О будущем отечественного ОПК — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

О будущем отечественного ОПК

Мир
975
Во время выступления на открытии Парламентской ассамблеи НАТО в Вильнюсе, генеральный секретарь Североатлантического альянса Андерс Фог Расмуссен заявил, что события в Украине крайне наглядно демонстрируют всем членам альянса, что оборона «все еще ​​важна», и европейским правительствам больше нельзя урезать военные расходы. В НАТО действия России расценивают как проявление готовности перекраивать европейские границы силой и использовать военную агрессию против других государств для достижения своих геополитических целей. Расмуссен сообщил, что страны НАТО сократили военные расходы на 10%, а некоторые тратят на оборону менее 1% бюджета (по правилам Североатлантического альянса, каждый его участник должен выделять на военные нужды не менее 2% своего ВВП). Все члены НАТО должны увеличить свои инвестиции в национальную и коллективную оборону, подчеркнул генсек НАТО.
Европе есть о чем задуматься: даже наиболее обороноспособные Франция и Великобритания из-за мирового экономического кризиса в последние годы сократили военные расходы, и даже раньше запланировали дальнейшее уменьшение. А Нидерланды раньше вообще отказались от тяжелой бронированной техники, начав распродавать танки Leopard 2A6, которые есть на вооружении, парк которых после окончания «холодной войны» насчитывал более 400 машин. Нидерланды также полностью ликвидировали морскую авиацию и сократили свой флот с 56 до 23 кораблей.
В то же время, по данным Расмуссена, Россия с 2008 года увеличила свой ​​оборонный бюджет более чем на 50%, и ее военные расходы растут ежегодно на 10%. Оборонный бюджет чуть ли не в сто миллиардов долларов уступает только США и Китаю, и в 2012 году он составлял 4,4 от ВВП.
Все изменения на рынках вооружений пока предсказать трудно. Если говорить непосредственно об Украине, то бессмысленно отрицать, что она пострадает от потери наработанных связей. Но и массовые увольнения в сфере ОПК и практически закрытие всех предприятий комплекса, согласитесь, также преувеличение. Ведь именно такое будущее пророчат нам некоторые российские эксперты и чиновники. Мол, без российского рынка Украина свою «оборонку» просто потеряет. Неверные также заявления о том, что украинский ОПК производит только комплектующие, но не боевые единицы – как известно, на внешних рынках украинская бронетехника (танки и бронетранспортеры) конкурирует с российской. В том, что конечную продукцию оборонные предприятия Украины почти не производят, уверял российских журналистов председатель комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Виктор Озеров.
Вероятно, что новые трудности, которые возникли в украинской «оборонке» повлияют на реформирование в этой области. По данным Минобороны, в состав отечественного ОПК входят 162 предприятия и учреждения, несколько производителей продукции двойного назначения. Большая часть входит в состав госконцерна «Укроборонпром», а его руководство давно уже приняло решение реструктуризировать более 40 предприятий, производство на которых остановлено или нецелесообразно.
Потери украинского ОПК, которым грозит свертывание украинского-российского военно-технического сотрудничества (экспертные оценки здесь разные, но даже средняя цифра – несколько сотен миллионов долларов), обещают компенсировать США. Как сообщает со ссылкой на информированные источники в оборонном секторе агентство Интерфакс-Украина, речь идет о наращивании ВТС Украины с США и ЕС, а также содействие и взаимодействие в осуществлении Украины ВТС на рынках третьих стран. Конечно, надеяться на то, что американцы существенно загрузят украинский ОПК заказами, было бы наивно. Во всяком случае, в определенных сегментах США не будет способствовать Украине из-за возможной конкуренции.
Подобные примеры есть. Президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский напомнил в интервью российским СМИ, что США, несмотря на вроде бы партнерские отношения с Израилем неоднократно выдавали его «жизненно важные секреты». И это приводило к тяжелым последствиям для военной промышленности Израиля – для сфер, где Израиль может конкурировать с Соединенными Штатами. «США выбили Израиль из проекта переоборудования польской системы ПРО. Поэтому Израиль потерял 13 миллиардов долларов», – рассказал он.
Однако, на определенную помощь здесь Украине надеяться все же можно. Так, США интересуют возможности КБ «Южное», которое годами обслуживало российские баллистические ракеты Р-36М2 «Воевода», который недавно обсуждался в американском Конгрессе. «Подобные проекты уже реализуются по определенным направлениям, но их спектр должен быть значительно больше, потому потенциал Америки огромный, потребности в космической технике очень большие и почва для переговоров в этой сфере реально есть», – считает директор информационно-консалтинговой компании Defense Express Сергей Згурец.
Похожая ситуация и с европейскими странами: есть направления, на которые Украину не пустят, но есть и такие, по которым уже ведется сотрудничество. Украинскую бронетехнику Европа не купит, поскольку в этом сегменте сильны позиции, например, немцы, экспортирующие такую ​​технику, как танк Leopard. При этом в ход идут любые инструменты. В начале года немецкая прокуратура раскручивала дело о взятках, которые производители давали чиновникам Минобороны Греции, чтобы на вооружении этой страны была техника их производства. Но на этот сегмент Украина и не претендует (хотя, скажем, Польша купила лицензию на бронемашину «Дозор-Б»).
Перспективной здесь является сотрудничество в части производства систем наведения, радиоэлектроники. В прошлом году сообщалось, что ГосКБ «Луч» и бельгийская компания Cockerill Maintenance & Ingenierie Defence реализовали совместный проект: в боекомплекте 90-мм пушки башни Cockerill появился украинский выстрел с противотанковой управляемой ракетой Falarick 90. Ракета может поражать бронированные цели на расстоянии до четырех километров, что более чем в два раза дальше по сравнению с другими снарядами штатной боезакладки. Покупателями украинской оборонной продукции могут стать, например, прибалтийские страны. Так, в оборонном ведомстве Литвы сообщали о том, что армии не хватает современных средств вооружения, особенно противотанковых и противовоздушных. В связи с чем до конца года планируется закупка в Польше системы противовоздушной ракетной обороны «Гром».
Другое дело, что основной продукцией, которую Россия покупала для нужд своего ОПК, являются авиационные двигатели производства запорожского «Мотор-Сич» и газотурбинные двигатели для кораблей производства николаевского «Заря-Машпроект». И здесь как раз не приходится рассчитывать ни на помощь США, ни на помощь Европы. Остается лишь усиливать борьбу на традиционных азиатском, восточном и американском рынках. Плюс – определенное загрузки со стороны своего государства. Ясно, что большого количества кораблей Украина в обозримом будущем не построит; не будет она и покупать в год вместо РФ сотни вертолетных двигателей, здесь можно говорить только об экспорте. Но даже модернизация армейских вертолетов Ми-8 и Ми-24 – это уже посильный вклад.
На данном этапе предприятия отечественной «оборонки» и правда могут рассчитывать на серьезные госзаказы. В этом году на нужды Минобороны в государственном бюджете предусмотрено около 20 млрд. грн. Примерно 2,5 млрд. планируется потратить на закупку военной техники и вооружений, в том числе – 194-х бронетранспортеров производства харьковского завода им. Малышева.
Однако, все же остается под вопросом, хватит ли в нынешних непростых для Украины условиях названных средств. А уж тем более – сохранится ли тенденция после окончания боевых действий на востоке страны. По оценкам экспертов, для поддержки войск в боеспособном состоянии только на закупку ВВТ необходимо тратить хотя бы 300 млн. долларов. А для эффективного развития ОПК, согласно мировым стандартам, госзаказ должен втрое превышать объемы экспорта, притом, что более 90% продукции украинского ОПК идет на экспорт. Можно говорить о том, что теперь, когда у страны есть явный противник, ничего не остается, как вооружаться. Но и многие страны-члены НАТО не забывали о необходимости направлять на военные нужды не менее 2% своего ВВП, а все же в условиях кризиса не могли это обеспечить.
Но вынужденная срочная модернизация украинской армии должна укрепить позиции украинского ОПК на внешних рынках. Ведь ранее эксперты и сами представители отрасли отмечали, что доказать потенциальному покупателю, что техника хорошая, трудно, если она не «обкатана» в своих войсках. Теперь же в «Укроборонпроме» сообщили, что в ходе силовой операции на востоке страны прошли испытания новые БТР-4Е, которые поступили на вооружение армейских подразделений. И, как сообщил глава ведомства Юрий Терещенко, броня выдержала прямые попадания из крупнокалиберных пулеметов и автоматических пушек, противокумулятивные экраны защитили экипаж от попаданий из ручного противотанкового гранатомета, а бронированные стекла выдержали прямые попадания снайперских винтовок.
Андрей Муравский
По материалам:
День
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас