения хозяйства, в которых объемы дохода за предыдущий (отчетный) год не превышают 20 миллионов гривен. Проверки таких налогоплательщиков осуществляются исключительно по их заявлению, согласно решению суда или в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса.
В целом же, по подсчетам Кабмина, новые налоговые изменения позволят привлечь в бюджет дополнительно 62 миллиарда гривен.
• Примечательно, что новый закон, призванный кардинально изменить правила ведения экономики в стране, по мнению авторов, не требует общественного обсуждения. «Проект Закона Украины не требует проведения консультаций с общественностью», – говорится в пункте девятом пояснительной записки к нему. Несмотря на это, бизнес уже выступает с критикой законопроекта. В том числе и страховщики. «Согласно законопроекту №5079, предусматривается введение смешанной системы налогообложения (то есть 3% на доход в виде страховых платежей и налог на прибыль на общих основаниях). Указанное приведет к увеличению налоговой нагрузки на страховые компании на 35%, – говорится в сообщении Лиги страховых организаций, обнародованном вчера. – Это, в свою очередь, будет способствовать ухудшению финансового состояния страховых компаний, поскольку страховщики будут вынуждены платить налог независимо от финансового результата деятельности».
Члены лиги убеждены, введение смешанной системы налогообложения страховщиков является несправедливой и дискриминационной политикой, поскольку другие финансовые учреждения будут платить только один налог. «Это создает неравные условия для деятельности и инвестиций различными финансовыми учреждениями (банками, страховщиками, КУА и т.п.). В связи с этим с целью сохранения поступлений платежей в бюджет и для создания перспектив развития страхового рынка Украины предлагается ввести трехлетний переходный период», – отмечается в сообщении.
Впрочем, следующее пленарное заседание состоится 14 октября, следовательно, у властей еще есть время, чтобы услышать голос общественности и бизнеса по этому законопроекту. А пока «День» спросил бывшего министра экономки Украины, президента Центра рыночных реформ Владимира Ланового о том, что будет означать для бизнеса и общества новая система реформ:
- Изменения в налоговой системе – поверхностные. Они имеют характер не качества, а количества. У нас вообще налоговая система сегодня разрушает бизнес, издевается над правом собственности, арестовывает имущество, поднимает карательные действия. Государство построило карательный аппарат вместо того, чтобы создать аппарат, который помогает бизнесу и людям реализовывать свои финансовые потребности.
• Вопрос – в системном решении. Нам не нужна налоговая милиция, которая наказывает всех и ни перед кем не ответственна.
И это все – известные слова. Но, к сожалению, приходится их повторять, потому что никто на них не реагирует соответствующим образом.
Сокращение количества налогов, к сожалению, не означает значительные изменения. Эти налоги просто будут объединены, несколько платежей сведут в один. То есть кардинальных изменений, которые нужны для системы налоговых отношений между обществом и государством, пока нет. Нет также и осознания, что налоговую систему нужно делать декларативной, а не принудительной.
Кстати, все эти принципы прописаны в Европейской налоговой хартии. И авторам налоговых реформ нужно обратить на нее внимание, а не действовать так – в одной области уменьшить налоги, а в другой – поднять. И все, что мы имеем, это лозунги «Мы все работаем». Но такая работа ничего не дает для системных изменений.
Тем более, не могут налоговики выписывать законодательство и нормы о налоговых отношениях. Нужно привлекать третью сторону. И то, что в пояснительной записке к документу указано, что он не подлежит общественному обсуждению, означает, что продолжается «выкручивание» рук людям.
• Нужны принципиально другие подходы. Если говорить об элементарном – ввести прогрессивную шкалу налогообложения. Разница между каждой шкалой – 5%, и начинается она не с нуля, а с 5. Дело в том, что человек, который получает тысячу с лишним гривен, не должен ничего платить, а еще лучше – получать доплату из государственного бюджета, как это делается в США.
Эта система налоговиками строилась на протяжении восемнадцати лет. И они постепенно построили монстра. Его нужно увидеть со всех сторон. А в правительстве нет специалистов, которые бы понимали такую экономическую сущность.
Мария Юзич
По материалам: День
Поделиться новостью