Война автопрома — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Война автопрома

Казна и Политика
1137
Украинский автопром надолго запомнит лето и осень 2014. Отрасль переживает шок от войны на Востоке страны. В августе производство автомобилей упало до неприличного минимума, только до нескольких сотен штук. Таких объемов отрасль не демонстрировала даже в кризисные 2008-2009 гг. Четыре крупнейшие заводы практически остановили выпуск легковых автомобилей. Резко падают и продажи. Среди причин – снижение спроса из-за подорожания автомобилей и изменение покупательских приоритетов. Потенциальные покупатели больше думают о выживании, чем о покупке дорогого транспортного средства.
Подливает масла в огонь срыв налаженных бизнес-связей с поставщиками комплектующих, которые размещаются на Востоке страны, в зоне боевых действий. Представители предприятий утверждают, что такая остановка – не навсегда. На таком фоне два крупнейших производителя подали жалобу на импорт российских легковых авто, и очень вероятно, что ее могут удовлетворить. Если импорт автомобилей из РФ действительно закроют, это будет один из первых серьезных “ответов Чемберлену” в торговой войне (после отказа от природного газа), которая длится с перерывами уже с десяток лет. Главное, чтобы восстановился спрос на внутреннем рынке, а это, скорее всего, будет длительным и непростым процессом.
Таможня не даст добро
18 сентября было опубликовано решение Межведомственной комиссии по международной торговле (МКМТ), национального органа, устанавливающий торговые барьеры для импортной продукции, которая “преподнесла подарок” российским производителям легковых автомобилей. МКМТ возбудила антисубсидиарное расследование относительно легковушек с РФ, то есть она намерена проверить, действительно ли автопроизводителей из соседней страны дотирует государство, что ставит их в неравное, более выгодное положение в конкурентной борьбе.
По процедуре, комиссия будет изучать аргументы заинтересованных сторон в течение двух месяцев. Итак, МКМТ выходит на принятие решения по итогам расследования на конец декабря – начало января. Так что “подарок” российским импортерам вполне может стать новогодним. Поскольку россияне не особо церемонились в последние годы и ограничивали импорт товаров из Украины ккаких только хотели и могли (кроме того, что в РФ не производится), особенно на снисхождение со стороны МКМТ им рассчитывать, пожалуй, не стоит.
Тем более, что уже сейчас аргументы украинских производителей, которые просят о защите, надо признать, весомые. А круг заявителей – подписантов жалобы в МКМТ – такого уровня, что чиновникам будет неудобно не учесть или хотя бы не принять во внимание просьбу о защите. Вместе с Запорожским автомобилестроительным заводом Тариэла Васадзе жалобу в комиссию подал завод легковых автомобилей корпорации “Богдан” Петра Порошенка.
Как сказано в тексте решения МКМТ, заявители жалобы предоставили достаточно информации о том, что российские производители “пользуются отдельными льготами от субсидий, предоставляемых госорганами РФ для производства, продажи легковых автомобилей”. Почему какого решения не приняли сразу, если этой информации достаточно уже сейчас, на этапе подачи жалобы, непонятно. Ведь, опять же, часто российские органы, пытаясь давить на Украину, ограничивали наши поставки сразу, разбираясь, что к чему, немного спустя.
Очевидно, члены МКМТ опасаются обвинений в недостаточном обосновании будущего решения и хотят выслушать аргументы, если таковые будут, от второй стороны – российских поставщиков. Аргументы украинских производителей, изложенные в жалобе, если упростить, сводятся к тому, что российские конкуренты получают массированную поддержку государства, и это дает им возможность нечестно конкурировать и приводит к падению выпуска автомобилей в Украине. Механизмов для этого используется много, и они публичные. Льготы, в частности, предусмотрено в рамках подпрограммы “Автомобильная промышленность” российской федеральной программы, направленной на развитие местной промышленности. Есть программы государственной экспортной поддержки, например, страхование российских экспортеров от предпринимательских и политических рисков, государственная поддержка экспорта. Госбюджет РФ на 2013-й и планы на 2014-2015 гг. Предусматривают компенсацию части затрат на обслуживание долга, разработку новых моделей автомобилей. Такая господдержка не снилась и многим западным автомобилестроителям, а не только украинскому автопрому.
В какой форме, пошлины или квота, МКМТ решит предоставить защиту отечественному производителю, пока судить сложно. Однако уже сейчас видно, что под возможное ограничение подпадает довольно значительная часть автомобильного пирога. По данным Госстата, 2013 в Украину завезено 22,2 тыс. штук легковых автомобилей на сумму 221 млн долл., что составляет 13% от всего импорта той автомобильной техники, по которой начато расследование. В 2012 на российские легковушки общей стоимостью 334 млн долл. (37,4 тыс. штук) приходилось 18% от всего импорта в Украину.
По тормозам
Следует сказать, что украинские производители выбрали идеальное время для подачи такой жалобы. Регуляторам будет очень легко принимать решения о защите внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции со стороны россиян не только из-за российской военной агрессии, но и потому, что конца краю не видно российским торговым мерам относительно отечественной продукции.
Именно в августе производство автомобилей в Украине достигло исторического дна. Такого не было даже во время финансового кризиса 2008. В августе внутренний выпуск техники всех видов упал в 13 раз по сравнению с августом прошлого года (до 436 штук), а легковушек – до 189 единиц, то есть почти в 28 раз.
Такой обвал – результат фактической остановки четырех крупнейших автомобилестроительных предприятий: уже упомянутых ЗАЗа и завода корпорации “Богдан”, а также Кременчугского автосборочного завода (КрАСЗ, корпорации “АИС” Дмитрия Святаша и Василия Полякова) и завода “Еврокар” (входит в “Атолл Холдинг “Виктора Петренка). Практически все выпускаемые в августе легковушки сошли с конвейера закарпатского “​​Еврокар” (157 штук), но это смешные объемы для этого предприятия – в прошлом августе завод производил столько за четыре дня.
Как показывает статистика отраслевой ассоциации “Укравтопром”, президентский “Богдан” составил в июле и августе ноль легковых автомобилей, хотя еще в августе прошлого года произвел 1067 штук. КрАБЗ выпустил 165 единиц в июле и простоял весь август. Запорожский завод выпускал считанные штуки в июле-августе (по сравнению с 1,5 тыс. единиц в августе прошлого года).
Самые пессимистичные слухи ходят по рынку о дальнейших перспективах отечественного автопрома. В конце августа народ начал судачить, что КрАСЗ и вовсе закрыт, цеха опечатаны, а сотрудники уволены, и владельцы намерены перенести сборочные мощности за пределы страны. Однако уже в начале сентября пресс-служба завода поспешила опровергнуть такие слухи. По словам представителей предприятия, руководство компании приняло решение только временно остановить составления ряда моделей, заменив их импортом готовых машин. Часть цехов компания планирует переоборудовать для выпуска специальной техники.
Временной остановку производственных мощностей называют и на ЗАЗе. Мол, речь не идет о прекращении существования завода как такового. Просто надо сократить объемы выпуска в соответствии с ситуацией на рынке. Правда, за туманными формулировкой, что ЗАЗ “вынужден адаптировать количество сотрудников за счет сокращения избыточного штата под текущие объемы производства”, скрывается не что иное, как понимание того, что проблемы на рынке могут затянуться.
На КрАСЗ оценивают обвал потребления на уровне 70-80% в связи с потерей трех региональных рынков (Крыма, частей Донецкой и Луганской областей) и девальвацией гривни, которая привела к подорожанию автомобилей.
О возможной остановке ЗАЗа в августе Тариэл Васадзе предупреждал еще в июле. По его словам, тогда 30-40% комплектующих поступало из восточных областей, находящихся в зоне конфликта. Военные действия привели к значительным перебоям с поставками этих комплектующих. Без подвоза новых партий запас комплектующих должен был исчерпаться до начала осени, что, скорее всего, и произошло. Несложно догадаться, что большая часть предприятий-поставщиков, расположенных в зоне АТО, рискует уже никогда не вернуться на рынок. Поэтому украинским автомобильным заводам придется переходить на закупку запчастей по импорту, на что потребуется время и сделает производство дороже.
Один из девяти украинских заводов, Часовоярский автобусный (Донецкая область), который ближе всего расположен к зоне боевых действий. Нанесены ли предприятию убытки в результате военных действий, пока неизвестно, но “Укравтопром” не располагает данными о производстве предприятием автобусов в августе.
Исключение из правил
Единственным заводом, который показывает положительную динамику в нынешних условиях, является “АвтоКрАЗ” Константина Жеваго. В августе предприятие увеличило выпуск грузовиков на 17%, до 123 единиц, по сравнению с августом прошлого года. За восемь месяцев 2014 “АвтоКрАЗ” произвел 733 грузовика, на 39% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Секрет такой динамики прост: предприятие ориентировано на экспорт, и ему удалось найти сбыт в странах дальнего зарубежья.
Традиционно к 2013 в Россию отгружалось до половины всех грузовиков “АвтоКрАЗ”, однако в прошлом году доля российских покупателей в продажах кременчугского завода снизилась после введения в сентябре 2012 утилизационного сбора на импорт автомобилей. Когда компания делала производственные планы на 2014, то закладывала увеличение сотрудничества с Россией. Понятно, что теперь об этом не может быть и речи.
Без восстановления мира украинский спрос на автомобили восстановить не удастся. Поэтому до тех пор, пока на Востоке будут продолжаться боевые действия (пусть даже не в активной фазе), загрузить отечественные автомобилестроительные и сборочные предприятия заказами от украинских покупателей невозможно. Но даже при условии восстановления мира далеко не факт, что отечественный автопром сможет быстро вернуться к объемам даже 2013, которые некогда казались низкими.
Роман Ивченко
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас