Пять новаций фискальной системы — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Пять новаций фискальной системы

Казна и Политика
1926
Во вторник парламент должен был рассмотреть и принять новый порядок сбора налогов в стране. Однако проект закона «О внесении изменений в Налоговый кодекс и некоторые другие законы Украины (относительно налоговой реформы)», №5079, инициатором которого является премьер-министр Арсений Яценюк, даже не был включен в повестку дня. Народные депутаты отказались голосовать за документ объемом в более 150 страниц, который был подан в ВР только во вторник утром. «В ходе этой трехмесячной работы вы (Министерство финансов и другие органы, которые готовили проект закона. – Авт.) не нашли времени на встречу со мной как с председателем комитета, с председателем бюджетного комитета», – сказал председатель парламентского комитета по вопросам таможенной и налоговой политики Виталий Хомутынник.
Уже вчера на сайте ВР появилась информация о том, что проект закона передан комитету Верховной Рады Украины по вопросам налоговой и таможенной политики, комитету Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, комитету Верховной Рады Украины по вопросам борьбы с организованной преступностью и коррупцией и комитету Верховной Рады Украины по вопросам европейской интеграции.
• Новый документ предполагает прежде сокращение количества налогов и сборов – с 22 до девяти. Предлагается оставить налоги на прибыль предприятий, доходы физических лиц, добавленную стоимость, недвижимое имущество, акцизный и экологический налоги, рентную плату (объединит в себе плату за пользование недрами, сбор за пользование радиочастотным ресурсом и за специальное использование воды), пошлины, а также единый налог (в который войдет фиксированный сельскохозяйственный налог).
В целом же реформирования налоговой системы будет происходить в четырех направлениях. Первое – увеличение ресурсной базы местных бюджетов. Предлагается ввести акцизный налог с реализации через розничную торговую сеть пива, алкогольных напитков, табачных изделий и топлива (в размере не более 5% от стоимости реализованной продукции). Кроме этого, планируется расширить базу налогообложения за счет коммерческой (нежилой) недвижимости (здания предприятий и склады, гостиницы, рестораны и бары, туристические базы, торговые центры, магазины, СТО, столовые, базы и склады предприятий торговли и общественного питания, казино, игорные дома, здания бань и т.п.). Ставка налога будет устанавливаться местными органами в размере не более 2% размера минимальной зарплаты (24,36 гривны) за один метр квадратный в год. По подсчетам авторов документа, такие меры позволят увеличить поступления в бюджет на 8 и 2,7 миллиарда гривен соответственно.
Второе направление – реформирование налога на прибыль предприятий. В частности, по новым правилам субъектами хозяйствования отныне будут юридические лица, осуществляющие хозяйственную деятельность как на территории Украины, так и за ее пределами, кроме бюджетных учреждений, общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, пенсионных фондов, целью которых может быть получение и распределение прибыли среди учредителей, членов органов управления, других связанных с ними лиц, а также среди работников таких организаций. Также субъектами хозяйствования не будут организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности.
Кроме этого, предлагается отменить одиннадцать существующих льгот и ввести новые. В частности, это льготы на прибыль, полученную от хозяйственной деятельности по добыче нефти, газа (газового конденсата), прибыль предприятий машиностроения для агропромышленного комплекса, прибыль предприятий оборонно-промышленного комплекса и прибыль предприятий и организаций, основанных общественными организациями инвалидов.
Третье направление – реформирование налогообложения аграрного сектора. В этой области авторы закона предлагают три варианта. Постепенно, в течение трех лет, снизить один из критериев отнесения сельскохозяйственных предприятий до крупных – объема годового оборота 50 миллионов гривен (в 2016-м – 40 миллионов, в 2017-м – 30 миллионов, 2018 – 20 миллионов гривен).
Четвертое направление – упрощение ведения малого и среднего бизнеса. В этом случае закон предусматривает уменьшение количества групп плательщиков с шести до четырех. В первую группу войдут физические лица с доходом до 300 тысяч гривен, которые будут облагаться налогом по ставке до 10% минимальной заработной платы. Ко второй – лица с доходом до 1,5 миллиона гривен, до 10 сотрудников (до 20% МЗП). К третьей группе войдут физические и юридические лица с доходом до 20 млн грн (уплачивается 2% от дохода в случае уплаты НДС в общем порядке, 4% – без уплаты НДС). К четвертой – сельскохозяйственные товаропроизводители из долей сельскохозяйственного производства более 75% – от 0,03% об 1% за гектар нормативной денежной оценки земли.
Кроме этого, предлагается на 2015 – 2016 годы запретить проверки плательщиков единого налога и субъектов ведения хозяйства, в которых объемы дохода за предыдущий (отчетный) год не превышают 20 миллионов гривен. Проверки таких налогоплательщиков осуществляются исключительно по их заявлению, согласно решению суда или в соответствии с требованиями Уголовно-процессуального кодекса.
В целом же, по подсчетам Кабмина, новые налоговые изменения позволят привлечь в бюджет дополнительно 62 миллиарда гривен.
• Примечательно, что новый закон, призванный кардинально изменить правила ведения экономики в стране, по мнению авторов, не требует общественного обсуждения. «Проект Закона Украины не требует проведения консультаций с общественностью», – говорится в пункте девятом пояснительной записки к нему. Несмотря на это, бизнес уже выступает с критикой законопроекта. В том числе и страховщики. «Согласно законопроекту №5079, предусматривается введение смешанной системы налогообложения (то есть 3% на доход в виде страховых платежей и налог на прибыль на общих основаниях). Указанное приведет к увеличению налоговой нагрузки на страховые компании на 35%, – говорится в сообщении Лиги страховых организаций, обнародованном вчера. – Это, в свою очередь, будет способствовать ухудшению финансового состояния страховых компаний, поскольку страховщики будут вынуждены платить налог независимо от финансового результата деятельности».
Пять новаций фискальной системы
Члены лиги убеждены, введение смешанной системы налогообложения страховщиков является несправедливой и дискриминационной политикой, поскольку другие финансовые учреждения будут платить только один налог. «Это создает неравные условия для деятельности и инвестиций различными финансовыми учреждениями (банками, страховщиками, КУА и т.п.). В связи с этим с целью сохранения поступлений платежей в бюджет и для создания перспектив развития страхового рынка Украины предлагается ввести трехлетний переходный период», – отмечается в сообщении.
Впрочем, следующее пленарное заседание состоится 14 октября, следовательно, у властей еще есть время, чтобы услышать голос общественности и бизнеса по этому законопроекту. А пока «День» спросил бывшего министра экономки Украины, президента Центра рыночных реформ Владимира Ланового о том, что будет означать для бизнеса и общества новая система реформ:
- Изменения в налоговой системе – поверхностные. Они имеют характер не качества, а количества. У нас вообще налоговая система сегодня разрушает бизнес, издевается над правом собственности, арестовывает имущество, поднимает карательные действия. Государство построило карательный аппарат вместо того, чтобы создать аппарат, который помогает бизнесу и людям реализовывать свои финансовые потребности.
• Вопрос – в системном решении. Нам не нужна налоговая милиция, которая наказывает всех и ни перед кем не ответственна.
И это все – известные слова. Но, к сожалению, приходится их повторять, потому что никто на них не реагирует соответствующим образом.
Сокращение количества налогов, к сожалению, не означает значительные изменения. Эти налоги просто будут объединены, несколько платежей сведут в один. То есть кардинальных изменений, которые нужны для системы налоговых отношений между обществом и государством, пока нет. Нет также и осознания, что налоговую систему нужно делать декларативной, а не принудительной.
Кстати, все эти принципы прописаны в Европейской налоговой хартии. И авторам налоговых реформ нужно обратить на нее внимание, а не действовать так – в одной области уменьшить налоги, а в другой – поднять. И все, что мы имеем, это лозунги «Мы все работаем». Но такая работа ничего не дает для системных изменений.
Тем более, не могут налоговики выписывать законодательство и нормы о налоговых отношениях. Нужно привлекать третью сторону. И то, что в пояснительной записке к документу указано, что он не подлежит общественному обсуждению, означает, что продолжается «выкручивание» рук людям.
• Нужны принципиально другие подходы. Если говорить об элементарном – ввести прогрессивную шкалу налогообложения. Разница между каждой шкалой – 5%, и начинается она не с нуля, а с 5. Дело в том, что человек, который получает тысячу с лишним гривен, не должен ничего платить, а еще лучше – получать доплату из государственного бюджета, как это делается в США.
Эта система налоговиками строилась на протяжении восемнадцати лет. И они постепенно построили монстра. Его нужно увидеть со всех сторон. А в правительстве нет специалистов, которые бы понимали такую экономическую сущность.
Мария Юзич
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас