Почему при стабильно высоких ценах на нефть в России вырастут налоги? — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Почему при стабильно высоких ценах на нефть в России вырастут налоги?

Мир
602
Бюджет на 2015 год балансируется с трудом, регионы наращивают долги, которые уже нечем отдавать, обсуждается сокращение расходов и повышение налогов. При этом легко находятся средства на мегапроекты вроде саммита АТЭС, Олимпиаду, чемпионат мира по футболу. Впрочем, когда бюджет составляется лишь на три года, такие перекосы естественны.
Объем доходов консолидированного бюджета России на 2015 год, включая внебюджетные фонды, составил в 2013 году 36,6 процента внутреннего валового продукта страны. Это та часть экономики, которую государство изымает для последующего перераспределения. Расходы бюджета составили 37,9 процента ВВП. Если не считать кризисный 2009-й и посткризисный 2010 год, то за период с 2000 года это самые низкие доходы и самые высокие расходы бюджетов всех уровней. Причем нельзя сказать, что условия значительно ухудшились: цены на нефть стабильно высоки, а темпы экономического роста, хоть и замедлившегося, остаются в положительной зоне.
На кого же сегодня падает основная нагрузка, связанная с несбалансированностью бюджета? Ведь если за основные социальные обязательства государства отвечают региональные и местные власти, то их доходы и расходы должны быть максимально зачищены от макроэкономических колебаний. Социальные пособия, зарплаты врачей и учителей, работа детских садов, школ и больниц не должны зависеть от того, кризис в стране или нет. Напротив, пережить временное сокращение очередных многомиллиардных вливаний могли бы очередная «стройка века» или госкорпорация. До 2011 года так и происходило — основное падение доходов федерация принимала на себя, увеличивая финансовую помощь регионам. А как теперь?
Начиная с 2011 года федеральная политика резко изменилась: приоритетом стали федеральные расходы, а финансовая помощь регионам оказывается по остаточному принципу. В результате располагаемые доходы федерального уровня начали расти, а регионального — падать. Такое изменение бюджетной политики совпало с реализацией указов президента от 12 мая 2012 года. Согласно им, зарплата бюджетников в основных социальных сферах постепенно должна быть доведена к 2018 году до уровня среднего по экономике в каждом регионе. Это, по самым скромным оценкам, составляет один процент ВВП дополнительных расходов.
Если обязательства регионов по расходам растут, то должны расти и их доходы. Но где их взять? Это могут быть либо дополнительные налоги, либо финансовая помощь из Центра. Только вот новых налогов регионы не получили. А реальный объем финансовой помощи из федерального бюджета регионам падает уже четвертый год подряд. В результате доходы регионов не только не выросли, но и к 2013 году упали до рекордно низкого за все время после распада СССР уровня в 12,2 процента ВВП. Получается, бюджетные проблемы переместились с федерального уровня на региональный: стремясь выполнить неподъемные обязательства по выплате заработной платы бюджетникам, регионы резко сократили расходы на развитие инфраструктуры и обросли долгами.
Что будет дальше? Затягивать пояс и сокращать расходы на инфраструктуру можно лишь временно, а потом она начнет разваливаться. Чтобы этого не допустить, федерация должна либо передать регионам дополнительные доходы, либо снять с них часть расходов. Отдавать же свои доходы или брать на себя региональные расходы федерация не хочет. Тогда не хватит денег на вооружение и проведение очередных чемпионатов.
Залезать в долги при высоких ценах на нефть — это самоубийство бюджетной системы с отягчающими обстоятельствами. Поэтому все, что может в данном случае сделать Минфин, — это предложить повысить пенсионный возраст и увеличить налоговое бремя на экономику. Речь идет о введении налога с продаж, индексации акцизов, отмене ряда налоговых льгот и повышении страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Эти меры необходимы были еще в 2012 году, когда принимались решения по указам президента.
Из всего выше сказанного можно сделать один вывод. У правительства нет системы долгосрочного стратегического бюджетного планирования, позволяющей не только предвидеть, но и заранее оценить финансовые последствия тех или иных событий или решений. И принять соответствующие превентивные меры. Вместо этого начинает заниматься решением проблемы, когда она уже возникла. Возможно, ситуацию изменит недавно принятый закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Но сомнения в этом пока остаются.
Александр Дерюгин, Директор Центра исследований региональных реформ РАНХиГС
По материалам:
Лента.РУ
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас