Все вопросы к НБУ — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Все вопросы к НБУ

Энергетика
1325
Новый виток роста цен на нефтепродукты привел к депрессии не только автомобилистов, но и владельцев АЗС. Проблемы первых прекрасно чувствуют вторые, фиксируя рекордное падение продаж. Единственный позитив, который еще остается, это наличие топлива как такового, с чем также намечались сложности. Какие прогнозы? Спросите у НБУ.
Новый девальвационный виток не заставил долго ждать реакции топливного рынка. Первые несколько дней 20-30-копеечное сползание курса еще как-то “проглотили”. Переступать психологический барьер в 16 грн/л за А-95 торговцам качественным товаром не хотелось так же, как переходить через 15 грн/л поставщикам топлива местного и не всегда лучшего разлива. “Лучше потерять в прибыли, чем потерять продажи”, – объяснял один из трейдеров. Но когда суммарно в курсе нарисовалась дополнительная гривна, и он перевалил за 13, все “предрассудки” были отброшены. Дополнительную гривну за два-три дня дорисовали трейдеры как первого, так и второго типа.
Удивляться особенно нечему, поскольку в Украине цена нефтепродуктов на 90% состоит из валютных частей. Около 55% стоимости приходится на цену закупки на границе (85% топлива у нас составляет импорт), еще до 35% составляют налоги, определенные в евро (акциз). Понимая, что завтра придется закупать валюту на Межбанке по новому курсу, поставщик вынужден искать дополнительные ресурсы для новой поставки. Иными словами, повышать цены.
Необходимо также отметить, что и без девальвационного давления рынок нефтепродуктов находился в очень напряженной ситуации. В конце июля вновь обострилась проблема с поставками бензина из Беларуси, а это почти 50% украинского рынка. Эти сюрпризы таковыми уже не являются, поскольку в прошлом году ситуация была аналогичной. Причина та же: ресурсы белорусских НПЗ начинают высасывать россияне, которые никак не научатся балансировать свой ​​рынок, несмотря на ручное управление.
Уже где года четыре в мае-июле россияне фактически осаждают белорусов, заставляя выгружать весь бензин на восток. В прошлом году дошло до того, что экспорт белорусского бензина приходилось согласовывать с российским минэнерго. В конце минувшего июля госэкспортёр “Белорусская нефтяная компания” (БНК) сообщила украинским контрагентам, что выполнить обязательства по поставкам в августе не сможет. “Обещают наверстать зимой”, – “шутит” один из трейдеров.
Избежать недостатка в разгар сезона удалось без особой паники. Часть белорусского портфеля перекочевала литовской “Орлен Летува”. Также поднажали трейдеры в морских портах Украины. Но главное, что помог рынку… кризис. Начиная с мая продажи бензина в стране упали на 20%.
Это означает, что вместо прошлогодних 360 тыс. т в нынешнем августе понадобится около 290 тыс. т бензина, а учитывая новый ценовой скачок, и еще меньше. Замечу, по дизельному топливу вопросов не возникло вообще, поскольку этот продукт в России не востребован.
К слову, белорусы в результате немного реабилитировались. На днях стало известно, что БНК закупила 15 тыс. т бензина на балтийском рынке для замещения объемов, которые выпали в Украине. От белорусов такого шага ждали давно, но, как известно, лучше поздно, чем никогда. БНК также анонсировала строительство на Мозырском НПЗ дополнительных резервуаров для накопления топлива на период плановых ремонтов.
Обменник в помощь
Безусловно, основное внимание уделяют ценам. Новое слово (читай – цена) в истории украинского рынка – 17 грн/л на бензин и на гривну меньше на ДТ – сначала вызывает шок, а потом разочарование. “Продажи сразу упали на 10%”, – рассказал руководитель крупной сети заправок.
Насколько объективна такая цена? Как показывает статистика, в 2013 г. средняя цена бензина А-95 составляла 1,01 евро/л, в январе-августе 2014 г. – 0,91 евро/л. Относительно дизтоплива такое сравнение выглядит как 0,92 евро/л в прошлом году против 0,86 евро/л нынешнего, несмотря на то, что в апреле был вдвое увеличен акцизный сбор.
Обратим внимание также на тот факт, что котировки нефтепродуктов на внешнем рынке по сравнению с прошлым годом практически не изменились. Очевидно, что падение цен в валютном эквиваленте на фоне сохранения закупочных цен, акцизов на бензин и повышение акциза на ДТ означает сокращение маржи владельцев АЗС.
Прошлый год был удачным для рынка, но события этого года свидетельствуют о синусоидальном характере этого успеха. Хорошие результаты создавали предпосылки для инвестиционного рывка в 2014 г. Однако вместо этого сегодня есть только завершение ранее начатых объектов, косметические ремонты вместо строительства и замороженные перспективы.
Каковы перспективы изменения цен? Этот вопрос в недавнего времени необходимо переадресовывать Национальному банку Украины, хотя его главе Валерии Гонтаревой пока не удалось произвести впечатление в чем-то уверенного человека.
“Цена будет полностью зависеть от курса, как только снизится, мы пойдем вниз, торговать по таким ценам невозможно!” – уверяет руководитель крупной сети. Опрошенные трейдеры питают надежды, что в ближайшее время курс доллара вернется к отметке 12 грн, потому что, по их данным, этот скачок был искусственным, организованным “под заход” крупной суммы по экспортным аграрными контрактам. Как будет на самом деле, скоро увидим. Поэтому все внимание на обменные пункты.
Сергей Куюн
По материалам:
Дзеркало Тижня
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас