Аграрные перевозчики создают "Единую агрологистическую систему" - для решения всех своих бед — Finance.ua
0 800 307 555
0 800 307 555

Аграрные перевозчики создают "Единую агрологистическую систему" - для решения всех своих бед

Аграрный рынок
501
Составляющая логистики ощутима в любом товаре – украинцы имели возможность убедиться в этом, когда вместе с подорожанием топлива в цене подскочили товары, которые не были импортными и соответственно, не привязанными к доллару. А в украинские продукты составляющая перевозки заложена даже несколько раз – в соответствии с каждым этапом доставки.
Основная проблема – “задвоение” автотранспорта
Участники аграрного рынка несут ощутимые убытки из-за несовершенной системы транспортировки от поля до элеватора, рассказывает президент Ассоциации аграрных перевозчиков Украины Янина Кучерова.
“Основные проблемы начинаются еще на этапе планирования транспортировки и продолжаются в течение всего периода сбора урожая. Основной проблемой является “задвоение” автотранспорта – когда одно и то же авто обещают нескольким агрокомпаниям. И в результате возникает нехватка автотранспорта”, – считает она.
Проблему перевозки с полей аграрии решают разными методами: либо закупкой транспорта, либо наймом, но такая полевая логистика достаточно сложная, на нее влияет много не прогнозируемых факторов – погодные условия, объемы урожая, поломка техники.
“В связи с тем, что нет единой системы контроля транспорта, учета и добросовестности услуг, является проблемой, что предлагаются одни и те же машины различным предприятиям. В результате чего срываются контракты, транспорт не выходит на сбор урожая. И мелкие и средние компании не имеют возможности решить эти вопросы, потому что у них нет ни финансовых механизмов, ни технических”, – соглашается с таким мнением директор Государственной продовольственно-зерновой корпорации Украины Валерий Стецюк.
Посчитать убытки, которые приносит аграриям неудачная логистика, довольно трудно. “Они состоят из косвенных расходов, которые происходят постоянно и у транспортных компаний, и у аграрных. А что это означает? Это означает, что транспорта или недостаточно, соответственно, компании вынуждены закупать этот транспорт, на что идут средства, или транспорта недостаточно и он неэффективно используется, что тоже является экономически нецелесообразным. В результате таких вот различных перерасхода или неправильного использования ресурсов и транспортная, и сельскохозяйственная области страдают. Точной достоверной информации о потерях непосредственно на полях нет, но в процентном соотношении – это достаточно ощутимо”, – подытожил он.
Не в последнюю очередь это влияет и на конечную цену продуктов, которые затем попадают на стол украинцев. “Любой агрохолдинг назначает цену на свою продукцию, которая первоначально будет ниже, и уже потом меняется. То есть, если транспорт обеспечили по определенной цене – это уже их нижняя планка. Если не обеспечили – цену придется поднимать”, – подытожила Кучерова.
Перегрузка и денежные сборы
Мининфраструктуры предлагает Кабмину и Верховной Раде ввести обязательную оплату за проезд грузовиков с максимально допустимой массой 12 тонн и более для компенсации вреда, причиненного автодорогам общего пользования. Законопроект для внедрения соответствующих норм уже подготовлен. Им предусматривается, что при внесении платы за проезд транспортных средств с максимально допустимой массой более 12 тонн на сети дорог в 21 тыс. км дополнительные поступления на ремонтно-строительные работы могут составить 4-8 млрд гривен в зависимости от среднего тарифа – 0,5 – 1 грн/км.
Перевозчикам такой поворот не на руку, но понимают – придется договариваться, чтобы и овцы были целы, и волки сыты. “На сегодняшний день этот вопрос решается в разных плоскостях, потому что здесь на самом деле задействовано очень много различных структур: и Минагрополитики, которые хотят вовремя собрать урожай и при этом не повышать цены на перевозки, а соответственно и себестоимость сельхозпродукции, это и Автодор, который хочет, чтобы сохранились качественные дороги, которые отремонтированы. На самом деле, этот вопрос достаточно многих отраслей. На сегодняшний день самое простое решение – это ввести ограничения, в результате чего увеличатся цены на перевозки, в результате чего сельхозпродукция будет иметь большую себестоимость. Еще одна проблема – не только в цене, а в том, что значительно снизится объем перевозок. Потому что если на сегодняшний день автомобиль вместо 20 тонн будет возить, скажем, десять, то надо будет в два-три раза увеличивать парк техники, или эффективность использования этой техники”, – объясняет Валерий Стецюк.
По его мнению, из-за изменения обстановки в стране, компромиссы найдутся и вопрос перегрузки грузовиков и дополнительной платы будет решен.
Страх и ненависть на Востоке
Перевозчики напуганы случаями захвата транспортных средств в восточных областях Украины, но отказываться от работы в регионе не намерены.
“На данный момент предприятие, в котором я работаю, осуществляет перевозки в Луганской и Донецкой областях. И три недели назад закончили работать в Крыму с украинскими предприятиями, которые там находятся. В принципе, они там все украинские. Буквально в пятницу был прецедент, когда произошел прямой захват трех транспортных средств с грузом сельхозпредприятия – пшеницей и кукурузой. Интересно, что водителей отпустили домой, а транспортные средства увели в неизвестном направлении вместе с продукцией. Хорошо, что на них установлена навигационная система и мы видим, где эти транспортные средства находятся. В этой ситуации самое неприятное это то, что люди, которые работают на этих машинах, напуганы”, – говорит Стецюк.
Однако оставлять восток Украины перевозчики не собираются. “Договориться о перевозке можно всегда. Нужно возить, нужно работать. Потому что скот хочет есть ежедневно, и сельское хозяйство там работает. И сейчас ведутся переговоры со всеми предприятиями, которые там находятся. Многие из них говорят, что поля заминированы, но все равно собирать урожай они планируют. Поэтому я говорю, как перевозчик – мы будем там работать. Будем пробовать совместными усилиями решать эти вопросы. Конечно, это больше вопрос государственного уровня. Но на сегодняшний день никто не отказывается и не говорит о том, что и зона не будет рабочей”, – подытожил он.
Как известно, во вторник 27 мая Министерство аграрной политики Украины обратилось к силовым структурам с просьбой уберечь зернохранилища Луганской области от разграбления боевиками. По словам чиновников, к ним все чаще поступает информация о возможном захвате боевиками зерновых складов. Эти хранилища пополняются Аграрным фондом и содержат около 40 тысяч тонн зерновых.
Как решение всех своих бед перевозчики предлагают организовать единую агрологистическую систему – “гуртом і батька легше бити”. Она послужит общей информационной базой о доступном для использования транспорте и имеющихся заказах. Однако, не окажется ли впоследствии создание единой системы монополией? Перевозчики уверяют, что членство в ней будет свободным и бесплатным, и в первую очередь придет на помощь мелким и средним предпринимателям, ведь у крупных хватает и транспорта, и заказов. Пока же систему запустили в тестовом режиме – до следующего года.
По материалам:
Finance.ua
Если Вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам об этом.

Поделиться новостью

Подпишитесь на нас