Распределению природных ресурсов готовят реформу
Ведомству по распределению природных ресурсов готовят реформу. Изменения уже начались, убеждал в ходе Пятого энергетического форума Адама Смита новый глава Государственной службы геологии и недр Украины (ГСГНУ) Дмитрий Кащук. «День» решил выяснить, о чем говорится и будут ли доступ к лицензии на добычу природных ископаемых получать все.
На вопрос «Дня», проводился ли аудит ГСГНУ, новый глава ведомства ответил, что нет, и уже три года как. Но к осени он дал задание провести. На вопрос о выявлении нарушений при выдаче предыдущим руководством лицензий (в том числе факты лоббирования интересов компаний, приближенных к Ставицкому и Злочевскому) Кащук заметил: «До моего прихода в апреле 2014 года все разрешения, выданные на аффилированные структуры этих людей, были ликвидированы моим предшественником – Сторожем… Было требование генеральной прокуратуры и все договоры отменили». Сколько всего лицензий отобрано и у кого именно, а также сколько еще может быть забрано, по его словам, пока трудно сказать, потому что сейчас этим занимается Генпрокуратура, СБУ и правоохранители.
• На рассмотрении сейчас находятся 20 лицензий, рассказал Кащук. Впрочем, выставлять на продажу возвращенные лицензии в ближайшее время вряд ли будут. Как рассказал глава Госгеонедр, аукцион по продаже лицензий на добычу полезных ископаемых состоится 17 июля. А вчера истек срок подачи документов для участия в нем. В целом государство выставляет 16 месторождений, из которых 7 – по добыче природного газа (три участка расположены в Луганской области, остальные четыре – в Сумской, Харьковской и Полтавской). С начала года на конкурсы утвердили 50 участков, но по большинству из них еще не пришло согласования облсоветов.
Поэтому продавать есть что, но получится ли работать по-новому? Новый руководитель уверяет, что – да. Но есть но. Предыдущая власть премьерства времен Николая Азарова оставила одно интересное «наследство», которое этому мешает. Речь идет о правительственном постановлении № 615 от 29 мая 2011 года, которое позволяет частным компаниям с минимум 25% государственной доли в уставном фонде получать лицензии на полезные ископаемые без конкурса! Именно этот документ позволял при Януковиче и Азарове передавать из государственных рук в частные интересные нефтегазовые месторождения. Так что же теперь с этим документом?
Постановление действует, рассказывает Кащук, но в него вносятся изменения, которые полностью нивелируют и сделают невозможным распиливание государственного добра. «Сейчас эта государственная доля (25% в уставном фонде. – Авт.) поднимается до 50%», – объясняет он. А почему бы просто не отменить это постановление, потому микс частной с государственной компанией содержит коррупционный риск? Кащук убеждает, что ее отменять нельзя (почему, четкого ответа не прозвучало). По его словам, в ближайшее время из постановления № 615 удалят пункт, который позволяет передавать лицензию другому субъекту хозяйствования. Именно им пользовались, чтобы потом передать месторождения в третьи руки. «Сейчас постановление на согласовании министерств и ведомств – в Минэкономики и Минфине. Думаю, что до конца месяца его согласуем», – объясняет Кащук.
Отменят или нет? Скоро увидим. Но почему государственный аппарат так цепляется за существование этого постановления? Объяснением может быть желание государства вместе с частными компаниями, которые имеют деньги на развитие площадей, увеличивать внутреннее газодобычи и таким образом уменьшать энергетическую зависимость от экспорта газа из России. Впрочем, говорят эксперты, все не так просто.
• «Всех на конкурс и не изобретать велосипед. Кому отдавать лицензию, должен решать рынок: победит лучшее предложение. А государство должно создать единые правила для всех», – говорит эксперт по энергетическим вопросам Валентин Землянский. Иначе, предполагает он, и в дальнейшем будут находиться компании, которые будут иметь преференции в получении лицензий. И главным получателем будет тот, кто купит лотерейный билет вместе с государством, считает он. Кроме того, продолжает Землянский, государство должно быть в роли арбитра еще и потому, чтобы не получилось как с солнечной энергетикой: ставку сделали, власть изменилась и теперь инвесторы думают, как быть, с чего погашать кредиты. «Правила должны быть такими, чтобы развитие проектов не зависело от власти», – считает он.
• Надо перевести распределение лицензий в публичную плоскость – сделать электронную площадку, чтобы было видно, какие компании и какие участки разрабатывают, какие условия к ним предъявляют. Чтобы не было такого, что под определенные участки выписывают конкретные условия. Словом, надо следить, чтобы недра и геологические запасы использовались с выгодой для народа Украины», – говорит эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук. Возможно ли это сделать в ближайшее время? Корольчук считает, что при старых условиях существования системы власти, от нового руководства особо ничего не будет зависеть. «Все решалось на уровне заинтересованных ФПГ, которые занимаются добычей газа, и на уровне НАКа. Я не представляю, чтобы система координат власти поменялась так быстро», – говорит он.
Сопредседатель «Фонда энергетических стратегий» Дмитрий Марунич добавляет, что никаких кардинальных реформ по недрами не получится, пока не утвердят новый кодекс о недрах. «Именно в нем предусматривается серьезное изменение методологии выдачи лицензий и существенно уменьшается количество разрешений и лицензий, вводилась возможная продажа лицензий на полезные ископаемые», – объясняет эксперт. А если Украина строит внутри страны проевропейский энергетический рынок, то по условиям Третьего энергопакета это постановление придется отменять, объясняет Дмитрий Марунич. «Чтобы работать на европейском рынке надо отказаться от субсидий и преференций», – говорит он. К тому же сохранение этого постановления даже в измененном виде создает определенные предпосылки для коррупционных вещей. По мнению эксперта, конкуренцию на рынке нельзя притеснять только потому, что у государственных компаний не хватает денег на разведку и разработку собственными силами месторождений.
• По мнению Землянского, чтобы нарастить газодобычу, правительству следует действовать иначе. В частности, говорит он, КМУ должен финансово заинтересовать добывающие компании наращивать газодобычу. Ведь сейчас и так правительство обязало добывающие компании продавать добытый газ на внутреннем рынке. Однако нынешняя цена экономически невыгодна, поэтому все компании не спешат добывать и удовлетворяют преимущественно свои потребности. «Стоимость газа для населения с учетом последнего повышения – почти тысяча гривен за тысячу кубических метров, а экспортная – 385 долларов за тысячу кубических метров. Поэтому это предел для заинтересованности», – считает Землянский.
На сколько реально Украина может увеличить газодобычу? «Максимально положительный реалистичный прогноз – до 25 миллиардов кубических метров за 5 лет (без учета Крыма, потому что не понятно, как с ним быть), а пессимистический до 20 – 21 миллиардов кубических метров», – прогнозирует Землянский. По его словам, увеличение газодобычи на 1 миллиард кубических метров требует миллиарда долларов инвестиций.
• Вопрос Крыма, признает Кащук, сегодня болезненный. «Есть ряд договоров о разделе продукции и о совместной деятельности по разработке шельфа Черного моря… Все инвесторы, которые хотели зайти, на большой паузе. Это касается крупнейшего инвестора «ЕксонМобайл»: пока не понятна перспектива разработки Скифского месторождения. Поэтому все в ожидании, как инвесторы, так и государственные органы», – объясняет госчиновник. Единственное, что сейчас может сделать государство, добавил он, принять изменения в законодательство, чтобы позволять переоформление лицензий с одной государственной компании на другую государственную. «Сейчас надо делать это через процедуру аннулирования и выдачи новых разрешений. А мы столкнулись с проблемой переоформления договоров «Черноморнефтегаза» и НАК «Надра Украины» на другие государственные компании», – подытожил Кащук.
Наталия Билоусова
По материалам: День
Поделиться новостью