Почему программы "доступного жилья" в Украине лучше было бы свернуть — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Почему программы "доступного жилья" в Украине лучше было бы свернуть

Казна и Политика
1350
В 2010 году правительство основало программу “Доступное жилье”, чтобы хоть как-то улучшить жизнь значительного количества бесквартирных украинцев. Однако, за годы существования этой программы вылезло много острых углов – и жилье оказалось не таким уж и доступным, и механизмы компенсации процентов или внесения части стоимости давали сбои не раз. А с принятием закона “О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине” заключения новых договоров вообще прекратили.
В чем выгода и для кого
Использование бюджетных средств на программы льготной покупки жилья является эффективным, убежден председатель правления Государственного фонда содействия молодежному жилищному строительству Леонид Рисухин. А механизмы такой финансовой поддержки граждан будут существовать и в дальнейшем.
“В 2013 году в ходе реализации государственных социальных жилищных программ из государственного и местных бюджетов было выделено 234 млн. грн. Это позволило привлечь собственные средства граждан, кредитные средства банков на общую сумму 1,3 млрд. грн. В процессе освоения средств строительные организации за счет обязательных платежей налогов, взносов в социальные фонды в том же году в бюджет вернули около 325 млн. грн. То есть, если сравнить 234 млн. грн. – потратили и 325 млн. грн. – вернули, причем есть дома, 3,4 тыс. семей имеют жилье, при этом есть занятость в строительной отрасли и работает экономика. Это очень эффективное на мой взгляд использование средств государственного бюджета”, – убежден Рисухин.
Но несмотря на подобную экономическую целесообразность, заключение новых договоров было прекращено. “Когда принимались изменения в государственный бюджет на 2014 год, в этих положениях было записано, что при наличии экономических условий, нужно вернуться к реализации социальных программ. И мы рассчитываем, что жилищные программы – в том числе. Когда это будет сделано, более подробно может ответить только финансово-экономический блок правительства. Мы сейчас пытаемся решить реальные вопросы – это финансирование существующих задолженностей. У нас в прошлом году недофинансирована была программа по предоставлению льготных кредитов и программа доступного жилья 30/70. Вот этими вопросами мы сейчас занимаемся”, – пояснил Рисухин. Недофинансирование этих программ в прошлом году составило 25 млн. грн и 40 млн. грн. соответственно.
Также было принято решение о помощи пострадавшим вследствие неплатежеспособности банков. “Впервые эта проблема возникла в марте этого года. Мы обратились в Генеральную прокуратуру, в Национальный банк с просьбой поддержать платежеспособность этих банков (“Южкомбанк” и “Автокразбанк” – ред.). К сожалению, решение, которое сразу могло бы помочь, не было найдено. Поэтому было решение о том, чтобы подготовить соответствующий законодательный акт, который бы решил вопрос погашения компенсации потерь этих граждан – а их насчитывается 188 семей, – которые не могут получить в том размере компенсации из фонда гарантирования вкладов”, – рассказал глава правления фонда.
Вопрос, почему же для реализации программы были выбраны такие ненадежные банки, остается открытым.
“Доступное жилье” оказалось доступным не для всех
Одним из условий всех программ доступного жилья является соответствующий уровень доходов граждан, которые хотят принять в них участие. Например получить льготный ипотечный кредит от государства могут граждане в возрасте до 35 лет. “При этом эти граждане должны стоять в очереди на жилье, и иметь доходы, для того, чтобы платить кредит. То есть, это льготный кредит, с дополнительными преференциями, которые государство предоставляет, но все же это кредит, который нужно возвращать”, – пояснил председатель правления.
В программе этот пункт прописан примерно так: “официальный доход семьи должен быть таким, чтобы ежемесячный платеж по кредиту без учета частичной компенсации процентов (то есть по ставке 16% годовых, из них 13% компенсирует государство – ред.) не превышал 40% его размера, а часть, которая остается, была не менее, чем прожиточный минимум в расчете на каждого члена семьи”. Это условие явно не для тех украинцев, которые получают среднюю по стране заработную плату – 3430 грн., по состоянию на май текущего года.
В другой программе – так называемой 30/70, когда 70% от стоимости жилья платит гражданин, а 30% – государство, также есть условие, которое отсеивает большую часть претендентов: в ней могут принимать граждане, которые стоят в квартирной очереди, которые могут оплатить 70% от стоимости жилья единовременно. “Здесь есть ограничение максимального размера доходов – пятикратный размер средней заработной платы на каждого члена семьи по данному региону. Это достаточно большая планка, но идея в том, чтобы исключить доступ к этой программе богатых и супербогатых людей”, – рассказал Рисухин.
В программе стоимости ипотечных кредитов не обязательно стоять в квартирной очереди. Но нужно подтвердить свое право на государственную поддержку двумя другими способами: или проживать в общежитии и иметь соответствующую справку, или по месту жительства иметь менее 9 кв. г. жилой площади на человека, члена семьи. “Первый взнос по этой программе составляет 25% от стоимости жилья. Есть определенные ограничения по площади, предоставляемой семье. Безусловным условием банков, предоставляющих кредиты, является соответствующая сумма доходов – чтобы гражданин мог оплатить кредит, который он берет”, – добавил эксперт.
Тем не менее, желающих получить “доступное жилье” только по программе льготного кредитования есть 15 тыс. семей. В целом же по Украине нуждаются в улучшении жилищных условий 800 тыс. семей.
Программа-популизм?
По мнению президента Ассоциации специалистов по недвижимости Сергея Злыдня, программы вроде “доступного жилья” не что иное, как предвыборный популизм, который периодически всплывает с приближением выборов и т.д. А сбои в работе этих механизмов связаны прежде всего с отсутствием денег в бюджете, ведь они зависят прежде всего от финансирования из казны.
“Эти программы смогут работать тогда, если в них направить частный капитал. Они очень капиталоемкие. Но направление в них частных инвестиций – это вопрос в первую очередь получения прибыли. С инвестиционной привлекательностью у нас сложная ситуация, и потому этого не происходит”, – считает эксперт. По его мнению, надо дать возможность украинцам самостоятельно решать свои жилищные проблемы через развитие адекватной системы ипотеки.
“Во всех цивилизованных странах работает именно эта схема – финансовая. Дать людям возможность получать доступные кредитные средства и чтобы они сами могли решить, какую недвижимость им купить. Главное – оживить финансовую систему”, – подытожил он.
Давно понятно, что те украинцы, которые действительно нуждаются в квадратных метрах, воспользоваться разрекламированным “Доступным жильем” на самом деле не могут. Но из приведенных красивых цифр очевидно, что свой доход от реализации этих программ государство имеет. И это – не считая закулисных договоренностей и коррупционных откатов, которые несомненно, есть и в этой сфере. Поэтому не лучше ли будет свернуть эти утопические программы и заняться тем, что действительно даст украинцам возможность позаботиться о себе и купить себе желанную квартиру?
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас