Минфин РФ предлагает скорректировать параметры майских указов Путина — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Минфин РФ предлагает скорректировать параметры майских указов Путина

Мир
547
Разрыв между доходами и расходами региональных бюджетов в 2015-2017 гг. будет оставаться высоким, следует из документа Минфина о бюджетной политике. Чтобы помочь регионам, нужно провести мобилизацию доходов и оптимизацию расходов, предлагает Минфин. Для повышения доходов — ввести налог с продаж, о чем уже предупредил министр финансов Антон Силуанов; максимальная ставка — не 3, а 5%, уточнял чиновник финансово-экономического блока, регионы смогут ее снижать. В документе Минфина предлагается ставка «до 5%». Оптимизировать расходы Минфин предлагает за счет затрат на исполнение президентских указов о повышении зарплат бюджетникам. Чтобы сэкономить, можно слегка изменить параметры индексации.
Например, допустимо, чтобы средний заработок бюджетников после индексации мог отклоняться на 5% от среднегодового целевого размера оплаты труда — его ориентиром служит средняя зарплата по региону, а ее сложно прогнозировать, аргументирует Минфин. За счет этой меры регионы могут сэкономить в 2015 г. до 90,1 млрд руб., в 2016-2017 гг. — еще 241,5 млрд. Либо же, предлагает Минфин, за ориентир можно взять данные по среднерегиональной зарплате за предыдущий год, они уже известны. Из расчета размера средней по региону зарплаты надо исключить заработки госслужащих и военных, поскольку их зарплата не зависит от развития экономики региона, пишет Минфин.
В учреждениях культуры повышение оплаты труда не должно касаться вспомогательного и административно-хозяйственного персонала, составляющего около 40% численности работников, считает Минфин. На этом можно сэкономить 26 млрд в 2015 г. и еще 136 млрд руб. в два последующих.
В целом меры по мобилизации доходов и оптимизации расходов позволят сократить дефицит регионов в 2015 г. на треть, или на 310,9 млрд руб., а в 2017 г. — почти наполовину, или на 450 млрд руб., подсчитали в Минфине.
В Минтруде вчера не смогли прокомментировать предложения Минфина.
На будущее, предлагает Минфин, нужно установить мораторий на изменение разграничений полномочий между федеральным центром и регионами и на принятие федеральными законами новых расходных обязательств, нести которые придется регионам.
Именно вмешательство в региональные полномочия и привело их бюджеты к кризису: наделив регионы новыми обязанностями, федеральный центр не предоставил для их выполнения дополнительного ресурса — это возвращение практики нефинансируемого мандата, указывало агентство Standard & Poor’s. Как бы странно это ни звучало, но действительно нужно написать в законе, что расходы без источников финансирования не должны включаться в бюджет: это должно быть сродни бюджетном правилу, согласен директор Научно-исследовательского финансового института Минфина Владимир Назаров.
Если еще в 2010 г. дефицит региональных бюджетов составлял 100 млрд руб., или 1,5% от общих доходов (с учетом федеральных трансфертов), то в 2013 г. он вырос до 642 млрд руб., или до 7,9% всех доходов, а по итогам 2014 г. превысит 10% доходов, составив 857 млрд руб. Сократить его не удастся: в 2015-2016 гг. дефицит будет составлять около 940-950 млрд руб. (см. таблицу), превышая 10% получаемых регионами доходов, а без учета трансфертов федерального бюджета — около 12%.
В кризисе региональных бюджетов больше институциональных причин, чем экономических, замечает директор региональных программ Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Проблемы стали очевидны в прошлом году, когда регионы столкнулись с сокращением доходов при необходимости наращивать расходы. Поступления от налога на прибыль, одного из основных доходных источников регионов, в прошлом году упали на 13% не только из-за стагнации экономики, но и из-за изменения налогового законодательства — компаниям, входящим в консолидированные группы, разрешили объединять прибыль и убытки, что позволило им экономить на налогах. В целом доходы регионов в 2013 г. выросли всего на 1% в номинальном выражении, т. е. упали примерно на 5% в реальном.
А расходы в целом возросли почти на 6%, причем доля заработной платы, по расчетам Standard & Poor’s, в расходах регионов выросла с 24% в 2012 г. до 34% в 2013 г., а в 10 регионах превысила 50%. Регионам пришлось жертвовать другими расходами и наращивать долг, который за последние пять лет утроился и к концу I квартала 2014 г. превысил треть их собственных доходов. За 2013 г. регионы удвоили свой банковский долг, что грозит дестабилизацией уже не только бюджетной, но и банковской системы, предупреждала Счетная палата. К середине 2014 г. регионы задолжали банкам 627 млрд руб. — это более трети всего субнационального долга (1,7 трлн руб.). Минфин намеревается заместить дорогой банковский долг бюджетными кредитами.
Но в целом на увеличение помощи из федерального бюджета, тоже испытывающего сложности с доходами, регионы не могут рассчитывать. Доля федеральных трансфертов в доходах регионов продолжит снижаться, планирует Минфин: в 2010-2011 гг. они составляли почти четверть всех региональных доходов, в 2013 г. — 19%, по итогам 2014 г. будут менее 17%, а к 2017 г. сократятся до 13,6%. При этом доходы бюджетов в ближайшие годы будут расти лишь чуть быстрее инфляции (на 5,8% в 2015-2016 гг.).
Каждое из предложений Минфина не лишено здравого смысла, считает Зубаревич. Например, продолжает она, федеральных чиновников в регионах в 2,5 раза больше, чем местных, а у местных зарплаты в 1,5 раза выше, чем среднерегиональные. Заработки технического персонала учреждений культуры очень малы и, наоборот, тянут вниз средний показатель индексируемых зарплат.
Отклонение в 5% вполне допустимо — из-за боязни не выполнить указы президента регионы довольно часто их перевыполняют, увеличивая дефицит, согласен Назаров. Брать фактическую зарплату за прошлый год без учета военных и госслужащих также разумно — прогнозы часто оказываются ошибочными, а зарплаты госслужащих и военных устанавливаются из Москвы, указывает он.
«Главный вывод — решение [об индексации зарплат] невыполнимо, но никто не готов сказать, что оно ошибочное. Неверное решение — и началось ручное управление, чтобы сохранить лицо. Поэтому происходит корректировка параметров указов для обеспечения их выполнения», — говорит Зубаревич. Это выдает абсолютную беспомощность тех, кто выполняет решения, перед теми, кто их принимает, заключает она: «Приходится идти на уловки».
По материалам:
Відомості
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас